Е.П. Блаватская. Жизнь и учение
Е.П. Блаватская. Жизнь и учение
Антон Мусулин
Для
кого-то Е.П. Блаватская была другом и учителем, для кого-то — шарлатаном, для
кого-то — врагом и человеком, разрушившим религиозные устои общества. Все это —
лишь относительные истины...
Каждой
эпохе присущи своя система ценностей, свое мировоззрение, вкусы и стремления,
темперамент и характер. Свое религиозное и философское восприятие реальности,
своя идеология... Как правило, мы считаем важным то, к чему привыкли, и
придерживаемся той системы взглядов, в которой воспитаны и которая поэтому
кажется нам нормальной и естественной. Так, в Древнем Риме было естественным
верить в богов римского пантеона, немного позже вошло в норму быть
христианином, сегодня стало нормальным считать себя либо атеистом, либо, в
лучшем случае, человеком, верящим, что все-таки существует нечто, превышающее
нас. Как гласит поговорка, в Риме нужно вести себя, как подобает римлянину;
соответственно, принятие ценностей, присущих нашей эпохе, позволяет нам в ней
ориентироваться и ощущать себя комфортно. Но, с другой стороны, инертность
мышления и конформизм или, лучше сказать, консерватизм отталкивают все новое и
пытаются его погубить.
Та
же участь постигла идеи и взгляды Елены Петровны Блаватской.
Еще
в XIX веке Е.П.Б. (так называли ее ученики) обращает внимание на взаимосвязь,
существующую между различными пластами культуры — наукой, религией и
философией, на то общее, что присутствует во всех религиях мира и
идеалистических философских доктринах. Она сравнивает учения Востока и Запада и
находит их общие корни, ибо вопросы, которые ставит перед нами жизнь, не могут
быть «восточными» или «западными». Мы должны согласиться с мыслью, что не
существует много истин или много реальностей, хотя есть множество представлений
о Реальности (что обусловлено субъективными факторами и ограничениями,
присущими любой культуре).
Наш
век информатики нуждается в объединении не только в экономической и научной
сферах, но также в области метафизических и философских ценностей. Исследование
религий, философско-религиозных систем и традиций различных народов дает нам
возможность узнать прошлое человечества и при этом глубже понять и наполнить
смыслом то время, в котором мы сами живем. Historia magistra vitae*. И это
справедливо не только по отношению к историческим событиям, ибо подлинная
история человечества — это история идей, ценностей и стремлений, которые его
вдохновляли и наполняли смыслом его существование.
Исследуя
психологию, антропологию и философию XX века, можно увидеть, что многие
современные ученые и философы, такие, как Юнг, Маслоу, Шолем, Элиаде, Адо,
возвращаются к основным идеям и исследовательским замыслам Блаватской и
продолжают их. Так, в области психологии Юнг указывает на то, что внутренний
мир человека намного более глубок, чем это считалось прежде, и нам почти не
известен; что человек — существо, которое помимо временного, поверхностного и
личностного аспекта сознания обладает метафизическим центром, самостью, которая
стремится интегрироваться в сознание, проявиться. Этот процесс роста,
изначально заложенный в человеке, Юнг называет процессом индивидуации. Со своей
стороны, Маслоу подтверждает, что кроме преходящих потребностей человеку для
ощущения счастья и полноты жизни необходимы метапотребности — то, что выходит
за пределы личностных интересов. Самоосуществление возможно лишь в том случае,
если метафизические ценности являются опорой и стержнем нашей жизни. Элиаде
говорит о том, что человек — это не просто homo sapiens, рациональное, мыслящее
существо; по своей сути человек является также homo religiosus, религиозным
существом, которое помимо разума обладает способностью оперировать образами и
символами. В области социологии Сорокин, присоединяясь ко многим другим
философам, говорит о кризисе нашего времени, о дроблении западной культуры и о
ее движении к новому средневековью, что происходит в силу иррациональных и
чувственных факторов, которые терзают нашу цивилизацию, отказавшуюся от
идеалов, от священного, от всего, что облагораживает человека.
Поиск смысла — это поиск опоры
В
своих трудах Е.П.Б. предлагает нам отказаться от ограниченного и эгоцентричного
подхода, по-новому оценить учения как современных, так и древних философов,
принять вневременное в сфере религиозного и понять, что каждая религия хорошо выполняет
свою функцию, пока направляет человека к Божественному, не цепляясь за свои
догматы и пустые формы. Развитие науки в XIX веке породило позитивизм, который
ограничивает истину, сводя ее к тому, что можно проверить экспериментально, и
отбрасывает метафизику как таковую. Отказ от религии и метафизики превращает
науку в опору материализма, и место жрецов и священных писаний занимают ученые
и их догматы. Но кроме науки и научной «истины» (которая во многом определена
субъективным фактором) человек нуждается в прекрасном, в глубоких чувствах и в
размышлениях о Вечности, о смысле жизни и подлинно ценном, что есть в ней.
Разговор
о Елене Петровне Блаватской мы можем начать с фразы известного философа
Бергсона: «Мистики ничего не просят и, однако, получают. Они не нуждаются в
призывах, они просто существуют; их существование — это зов». Мистическое в
человеке — это движение к прекрасному и тайному, это выход за пределы
известного. Мистическое — это Дионис в человеке, бог энтузиазма, бог, который
ведет нас в ночь, нашу ночь неведения, бог, дающий нам возможность освоить и
покорить новое пространство, бог, которого сопровождает Аполлон,
символизирующий способность принести свет и гармонию в освоенное нами
пространство.
Мистики
ничего не просят и не нуждаются в признании. Их образ жизни и идеи вдохновляют
тех, кто находится в поиске.
Что такое истина о Е.П.Б.?
В
чем заключается истина о Е.П.Б.? Когда Иисуса, одного из великих Учителей,
обвинили в нарушении закона, богохульстве и обмане и приговорили к распятию,
Понтий Пилат, чувствуя величие этого человека, задал ему вопрос: «Что такое
Истина?» И ответом ему было молчание, ибо Истину невозможно выразить словами.
Можно
сказать, что о Елене Петровне Блаватской существует много относительных истин.
Для кого-то она была другом и учителем, для кого-то могла быть шарлатаном и
обманщиком, для кого-то — врагом и человеком, который посягнул на основные
религиозные устои, а кто-то видел в ней прежде всего человека, обладающего
парапсихологическими способностями... Все это — относительные истины: каждый,
включая и друзей Е.П.Б., и ее врагов, смотрит на нее через призму своих
собственных представлений и знакомит нас с различными фактами ее биографии,
окрашенными своим собственным восприятием.
Я
думаю, в поиске истины о Е.П.Б. мы не должны считать, что, собирая факты из ее
жизни, мы сможем воссоздать ее портрет. Не следует также думать, что все
написанное в ее сочинениях является окончательной истиной. Мы можем спросить
себя: в чем заключается истина о нас самих? Очевидно, что существует наша
собственная «истина» о нас — наше представление о самих себе, о своей жизни,
своих достоинствах и недостатках. Кроме этой есть и другие «истины» — мнения
наших друзей и людей, которые, справедливо или нет, нас недолюбливают. Но на
самом деле истина о нас — это нечто иное. И это иное также существует, если мы
говорим о Блаватской, Сократе, Платоне, Бетховене, Чайковском — о каждом из
великих людей. В великом проще увидеть малое, доступное мирскому взгляду, а
непонятное объяснить понятным: великодушие — личной заинтересованностью, выход
за рамки общепринятого — сектантством, желание более глубоко понять мир —
чудачеством. Здесь можно вспомнить притчу о том, как один из слушателей
Конфуция сказал его ученику: «Ты более умный, более великий, чем твой Учитель».
И тот ответил: «Мудрость человека можно уподобить стене. Моя стена не выше
человеческого роста, и потому каждый без труда разглядит все, что за ней
находится. А мой Учитель подобен стене высотой в несколько саженей. Кто не
сможет отыскать в ней ворота, никогда не узнает, какие прекрасные храмы и
дворцы скрыты за ней».
Когда
мы встречаемся с чем-то великим, нам трудно его понять и еще труднее объяснить.
В этом смысле важно не создавать преждевременных суждений о том, кто такая
Е.П.Б. Необходимо глубокое изучение ее сочинений, ее жизни и стремление
беспристрастно, не исходя из каких-то предубеждений и заранее готовых оценок,
понять ее природу. Только в этом случае наше суждение будет более-менее
объективным. И мы поймем, что помимо биографии, помимо моментов, относящихся к
мирской жизни, о Е.П.Б. существует некоторая другая истина — истина, связанная
с философским, метафизическим, истинная история ее путешествия через внутреннее
пространство души. Мы увидим ее идеалы и стремления, радости и страдания, то,
что было ей опорой, и то, ради чего она жила. Именно это внутреннее в каком-то
смысле и является истиной о Е.П.Б.; и это справедливо не только по отношению к
ней, но и по отношению к каждому из нас.
Мирская история
Биография
Е.П.Б. включает в себя данные о ее семье и происхождении, историю ее детства, в
течение которого ее сопровождали феномены и происходили странные вещи. Можно
упомянуть ее первую встречу с наставником, замужество, побег из дома, после
чего начинаются странствия и знакомство с различными мировыми культурами и
традициями, неоднократные попытки проникнуть в Тибет... Период поиска
заканчивается, когда Е.П.Б. основывает Теософское общество, после чего все ее
внимание посвящено развитию и росту этой организации и, с другой стороны, написанию
трудов: «Разоблаченной Изиды», «Тайной Доктрины», «Теософского словаря», «Ключа
к теософии», «Голоса Безмолвия» и других, а также сотен статей — полное
собрание ее сочинений составляет пятнадцать томов. Об этом можно многое
сказать, и многое уже сказано.
У
нее был сложный характер. Она могла ругаться как извозчик; когда она работала,
вокруг нее были разбросаны окурки; возможно, она не умела со вкусом одеваться,
могла потратить последние деньги на что-нибудь несущественное, потерять акции,
в которые были вложены большие суммы; она могла в резкой форме сказать или
написать больше, чем следует. И, с другой стороны, она прощала людям ошибки,
закрывала глаза на недостатки своих сотрудников, обращала внимание прежде всего
на достоинства человека, в силу чего она часто может казаться нам наивной и
слишком доверчивой.
Последние
15 лет своей жизни она проводит за рабочим столом по 18 часов в сутки, она
постоянна и упорна в своих стремлениях... Все это лишь некоторые черты ее
характера. Но, как мне кажется, все это не столь важно, как несущественно и то,
что она обладала парапсихологическими способностями, потому что парапсихология
— не духовное, а психическое явление. За время своего пребывания в Тибете
Е.П.Б. должна была научиться контролировать эти способности, научиться
властвовать над своей личностью, из медиума превратиться в Адепта.
Мы
не исключаем возможности существования телепатии и других способностей,
дремлющих в человеке, но в руках невежды они могут оказаться скорее опасными,
чем полезными. «Давать больше знания человеку, чем он может вместить, — опасный
эксперимент...»*, и, как написано далее, это может стать опасным не только для
него самого, но и для окружающих. Каждое лекарство является одновременно и
ядом.
Подлинная
духовность глубоко гуманна, она метафизична, мудра и неэгоистична и не имеет
ничего общего с феноменами или разговорами, в которых оперируют понятиями,
питающими тщеславие мнимых мудрецов. «Нам нужны люди проницательные, с
серьезными целями. Один такой человек может сделать больше для нас, нежели
сотни охотников феноменов».**
Другая история
Кроме
мирской истории, о которой написано много книг, существует другая история,
можно сказать, метаистория жизни Елены Петровны Блаватской. Она была мистиком и
философом, учеником и учителем. И если говорить о метаистории ее жизни, о
путешествии через внутреннее, мифическое пространство-время, мы должны сказать,
что это — история великих испытаний и великих побед, ведущих к освоению
внутреннего пространства души.
Внутренняя
жизнь Е.П.Б. — это жизнь Ученика, человека долга, преданности и верности
избранному пути. Хотя она и не всегда понимала советы и требования своих
Учителей и у нее всегда была возможность отказаться их исполнить — просто
сказать: «Я не хочу этого делать», — она неизменно оставалась в их распоряжении
и делала все, что в ее силах, ибо для нее ничто не имело значения, кроме ее
Долга перед Учителями и делом теософии: «Им принадлежит вся моя кровь до
последней капли, им будет отдано последнее биение моего сердца».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru