Виды социологических исследований общественного мнения
Виды социологических исследований общественного мнения
Социологическое
исследование это система логически последовательных методологических,
методических и организационно-технических процедур, связанных между собой
единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего
их использования в практике социального управления.
В
зависимости от цели и задач исследования (т.е. в зависимости от глубины
требуемого анализа, масштабности и сложности поставленных в нем задач)
различают три вида социологического исследования:
1.
Разведывательное (пилотажное, зондажное) наиболее простой вид, так как решает
ограниченные по своему содержанию задачи.
Используется
либо в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо
когда предмет исследования мало или вообще не изучен. Обычно здесь используется
наиболее доступный метод сбора информации (анкетный опрос иди интервью) по
упрощенной методике и инструментарию (Методика совокупность технических
приемов, связанных с данным способом сбора информации, в их последовательности
и взаимосвязи. Инструментарий методические документы, с помощью которых
осуществляется сбор первичной информации (анкета, бланк-интервью, опросный
лист, карточка для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и
т.д.), позволяющий получить ее в короткие сроки. Для получения оперативной
информации может также служить экспресс-опрос. Экспресс-опрос нацелен на
выявление отношения людей к какой-либо проблеме, факту (зондаж общественного
мнения) и на выявление степени эффективности только что проведенных
мероприятий. 2. Описательное предполагает получение эмпирических данных, дающих
относительно целостное представление об изучаемой проблеме, ее структурных
элементах. Применяется при обследовании большой общности людей с разнообразными
характеристиками (например, коллектив предприятия, жители микрорайона). 3.
Аналитическое самый углубленный вид социологического исследования, помогающий
выяснить не только структурные элементы проблемы, но и причины, лежащие в ее
основе и обусловливающие характер, распространенность проблемы. Требует
значительного времени на подготовку, тщательно разработанных программы и
инструментария исследования. Дает возможность анализа и объяснения полученных
результатов. В зависимости от метода (Метод основной способ сбора информации,
обработки и анализа данных) исследования можно выделить еще три вида
исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Мы остановимся подробнее на
первом виде: опрос наиболее распространенный и широко используемый метод
(основа мониторинга). Обращен непосредственно к носителю информации
(респонденту), дает информацию о внутренних побуждениях людей, их склонностях и
мнениях. Не заменим при исследовании тех содержательных характеристик
общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и
межличностных отношений, скрытых от «внешнего взгляда» и дающих о себе знать
только в определенных условиях и ситуациях. Есть две разновидности опроса:
интервью и анкетные опросы. Интервью проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов
фиксируется либо интервьюером, либо на пленку. Имеет две функции: а) получение
информации о событиях, фактах и б) воздействие на респондента с целью изменения
структуры его мотивации, ориентации. Среди прочих методов исследования занимает
первое место в мире, хотя в нашей стране уступает место анкетному опросу
(интервью значительно дороже опроса). К достоинствам этого метода можно
отнести: 1. Возможность получить глубинную информацию о мнениях, мотивах,
представлениях человека. 2. Сам процесс близок к обычной беседе, что
способствует возникновению непринужденного общения и, следовательно, более
искренних ответов. 3. Дает возможность увидеть эмоциональную реакцию и, в
случае необходимости, провести корректировку. 4. Вербальное общение устраняет
проблему «непонятного вопроса». К числу недостатков, кроме затрат материальных,
можно отнести и большие временные затраты (по сравнению с анкетным опросом);
трудоемкость процесса подготовки нужного числа интервьюеров. По содержанию
интервью можно разделить на: а) документальные изучение событии прошлого,
уточнение фактов; б) интервью мнений выявление суждений, оценок, взглядов; в) с
экспертами т.е. со специалистами по данной проблеме. По технике проведения
интервью могут быть: а) свободные длительная беседа по общей программе, но без
детализации вопросов. Уместно на стадии разведки; б) стандартизированные т.е.
по полной процедуре (Процедура последовательность всех операций, общая система
действии и способов организации исследования, включая не только приемы сбора,
но и обработку информации.); в) ненаправленные («терапевтические») инициатива
беседы принадлежит респонденту (дается возможность высказаться). По способу
организации выделяют: а) групповое цель вызвать дискуссию в группе; б)
индивидуальное; в) по телефону; г) фокусированное интервью (фокус группа)
относительно новый вид исследования, гибрид нестандартного с панельным опросом.
По сути интервьюер выступает инициатором и ведущим групповой дискуссии по
заданной теме. Еще раз обратим внимание, что этот вид исследования предполагает
очень высокое качество подготовки интервьюеров. Анкетные опросы. Предполагает
жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание
способов ответа, которые фиксируются либо респондентом (заочный опрос), либо в
присутствии анкетера (прямой опрос). Как показывает практика, более ясное и
полное представление о качественном своеобразии общественного мнения
недостаточно проведения отдельных опросов. Сегодня складывается механизм
мониторинга общественного мнения. Это систематическое по заданным и
повторяющимся показателям социологическое отслеживание состояния и динамики
развития общественного мнения.
Список литературы
1.
Методика изучения общественного мнения. М., 1992.
2.
Методы сбора информации в социологических исследованиях. М„ 1990. Кн.1, 2.
3.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара,
1995.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sociologia.iatp.by