Философия вымысла
Философия вымысла
Вадим Руднев
Философия
вымысла - одно из наиболее молодых направлений аналитической философии. До
второй мировой войны вымысел казался аналитикам делом несерьезным, но когда в
1950-е гг. начали изобретать искусственный интеллект, когда активно началось
компьютерное моделирование, стали всерьез задумываться, какова логическая
природа предложений типа:
(1)
Шерлок Холмс жил на Бейкер-стрит.
Традиционно
считалось, что подобные фразы лишены значения истинности, то есть не являются
ни истинными, ни ложными, а стало быть, вообще лишены значения, потому что
никакого Шерлока Холмса никогда не существовало и он никогда не жил по
указанному адресу, а в доме, в котором его поселил Конан-Дойль, всегда находился
банк.
Но
тогда кому-то пришло в голову (кажется, это был Дж. Вудс): если предложение
"Шерлок Холмс живет на Бейкер-стрит" бессмысленно, то тогда такими же
бессмысленными должны быть и предложения:
(2)
Шерлок Холмс жил на Берчи-стрит.
(3)
Шерлок Холмс жил на Парк-лейн.
Однако
ясно было, что предложение (1); с одной стороны, и предложения (2) и (3) - с
другой не одинаково бессодержательны. И в каком-то смысле можно утверждать, что
на фоне предложений (2) и (3) предложение (1) становится истинным.
В
каком же смысле?
Да
в том, что в художественном мире рассказов Конан-Дойля предложение (1)
соответствует истинному положению дел. Что же получается? С одной стороны,
никакого Холмса не существовало, а с другой - он "в каком-то смысле"
жил на Бейкер-стрит (а не на Берчи-стрит и не на Парк-лейн).
Шерлок
Холмс жил в возможном мире (см. семантика возможных миров) рассказов
Конан-Дойля. Но мы ведь ничего не знаем о природе этого возможного мира. Мы,
например, знаем, что Шерлок Холмс курил трубку, играл на скрипке и был неженат,
но мы не знаем, ел ли он вареные яйца на обед, любил ли женщин или вообще был
гомосексуалистом; мы не знаем, как звали его родителей, ходил ли он в кино и
как относился к психоанализу.
Ничего
этого мы не знаем и никогда не узнаем, потому что Шерлок Холмс - выдуманная
фигура.
Но
на это можно возразить, что про Марка Твена мы тоже многого не знаем: любил ли
он вареные яйца по утрам? Я, например, совершенно не помню, как звали его
родителей, и ума не приложу, как он относился к психоанализу.
Да,
но все это можно узнать в биографических материалах. Но эти свидетельства могут
быть ложными, и никто вообще может не вспомнить, ел ли Марк Твен вареные яйца
по утрам или нет. Поэтому я могу заявить, что Марк Твен такая же вымышленная
фигура, как Шерлок Холмс.
И
в случае с Шерлоком Холмсом, как и в случае со сновидениями , встает вопрос:
что является материальной стороной фразы (1), если точно известно, что Холмс
выдуманная фигура.
Когда
мы читаем фразу, подобную фразе (1), мы прежде всего должны понять ее смысл ,
то есть о чем она говорит, независимо от того, истинно это, ложно или
вымышленно. И вот когда мы эту фразу поняли, ее смысл (а не истинностное
значение), мы тем самым автоматически причислили ее к правильно в смысловом
отношении построенным предложениям нашего языка (неважно, английского или
русского). Мы как будто говорим нечто вроде:
(4)
Истинно, что предложение "Шерлок Холмс жил на Бейкер-стрит" является
правильно построенным предложением русского языка.
Получается,
что материалом вымысла является наш язык. Лишь определив принадлежность данного
предложения к множеству правильно построенных предложений нашего языка, мы
можем утверждать их истинность или ложность применительно к "возможному
художественному миру Конан-Дойля".
Но,
конечно, и здесь проблемы не кончаются, потому что, например, авангардное
искусство использует и неправильные, с точки зрения нормального носителя языка,
предложения, но искусство не перестает от этого существовать.
Возможно,
что (особенно в свете бурного развития компьютерных технологий и виртуальных
реальностей следует вообще отказаться от
противопоставления вымысла и реальности и говорить о некоем совокупном
экзистенциальном опыте, где в равной мере онтологической определенности и
неопределенности существуют (ср. существование) Микки-Маус, Леонид Ильич
Брежнев, круглый квадрат и Утренняя и Вечерняя звезда одновременно.
Список литературы
Льюиз
Д. Истинность в вымысле // Возможные миры и виртуальные реальности / Сост. Друк
В. и Руднев В. - М., 1997. - Вып. 1.
Миллер
В. Может ли вымышленный персонаж стать реальным?// Там же.
Руднев
В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М.,
1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/