Биографические нарративы советской эпохи
Биографические нарративы советской эпохи
Цветаева
Нина Николаевна - научный сотрудник Социологического института Российской
академии наук
Описывая
результаты анализа нарративов "крестьянского" поколения, мы уже
говорили о том, что в самом определении дискурса как коммуникативного акта и
социального диалога содержится проблематика его обусловленности временем -
эпохой, в которой живут участники диалога. В нашем исследовании речь идет о
биографическом дискурсе советской эпохи, о том, насколько стереотипы и ценности
советской идеологии, языка эпохи, укоренены в привычках и навыках осмысления
собственной жизни авторами нарративов.
Понятно,
что процесс складывания языка эпохи развивается во времени и имеет на каждой
ступени свою историю. Биографические нарративы дают возможность уловить,
реконструировать эту историю. В силу этого биографический дискурс советской
эпохи рассматривается в исследовании через призму нарративов представителей тех
поколений, которые символизируют определенные этапы этого процесса - переходные
периоды жизни советского общества. Это позволяет не только обосновать критерии
отбора нарративов для анализа, но и подчеркнуть поэтапную симптоматику
социально-культурных изменений в советском обществе, включая и сегодняшние.
Напомним
также, что методическим "ключом" данного исследования является
характеристика биографического дискурса через те смысловые структуры
("фигуры логики") нарративов, которые образуются при анализе
отношения между событийной канвой нарратива и высказываемыми его автором
оценочными суждениями, что речь идет не о референциальности истории жизни, а о
том, как строится человеком дискурс этой истории, каковы его навыки осмысливать
свою жизнь или, используя терминологию П. Бурдье, каковы "практические
схемы" его мышления. Причем, как это и предполагает биографический метод,
интерес представляют прежде всего диапазон и вариативность обнаруженных в
текстах смысловых структур, "репертуар возможностей", а не частота их
обнаружения.
Первый
этап исследования - анализ "истоков" биографического дискурса
советской эпохи - проводился на нарративах людей, принадлежавших к поколению
очевидцев и участников социальных коллизий становления советской власти. Тот
факт, что большая часть представителей этого поколения являлись крестьянами по
происхождению, определил схему анализа их нарративов. Основной акцент в анализе
был сделан на взаимодействии крестьянской культуры авторов нарративов с
идеологией советской эпохи, на трансформации крестьянского мировосприятия под
воздействием этой идеологии, на том, как начинал складываться дискурс советской
эпохи, как запомнились этим людям, жившими в эпоху перемен, такие судьбоносные
для их жизни события, как гражданская война, революция, коллективизация, как
эти события представлены в их биографической памяти, какими идеологическими
формулами и обобщениями они сопровождаются.
Результаты
исследования биографических нарративов этого поколения (для краткости
названного "крестьянским") свидетельствовали о низком уровне
индивидуализации мировосприятия авторов нарративов, их неумении
рационализировать свою биографию, об отсутствии в их рассказах смысловых
моделей жизни и способов самоутверждения кроме тех, которые задавались
стандартными формулами идеологии советской эпохи. Кроме того, в нарративах
этого поколения обнаруживались деформации и противоречия, свидетельствующие о
неспособности человека совместить практическую логику своей жизни и логику
советской идеологии, его закрепощенности и беззащитности перед властью
структурной мифологической схемы.
Следующим
поколением, нарративы которого характеризовали особенности биографического
дискурса советской эпохи, стало поколение, вошедшее в советскую историографию
под именем "шестидесятников". Как и "крестьянское", это
поколение символизировало своего рода "переходную" эпоху - годы
"оттепели", годы разоблачения "культа личности" Сталина и
некоторого смягчения идеологии. Это позволяло надеяться, что анализ нарративов
этого поколения не только выявит межпоколенческую динамику биографического
дискурса, но и обнаружит свидетельства освобождения мировосприятия человека от
давления идеологических стандартов советской эпохи.
Основу
для анализа нарративов этого поколения составили материалы тематического
конкурса автобиографий "шестидесятников" "Гляжу в себя как в
зеркало эпохи", проведенного осенью 1994 - весной 1995 годов среди граждан
Санкт-Петербурга Биографическим Фондом Санкт-Петербургского филиала Института
социологии Российской Академии наук. Участниками конкурса оказались 93
человека, 44 женщины и 49 мужчин, чаще всего 30-ых годов рождения, то есть те,
кто встретил свое взросление в 50-ых - начале 60-ых. Так как среди участников
конкурса оказались люди самых разных профессий (от медсестры и шофера до инженера,
врача, начальника стройки), можно сказать, что тема конкурса не ограничила круг
его участников и результаты анализа характеризуют скорее "простого
советского человека", чем моральных активистов эпохи 60-ых.
Образование и "зримые следы" социальных и
политических событий юности
Ориентируясь
на позицию, что каждое поколение несет на себе "зримые следы социальных и
политических событий эпохи своей юности", от биографического дискурса
участников конкурса "шестидесятников" "Гляжу в себя как в
зеркало эпохи" можно было ожидать подробных и развернутых характеристик
эпохи. И первым шагом уяснения этих характеристик было то, как люди, приславшие
биографические нарративы на конкурс, объясняют свое участие в конкурсе и
представляют эпоху 60-ых, каковы "зримые следы" событий их юности.
Анализ
нарративов участников конкурса показал, что эти "следы" образуют два
типа дискурса, в каждом из которых действуют свои символы и метафоры. Один тип
дискурса - это язык литературный, язык образованных людей, интеллигенции.
Другой - язык людей малообразованных.
Вот
как выглядит эпоха 60-ых в нарративах образованных участников конкурса:
"на какое-то время мы поверили, что мы свободны и можем жить по совести,
быть самим собой", "все вздохнули свободно", "много стали
говорить о новой жизни, появилось много публикаций"; "60-ые - самые
интересные и насыщенные: слушали наших шестидесятников-поэтов, зачитывались
(чаще скрытно) "Одним днем Ивана Денисовича"; "60-ые - это
время, когда все щурились от солнца, как сказал Жванецкий"; "отношу себя
к числу шестидесятников - тех, чье идейное формирование на базе
коммунистической идеологии происходило после смерти Сталина, кто испытал
очистительное влияние ХХ съезда"; "мы кожей чувствовали духовный рост
общества, презирали обыденность, рвались к интересной работе"; "в это
время происходило освоение космоса, целины"; "знаменательное событие
- доклад Хрущева - началось осмысливание"; "моральный кодекс
строителя коммунизма", "всенародная государственная власть",
"поклонение науке".
У
малообразованных участников конкурса прямые оценки эпохи 60-ых очень редки.
Можно сказать, что фактически они не выделяют это время как особую эпоху и не
объясняют с этой точки зрения свое участие в конкурсе. В тех же случаях, когда
в их нарративах все же появляются характеристики этого времени, они конкретны и
"материальны", а эпоха 60-х определяется прежде всего как время
хрущевских реформ ("перебои с хлебом", "вместо привычных культур
на полях кукуруза", "хозяйки расставались со своими
буренками"...). Другими словами, 60-ые годы вообще не фиксируются ими как
"оттепель", как освобождение страны и личности, как смягчение режима
и изменения идеологии.
Итак,
то, что запомнилось первым и символизирует для них эпоху 60-ых, не входит
"в круг внимания" вторых. Явное различие мировосприятия образованных
и малообразованных участников конкурс производит впечатление, что жизненные
миры этих групп почти не соприкасаются и что интеллигенция российского общества
(если так называть людей, имеющих высшее образование) действительно утратила
свою сакральную функцию "хранителей идеалов", трансляторов
универсальных культурных образцов и продолжает лишь "воображаемое,
фантомное существование".
Специфика советского адаптивного габитуса
Остановимся
теперь на той характеристике биографического дискурса, которая оказалась
определяющей в нарративах представителей "крестьянского" поколения, -
зависимости их мировосприятия от идеологических формул советской эпохи и самом
ярком выражении этой зависимости - противоречиях. Противоречия прочитывались в
нарративах, когда их авторы, рассказывая о разорении в результате
коллективизации крестьянской жизни своей семьи, не только не осуждали порядок,
искалечивший эту жизнь, а даже оправдывали его, демонстрируя приверженность
идеологическим формулам прошлого.
При
описании результатов анализа нарративов "крестьянского" поколения уже
говорилось о том, что эту характеристику биографического дискурса можно
интерпретировать по схеме, которую применяет в своем исследовании автобиографий
Пекка Руус. Он пользуется терминологией Пьера Бурдье, соглашаясь с ним, что
народные классы в основном приспосабливаются к своим обстоятельствам,
"выбирая необходимость" и их габитус можно определить прежде всего
как адаптивный. С этой позиции оценивая противоречия в нарративах
"крестьянского" поколения, мы говорили, что в адаптивном крестьянском
габитусе появляются несвойственные ему элементы. Основу своеобразия составляет
то, что "глубокий реализм" адаптивного габитуса размывается, в
результате чего нарративах обнаруживаются противоречия, свидетельствующие о
неспособности человека совместить практическую логику своей жизни и логику
высказываемых им оценок или, в терминах Бурдье и Рууса, логику истории жизни и
логику поля (то есть "общества" и "культуры").
В
нарративах участников конкурса тоже читаются эти противоречия. Прежде всего их
можно прочитать в нарративах малообразованных участников конкурса. Это
происходит в тех случаях, когда, с одной стороны, они описывают свою трудную и
полную лишений жизнь ("жизнь-колотушку", как говорит один из них):
бедность, отсутствие нормального жилья, пьянство мужей, несправедливость
начальства и т.п., а с другой, оценивают советскую эпоху как время, в котором:
"человек чувствовал себя членом одной большой семьи", "все было
доступно... не боялись за завтрашний день", "твердо знали, что
государство не оставит".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/