Ошибки при делении понятий
Ошибки при делении понятий
Как вы видите, существует много способов сделать ошибку.
Поэтому в неправильных делениях часто встречается сразу много ошибок.
Дл
я начала давайте проанализируем
одно высказывание известного польского писателя Станислава Ежи Леца.
Оно гласит следующее: «Людей можно делить
по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. И сказал удивленный
палач: «А я Делю их на головы и туловища».
Анализ начнем, естественно, с конца. Эффект от фразы палача
имеет логическое происхождение. Мы ожидаем, что палач будет делить людей
логически, т.е. по какому-либо признаку. А он вместо этого предлагает нам
физическое деление, поскольку в этом слу
чае целый
предмет (человек), правда пока что мысленно, делится на части (голову и
туловище).
Первый вид деления (на людей и нелюдей) удивляет нас по другой
причине. Оказывается, мы ожидаем не только логического деления, но более того:
правильного логического деления. Мы ожид
аем, что
предлагаемое нам деление будет удовлетворять требованию соразмерности. Нам же
предлагают совершенно невозможное с логической точки зрения деление (на людей и
нелюдей). Это пример логической ошибки «обширное деление», поскольку объ
единение объ
емов членов
деления явно превышает объ
ем делимого понятия.
Еще одно деление мы встречаем у знаменитого писателя Гилберта
Кита Честертона:
«Грубо говоря, в миру есть три типа людей. Первый тип — это люди; их больше
всего, и, в сущности, они лучше всех... Второй тип назовем из вежливости
«поэты». Они большей частью сущее наказание для родных и благословение для
человечества. Третий же тип — интеллектуалы; иногда их называют мыслящими
людьми. Они истинное и жесточайшее проклятие и для своих, и для чужих. Конечно,
бывают и промежуточные случаи, как во всякой классификации... Но в основном
люди делятся именно так».
Каждый, кто читал эссе Честертона «Три типа людей», понимает,
что такое деление людей необходимо Честертону
для
защиты обычных людей от «мыслящих». Почему это деление неожиданно и даже
парадоксально? Потому что мы ожидаем, что оно выполняет правило исключения, но
в таком случае если в первую категорию попадают люди, то по этому правот
у второй и третий тип не должны включать в себя
людей. Но мы-то знаем, что поэты и интеллектуалы, что бы мы о них ни думали,
также являются людьми. Следовательно, правило исключения нарушено. Именно от
этого столкновения нашего бессознательного ожи
дания
выполнения правила исключения и явного его нарушения возникает парадоксальность
деления, которой так умело пользуется Честертон
для
своих целей.
Приведенные примеры делений еще раз подтверждают наш тезис,
согласно которому логика, как мольеровская
«проза»,
живет в наших душах. Мы инстинктивно ожидаем выполнения логических правил, даже
не подозревая о них. Однако, не будучи осознаны, эти правила могут быть,
во-первых, не полными, а, во-вторых, могут применяться неправильно. Логика дает
нам полный систематический набор таких правил рассуждений и обращения с
элементами рассуждений, а логические упражнения позволяют нам развить
способность успешно применять эти правила.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru