Школа Чистой Земли
Школа Чистой Земли
Ещё
одной школой махаяны, зародившейся в Китае, была школа Чистой Земли. Её
основные идеи были взяты из индийских почти одноимённых сутр, которые были составлены
почти через триста лет после смерти Будды и назывались «Сутрами Чистой Земли».
Эту новую школу возглавил Хуэй Юань (336-416), основавший Общество Белого
Лотоса (такое название, конечно же, было выбрано не случайно: причиной стало
покрытое лотосами озеро, находившееся рядом с монастырём) и заложивший тем
самым первый «камень». Учение Будды в истолковании школы Чистой Земли
постепенно распространилось и в другие китайские школы, а позже, будучи
переработанным Хонэном (1133-1212) в дзёдо-буддизм, оно попало и в Японию.
Популярность
школы Чистой Земли состояла в предложении достичь просветления со значительно
меньшими затраченными на это усилиями, нежели предлагали другие школы. Тот же
Хонэн (посмертное его имя – Гэнку) считал, что изучать наставления, познавать
себя, медитировать и всё это одновременно – довольно таки сложное занятие,
поэтому тексты школы Чистой Земли, объясняюшие пользу чтения мантр, его очень
обрадовали.
Последователи
учения Чистой Земли верили, что просветление Будды пребывает вне времени и
пространства, вне границ его земной жизни, что оно персонифицировано во
множестве будд и бодхисаттв. И бодхисаттва Амитабха дал обет не достигать
полного просветления до тех пор, пока все живые существа не окажутся в нирване,
посвятив себя таким образом бескорыстному служению другим. Амитабха пожертвовал
собственным просветлением ради нирваны других и, как считалось, мог спасти
нэмбуцу — «Наму-амида-буцу», — и тогда он откроет перед вами двери своего рая.
Таким
образом, школа Чистой Земли возлагала свои надежды на силу Амитабхи. У
некоторых последователей вера в «другую силу», тарики, преобладала над верой в
«собственную силу» — дзёрики, и заменяла усилия, которые требовалось приложить
для достижения просветления.
Один
из учеников Хонэна – Синран (1173-1262) – основал собственную школу, известную
как дзёдо-син или син-буддизм. А один из учеников Синрана развил учение Чистой
Земли о нэмбуцу, превратив его в еще более сильную и самодостаточную практику,
гарантировавшую достижение просветления, даже если ее выполнить всего однажды,
но только от всего сердца.
Позже
последователи Хонэна и Синрана несколько видоизменили учение, включив в него
некоторые другие буддийские практики. Сейчас, к примеру, многие буддийские
школы используют разные аспекты их теорий, в особенности чтение нэмбуцу и веру
в идеал бодхисаттвы, воплощенный в Амитабхе, как дополнение к практикам
махаяны.
Любой,
кто занимается этими практиками, вне зависимости от прочих условий, может
переродиться в буддийском раю. Путь Чистой Земли - это легкий путь достижения
мира и просветления, открытый каждому; никому не будет отказано, несмотря ни на
какие прошлые ошибки, слабости и недостатки, если он с искренней верой
практикует обращение к Амитабхе.
Предложенный
Хонэном путь оказался простым и эффективным способом достичь просветления, что
пришлось по сердцу очень многим. Хонэн утверждал, что нэмбуцу не является
формой медитации, но многие последователи использовали этот метод именно как
медитацию и последователи этих последователей продолжают так делать и в наше
время.
В
определённом смысле все мы уже находимся в Чистой Земле и нам не нужно
совершать длительное «паломничество», нужно лишь позволить раю вокруг нас стать
таковым.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru