Лингвистическая терапия
Лингвистическая терапия
Вадим Руднев
Лингвистическая
терапия - направление аналитической философии , связанное с техникой
психоанализа и рассматривающее анализ языковых проблем, с одной стороны, как
лечение языка и, с другой - как терапию самого аналитика.
В
No 225 "Философских исследований" Витгенштейн пишет: "Философ
лечит проблемы, как болезни".
Логический
позитивизм" рассматривал
традиционную философию с ее псевдопроблемами - свободы воли, бытия, сознания,
истории - как болезнь языка. Метафизика, говорили логические позитивисты,
возникает от неправильного употребления языка или злоупотребления (misusing)
неоднозначными и темными (vague) выражениями. Задача философа состоит в том,
чтобы очистить, прояснить, наконец, вылечить язык от путаницы мyогозyачных
наслоений, ведущих к непониманию, заводящих в тупик (misleading), и построить
идеальный логический язык, в котором таким "болезнетворным"
выражениям не будет места.
Поздний
Витгенштей называл Фрейда своим учителем. Действительно, многое в методологии
философов-аналитиков и аналитиковпсихотерапевтов совпадает: прежде всего анализ
неправильностей языка, ошибок речи, чему посвящены, по меньшей мере, две книги
Фрейда - "Психопатология обыденной жизни" и "Остроумие и его
отношение к бессознательному". В 1930-е гг. Витгенштейн читал в
Тринити-колледже Кембриджского университета лекции о Фрейде, которые были
впоследствии опубликованы его друзьями-учениками вместе с лекциями о религии и
эстетике.
В
1953 г. философ-аналитик Джон Уиздом выпустил книгу "Философия и
психоанализ", которая стала началом нового направления в аналитической
философии - Л. т. Дж. Уиздом полагал, что в процессе анализа языка аналитик
подвергает терапии не только язык, но и самого себя, выздоравливает в
философском смысле, подобно тому как это происходит в психоанализе (непременным
условием для начинающего аналитика было пройти анализ на себе, только после
этого он имел право начинать психоавалитическую практику (как сказано в
Евангелии (Лк. 4:23): "Врачу, исчелися сам").
Поздние
философы-аналитики, как правило, брали одну фразупроблему - например:
"Существуют ли ручные тигры?" (Дж. Э. Мур) или "Как странно, что
этот мир существует!" (Л. Витгенштейн) - и "обкатывали" ее со
всех сторон, обычно не приходят ни к каким утешительным выводам.
Во
всяком случае, как утверждает Уиздом, вывод аналитика всегда один: язык богаче
любого вывода. Поэтому дело, в общем, не в выводе, а в самом процессе анализа,
который происходит таким образом, что к концу его в голове аналитика
проясняется сама эта сверхценная для него идея сложности языка, несводимости
его к тем или ивым аналитическим операциям над ним.
Чтобы
добиться такого результата, философ-аналитик прибегал к тем же приемам, что и
психоаналитик-практик, то есть сочетал утонченную рассудочность на поверхности
и глубинную интуитивную аналогичность, как это делает дзэнское мышление .
Так,
уже в "Логико-философском трактате" Витгенштейна сочетаются
рационализм и мистика, когда важно, как писал В.В. Налимов, не то, что выражено
в словах, а то, что стоит за ними, когда слова не доказывают мысль автора, но
заставляют задуматься, что же должно находиться в сознании человека, способного
мыслить таким образом. Не логика, а симуляция, то есть моделирование логики,
сопровождающееся назойливым повторением одних и тех же квазилогических
предложений - "мантр", заставляющих зачарованного читателя в какой-то
момент перестать думать об этом анализе и погрузиться в некую иную - не
логической природы - ментальвую стихию и в этот момент осознать, что стоит за
словами, понять их невыразимый смысл.
Таким
образом, путь философа, исповедующего лингвистическую терапию, таков: от мишуры
дискретных логических выводов - к чистоте континуального поствербального опыта.
Список литературы
Витгенштейн
Л. Лекция об этике // Даугава. - Рига, 1989. - No 2.
Налимов
В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных
языков. - М., 1979.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/