Прикладная этика
Прикладная этика
А.А. Гусейнов
Этические
учения XIX-XX вв. при всех новых акцентах имели то общее с классическими
учениями Нового времени, что в них не было строгих выходов в область моральных
поступков. Они, в целом, оставались философско-теоретическими. Так, например,
рассмотренные в предшествующем параграфе наиболее дискутируемые до настоящего
времени нормативные альтернативы, связанные с утилитаризмом, деонтологией и
перфекционизмом, имеют между собой то общее, что ни одна из них не заключает в
себе однозначного нравственно обязывающего содержания, не трансформируется в
адекватную нравственную практику.
Начиная
приблизительно с 60-х годов XX в., теоретическая этика стала существенно
видоизменяться - приобретать конкретный, практически ориентированный характер,
внутри нее выявилась особая линия развития, получившая название прикладной
этики. Непосредственно это было связано с развитием новых - прежде всего
биомедицинских - технологий, применение которых породило сугубо практические
ситуации, требовавшие определенных, эмпирически фиксируемых и проверяемых
ответов на философско-этические вопросы о границах жизни и смерти, ценности
жизни, пределах автономии личности. Прикладная этика, собственно, и есть такая
область знания и поведения, которая имеет дело с практическими моральными
проблемами, носящими пограничный и открытый характер. Самые яркие показательные
примеры таких проблем - эвтаназия, трансплантация органов, аборты и др. Они
пограничны, так как касаются фундаментальных моральных принципов, ценности
самой жизни. Они открыты, так как имеют форму дилеммы, каждое из
взаимоисключающих решений которой поддается моральной аргументации.
Относительно них в общественном сознании отсутствует нормативное согласие. И
еще вопрос, а возможно ли оно вообще?
Более
конкретно этико-прикладные проблемы характеризуются следующими признаками.
Во-первых, они возникают в публичных сферах жизни, предполагающих и требующих
кодифицированного (юридического, административного, профессионального) регулирования
и контроля, в зонах институционального поведения, где поступки по определению
имеют осознанный и общественно вменяемый характер. Это - такие проблемы, судьба
которых решающим образом зависит от сознательно выраженной воли общества,
воплощенной в соответствующей институциональной организации жизни. Например, в
результате смертной казни погибает значительно меньше людей, чем от семейных
ссор и уличных драк, тем не менее именно она, а не семейные ссоры и уличные
драки является предметом прикладной этики, так как в этом случае речь идет о
сознательной дефинитивно выраженной воле общества, целенаправленном акте
государства. Во-вторых, для решения этих проблем недостаточно одной доброй
воли, нравственной решимости. Требуется еще профессиональная строгость суждений.
Здесь моральная обоснованность выбора теснейшим образом сопряжена с адекватным
знанием предмета выбора. Нельзя, например, выработать нравственно взвешенное
отношение к трансплантации органов без ответа на вопрос о медицинских критериях
человеческой жизни. В-третьих, по вопросу нравственной квалификации этих
проблем среди специалистов и в общественном мнении господствуют противоположные
по существу, но соразмерные по удельному весу и общественному статусу позиции.
Так, точки зрения в пользу эвтаназии и против нее одинаково апеллируют к
этической категории милосердия, претендуют на истинность и легальность.
В-четвертых, они не могут быть решены в рамках казуистического метода, хотя и
имеют казусный характер; они являются открытыми не потому, что не найдено
логически безупречного их обоснования, а потому, что они не имеют его, они
всегда единичны и требуют каждый раз частных, одноразовых решений. Здесь
уместна аналогия с юридической практикой, где самые совершенные законы не
освобождают от суда, призванного специально удостоверять, конкретно исследовать
каждый случай их нарушения. И, наконец, в-пятых, способ принятия решений здесь
также (продолжая аналогию с судом) является публичным, процессуально
оформленным, чаще всего он осуществляется через особые этические комитеты, в
которых представлена вся совокупность относящихся к делу интересов и
компетенций. В случае этико-прикладных проблем как бы выносится вовне, наружу
тот выявленный еще Аристотелем внутриличностный механизм рационального
взвешивания и борьбы мотивов, который предшествует принятию нравственно
вменяемого решения.
Характеристика
проблем прикладной этики как открытых вызывает неслучайную ассоциацию с
открытым обществом. Эти проблемы конституируются и получают адекватное
выражение в открытом обществе, поскольку ему свойственны мировоззренческий
плюрализм, веротерпимость. Они являются открытыми именно в масштабе общества;
отдельные индивиды или группы людей, как правило, имеют относительно этих
проблем совершенно определенные и однозначные суждения. Другая специфическая
черта открытого общества как наиболее благоприятной среды для развития
прикладной этики состоит в том, что оно гарантирует и постоянно расширяет права
человека, с акцентированным пристрастием оберегая их в тех случаях, когда индивид
принадлежит к разного рода меньшинствам. В данном случае существенно важно то,
что каждая личность сама по себе, без опосредствующих связей с особыми
общностями (сословием, этногруппой, профессией и т.д.) и независимо от своей
полезности, признается самоценной, пользуется в этом качестве определенными
общественными и государственными гарантиями. Еще одним фактором, способствующим
появлению прикладной этики, является
необычайный
прогресс познания, проникающего в интимные, личностно-образующие глубины жизни,
а также развитие универсальных и дорогостоящих техник и технологий, каждый
случай применения которых становится общественно значимым событием, сопряженным
с большим риском (генная инженерия, использование атомной энергии и т.п.) и
огромными материальными затратами.
Моральные
вопросы, имеющие этико-прикладной характер, возникают в разнообразных сферах
практической деятельности. Соответственно прикладная этика существует как
собирательное обозначение совокупности многих конкретных прикладных этик -
биоэтики, экологической этики, этики хозяйствования, политической этики, этики
науки и др. Наиболее развитой из них, на примере которой по преимуществу и
строятся обобщения о прикладной этике является биоэтика (биомедицинская этика).
Вопрос
о научном и практическом статусе конкретных видов прикладных этик не имеет на
сегодняшний день однозначного решения. Очевидно, что они не являются частями,
разделами этики как науки о морали. Они в такой же и даже, быть может, в
большей мере принадлежат соответствующим специальным областям знания:
биомедицинская этика - биологии и медицине, этика науки - науковедению и т.д.
Прикладная этика представляет собой новую, внутри себя многообразную область
знания и общественной практики, возникающую на стыке этики и других конкретных форм
научно-практической деятельности. Она тесно соприкасается и отчасти совпадает с
профессиональной этикой, но не тождественна ей. Различия касаются, по крайней
мере, двух пунктов. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные
требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается
главным образом нормами, правилами поведения, а прикладная этика имеет своим
предметом конкретные моральные ситуации. Первая рассматривает профессиональное
поведение, поведение человека внутри профессии и от ее имени, вторая -
общезначимые проблемы, охватывающие людей разных компетенций и касающиеся
самого личностного бытия индивидов, а не отдельных аспектов его деятельности.
Вопрос
о предмете прикладной этики, ее соотношении с этикой в традиционном значении
термина остается предметом споров среди специалистов. Различные мнения об этом
могут быть сгруппированы в четыре позиции: прикладная этика является
приложением этической теории к практике и восходит своими истоками к античной
древности; представляет собой новейший вариант профессиональной этики;
выступает как совокупность особого рода практических моральных вопросов
современности; может быть интерпретирована как новая стадия развития этики,
характеризующаяся тем. что теория морали прямо смыкается с нравственной
практикой общества. Несомненным однако является то, что прикладная этика в
настоящее время - одна из самых активных точек роста этических знаний и
накопления морального опыта.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru