Студенты об инновациях в системе высшего образования
Студенты об инновациях в системе высшего образования.
Ивахненко
Г.И., Голиусова Ю.В.
В
Российской Федерации уже несколько лет проводится реформа, или, как теперь
говорят ее авторы, “модернизация” высшего образования. В ее оценке, судя по
социологической литературе, наблюдается существенный разброс мнений как
преподавателей, так и студентов [1]. В 2001 г. мы провели исследование в
нескольких московских вузах с целью выявить отношение студентов к существующим
сегодня формам обучения, изучить мотивы и возможности получения ими платного
образования, выяснить их мнения о социальных льготах и стипендиях, а также о
такой инновации в системе образования, как тестирование и введение сертификатов
по его итогам.
Объектом
нашего исследования стали 600 студентов московских вузов: Российского
университета дружбы народов, Московского государственного педагогического
университета, Московского автомобильно-дорожного института (Технического
университета), Института туризма и гостеприимства, Института социальной
инженерии. Методика, по которой проводился опрос, предусматривала стратификацию
всего массива по полу (опрошено 52% юношей, 48% девушек); возрасту: студенты от
17 до 18 лет - 31%; 19-20 лет - 33%; 21-25 лет - 30%; старше 25 лет - 6%;
формам обучения: платная - 38%, бесплатная - 62%; очная - 82%, вечерняя - 10%,
заочная - 8%; профилям вузов: 51% - студенты технических вузов, 49% - гуманитарных;
профилям факультетов: технические - 20%, гуманитарные - 22%, экономические -
20%, управления, менеджмента, сервиса - 20%; срокам обучения (1-й – 2-й курсы -
34%, 3-й курс - 26%, 4-й – 6-й курсы - 20%); материальной обеспеченности (до
3000 руб. в месяц - 46%, 3000-5000 руб. - 15%, свыше 5000 руб. - 25%). Выбор
объектов исследования осуществлялся “нюрнбергским методом”, который, по
характеристике В.Э. Шляпентоха, является разновидностью доступной выборки, то
есть такой выборки, когда объектом изучения становятся единицы совокупности,
оказавшиеся “под рукой” и объединенные каким-либо признаком в достаточно
расплывчатую совокупность (например, “студенты”) [2].
В
последние годы структура высшего образования в России претерпела значительные
изменения. Большое количество вузов перешли на платную систему обучения.
Несмотря на то, что негосударственное (платное) образование уже достаточно
заявило о себе в современном российском образовательном пространстве, оно
продолжает вызывать к себе неоднозначное отношение.
На
вопросы о платном и бесплатном образовании в современной высшей школе
опрошенные нами студенты, как представляется, дали достаточно объективные
ответы. 65% респондентов не считают платное образование более престижным,
причем 2/3 из тех, кто учится платно, дали аналогичные ответы. Платную же форму
абитуриенты выбирают, в основном, потому, что она позволяет легче поступить в
высшее учебное заведение (так считают более 90% респондентов, обучающихся в
платных и бесплатных вузах).
Что
касается других причин, влияющих на выбор формы обучения, например, уровень
подготовки преподавателей и техническая оснащенность вузов, то приоритеты здесь
распределились следующим образом. На вопрос: “Где выше качество образования: в
платных или бесплатных вузах?” - примерно треть студентов затруднились дать
ответ. Из ответивших на этот вопрос (2/3 респондентов) более 50% и тех, кто
учится бесплатно, и тех, кто учится платно, считают, что уровень обучения,
квалификация преподавателей выше в государственных (бесплатных) вузах.
Техническую же оснащенность учебного процесса более 50% ответивших студентов
оценивают выше в платных вузах. Эти данные можно интерпретировать в том плане,
что, большая часть студентов, выбравших платную форму обучения, не очень
интересуется уровнем преподавания, а стремится, в первую очередь,
минимизировать затрачиваемые усилия для поступления в вуз, чтобы свести риск
“провала на экзаменах” к нулю.
Рассматривая
проблему платного образования в России, уместно напомнить результаты некоторых
социологических исследований 1992-1994 гг., когда начали появляться платные
места в вузах. Исследования тех лет показывают, что установка студентов на
платное образование не отличалась консервативностью с самого начала, поскольку
сознание молодежи достаточно быстро перестроилось и приспособилось к новой
реалии. Так, например, в 1992 г. 42% опрошенных студентов выступали против
введения платного образования в стране, а в 1994 г. число их с подобной
установкой снизилось уже до 34% [3].
Изучая
причины выбора студентами той или иной формы обучения, важно учитывать, каковы
их возможности платить за учебу. Подавляющее большинство опрошенных студентов
государственных вузов имеют совокупный месячный доход 1 до 3000 руб. (59%
респондентов); 14% тратят в месяц на себя от 3000 до 5000 руб. и 15% - свыше
5000 руб. Большинство респондентов из государственных вузов - дети специалистов
с высшим образованием и рабочих высокой квалификации. Значительная часть
студентов, обучающихся в платных вузах или на платных отделениях государственных
вузов (41%), имеют совокупный доход свыше 5000 рублей. Они, как правило,
являются выходцами из семей специалистов с высшим образованием, руководителей
предприятий и предпринимателей. Следует иметь в виду, что почти 2/3
респондентов, обучающихся платно, - это те, кто учится на вечернем и заочном
отделениях и имеют постоянную работу или подрабатывают и, возможно,
самостоятельно оплачивают свои расходы на обучение. Трети таких респондентов
помогают родители, и они “ни в чем не нуждаются”. В качестве конкретной
приемлемой суммы за обучение в вузе 26% “бесплатников” и 17% “платников”
определяют сумму в 1000 долларов США в год. Большинство же респондентов, не
называя конкретной цифры, считают, что “стоимость обучения должна быть доступна
всем”.
