Опрос - как метод исследования в социологии
Опрос - как метод
исследования в социологии
Опрос
- метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к
определенной группе людей (респондентов).
Виды опросов
-
письменные (анкеты, тесты)
-
устные (интервью)
-
очные
- заочные
Специфика опросов
Источником
информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых
явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой
информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.
Опрос
- это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
психологическое
состояние респондента в момент опроса;
ситуация
опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
содержание
анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их
адекватного понимания респондентом)
Различают
вопросы:
-
открытые
-
закрытые (с перечнем вариантов ответов)
-
прямые, личные
-
косвенные, безличные
проблема
достоверности информации.
качество
работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан
с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и
внешности, последовательность действий.
Социальная и социологическая роль опросов
Задача
опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между
управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия
решений.
Для
социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о
субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
Обычно
опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с
помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель
генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки
представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.people.nnov.ru/