Высокая
плата за обучение, с одной стороны, и низкие стипендии (у основной массы
опрошенных студентов они составляли 300 руб. в месяц), с другой, - обостряют
вопрос о социальных льготах для студентов . Сюда мы включили: дотации на
питание, скидки на оплату за транспорт и услуги, связанные с летним отдыхом.
Задав респондентам вопрос, имеют ли они возможность пользоваться указанными
льготами, и суммировав полученные данные, мы выяснили, что помощь студентам со
стороны государства и студенческих профсоюзов в основном касается проезда в
транспорте и скидок на стоимость путевки в летнее время. Причем эти льготы чаще
предоставляются студентам-“бесплатникам”. Примерно 87% опрошенных студентов
бесплатной формы обучения и 21% обучающихся за плату имеют льготы на проезд в
транспорте. Путевки в летнее время со скидкой могут приобрести 55% “платников”
и 36% “бесплатников”. Дотации на питание предоставляются приблизительно 1/5
части респондентов государственных вузов. На вопрос: “Растет ли Ваша стипендия
с ростом инфляции в стране?” – большинство опрошенных дали отрицательный ответ.
Из
сказанного можно заключить, что разнообразие форм образования в России в
условиях экономического кризиса во многом осложнило социальное положение
определенной части студентов. Поэтому в реформировании нуждается и система
социальной поддержки студенчества во время обучения. Одним из механизмов
государственной поддержки социально нуждающимся, в соответствии с Планом
действий Правительства РФ, стала новая система стипендиального обеспечения –
введени е академических и социальных стипендий. Существовавшая до 2002 г.
система, считает министр образования РФ В.М. Филиппов, хотя и включала функцию
социальной поддержки, была все же не вполне справедливой: ведь сдают без троек
сессию и получают повышенную стипендию по большей части студенты из
обеспеченных семей, у которых за плечами при поступлении были платные курсы и
репетиторы. А студенты их малообеспеченных семей, у которых не было такой
предварительной подготовки при поступлении в вуз и которые обычно подрабатывают
вечерами и ночами - такие студенты получают в сессию одну-две “тройки” и
стипендии не получают. Новая система стипендиального обеспечения
предусматривает две категории стипендий. Академическая стипендия (с января 2002
г. – 700 руб. в месяц) выплачивается за хорошую и отличную успеваемость, за
успехи в научно-исследовательской работе. Одновременно для студентов с 1 января
2002 г. введена социальная стипендия, которая выдается на основе данных о
материальном положении семей студентов и составляет тоже 700 руб. Таким
образом, если студент из малообеспеченной семьи и еще хорошо учится, то его
суммарная стипендия может быть около 1400 руб. в месяц. Количество
академических и социальных стипендий вузы устанавливают сами [4].
Теперь
вкратце рассмотрим аспект модернизации высшего образования, связанный с
введением единого тестирования, которое, по замыслу, должно заменить и
выпускные экзамены в школе, и вступительные в вузе. Предполагается, что по
итогам тестирования выпускнику будет выдаваться специальный документ -
сертификат , в котором будет указываться величина суммы (в рублях), которая
выделяется государством в качестве помощи на последующее обучение в вузе. В
случае сдачи теста на высший балл (форма документа А+) - это полная
государственная финансовая помощь. Следующие суммы идут в порядке убывания:
документ А - это 17,5 тысяч руб., документ Б - 12,5 тысяч руб., документ Г -
финансовая помощь не оказывается.
Мы
просили студентов оценить этот проект и определить его положительные и
отрицательные последствия (см. таблицу). Судя по данным таблицы, среди
положительных результатов введения сертификатов предлагаемая “материальная
помощь студентам” поставлена респондентами на 4-е место по степени значимости
после “стимула хорошо учиться” (1-е), “обеспечение принципа социальной
справедливости” (2-е) и “упрощение процедуры поступления в вуз” (3-е). В
качестве негативных последствий рассматриваемой меры респондентами четко
сформулированы лишь три: “коррупция в школе” (11%), “тестирование -
некачественный и необъективный способ проверки знаний” (11%) и “несоблюдение
принципа социальной справедливости” (10%). Только 4 респондента (около 1%)
назвали “небольшой размер материальной помощи от государства”. В целом же
значительная часть опрошенных студентов смогли конкретизировать положительные и
отрицательные последствия введения указанного новшества.
Итак,
исследование отношений студентов к отдельным новшествам системы высшего
образования, которые предлагаются в рамках ее модернизации, свидетельствует об
их в целом позитивных восприятиях тех перемен, которые связаны с появлением
новых форм обучения, расширением прав выбора различных по содержанию и
назначению профессиональных образовательных программ, введением в действие
механизмов социальной защиты и т.д. Мнения студентов еще раз подтверждают, что
к реформированию образования требуется всесторонне продуманный и взвешенный
подход с учетом социального положения и интересов различных групп современной
молодежи.
Мнения
студентов о последствиях введения сертификатов по результатам тестирования
Похожие работы на - Студенты об инновациях в системе высшего образования
|