Роль силы в ненасильственной борьбе
Роль силы в
ненасильственной борьбе
Реферат по
политологии выполнил студент :
МГТУ имени
Н.Э.Баумана
Москва 1996
год.
Теория ненасилия
Термин
ненасилие в последнее время становится всё более и более популярным. Он прочно
вошел в обиход политической лексики ; без него редко обходятся в
политологических дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях ,
вышедших по поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому
достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим
насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо
авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются идеи и
практика ненасилия , да и просто человеческой привлекательности философии
ненасилия , в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций
кроется усталость от привычных слов , с помощью которых принято выражать
возвышенные этические идеи .
Насилие и
ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех народов . Насилие на
протяжении многих веков было , можно сказать , формой общественного развития ,
а наряду с этим существовали упования на ненасилие , различным образом
выражаемые , вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в
непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский
образ ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в
правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории и практики
ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи
ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что
раннехристианская социально-этическая доктрина , имея в качестве одного из
краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических
соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или
вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не
противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней
сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных
интерпретаций евангельской заповеди .
В каждой
культуре существуют две альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая -
на ненасилие . При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется
по-разному . Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой
идеи в культурах Востока , Запада и России.
Традиционным
культурам , определяющим лицо Востока , присуще гармонизирующие видение человека
и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе
, и вся тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте
‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По
словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и даже
такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди них . Все
люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом
ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’
Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение
вреда земле подобно избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это ,
человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это ...
Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о
страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что плохо для него самого ,
знает , что плохо для других , и наоборот ... ‘’
Но вот , что
парадоксально : ненасильственное отношение к природе имело негативные
последствия для судеб народов Востока . Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество .
Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается как ‘’
песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в
традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны
государства . Об этом ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая
до сих пор в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек
рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной
иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти ,
обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы
,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном традиционном обществе
наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе ,
а с другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению к
человеку .
На Западе мы
видим совсем другую альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение
человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ ,
который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из
природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив
первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи индивида к
индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени происходит
фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом , тогда же
возникают политологические понятия ” Запад ” и
” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской
истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к утверждению его ” естественных ”прав , к числу которых
прежде всего относится право на жизнь , на безопасность .
Сравнительный
анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить
отечественную ситуацию . Не только в силу нашего географического срединного
положения , но и вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней
мере в 20 в. , сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и
по отношению к природе , и к человеку в
обществе .
Где же выход ?
Наверное , единственная надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь
ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить ,
эксплуатировать , манипулировать или подчинить противостоящую сторону ,
признание её равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь
кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения
солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и
со-труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,
со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью
. Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти
, а лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно -
деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации , вообще
недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .
Какие же методы
можно применять в борьбе за ненасилие ? Казалось бы , о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба
ненасильственная ) , однако сила в ненасильственной борьбе не только
применительна , но и занимает в ней очень важное место .
Рассмотрим этот
интересный вопрос более подробно . Он нашёл своё отражение в работе Дж.Шарпа “
Роль силы в ненасильственной борьбе “.
В этой работе
много интересных мыслей , большинство из них , достойных нашего приводится ниже
.
Понятие силы
В основе
ненасильственной борьбы лежит определённое понимание природы силы в обществе и
политике . Эту борьбу невозможно понять , если не принимать во внимание такого
важного элемента , как сила .
Данное
утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными
представлениями о то , что ненасильственное действие теоретически и практически
игнорирует реальность силы в политике , и что сторонники ненасильственных
действий очень наивны , ибо не видят в насилии источник политического
могущества . Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в
политике и той роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.
Ненасильственная
борьба представляет собой политическую технику , которую необходимо понять
исходя из её собственной природы , а не объяснять или оценивать её по
ассоциации или сходству с другими явлениями . Эта техника скорее использует
социальные , психологические , экономические и политические методы воздействия
на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или
политики которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а
оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию ,
диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического
протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов , трудовых
забастовок , политического несотрудничества и мирного вмешательства ( которое
может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного
правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “
ненасильственных действий.
Данную технику
не следует путать с отличными от неё , но не менее важными проявлениями
религиозных и нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от
насилия . Однако гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику
ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства использовать
только мирные средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть
к нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при
наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии
ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и не были
связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных
ситуациях . Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои
шансы на успех в данном конфликте .
Ненасильственная
борьба является техникой противостояния силы противнику - оппоненту . Группа ,
выступающая в качестве оппонента , обычно обладает значительной
административной , экономической , политической и военной мощью .
Эта группа
обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат ,
который враждебен благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в
качестве оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое
государственными структурами.
Широкие круги
населения , которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и
действий группы , которая рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы
“ притесняемой “ группой .Эта группа может
заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом ,
или даже может не признавать режима . Но группа , которая фактически участвует
в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой ” группы , хотя количество
людей и различных социальных институтов , вовлечённых в эту борьбу , может
широко варьироваться .
Эта борьба не
может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы .
Термин “ сила ” используется здесь для обозначения всей совокупности различных
видов воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или
обществу сохранить себя , реализующих их политический курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила
может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию , людей и
институты , или возможностью мобилизовывать людей и институты на определённое
действие .Такого рода сила может быть использована , чтобы дать возможность
группе достичь определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ;
побудить других людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;
сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и отношения ;
изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать
комбинацию всех этих факторов .
Политическая
сила может находиться в руках правительств , государства , институтов ,
оппозиционных движений и других групп .Она может быть использована
непосредственно , но может быть и резервной способностью , оказывая влияние
лишь фактором своего существования .
Чтобы понять
роль силы в ненасильственных действиях , необходимо взглянуть на её природу и
динамику , - как в группе оппонентов , так и в группе ненасильственного
действия .
Зависимость
правителей
Часто
упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают отдельные индивиды и
группы на высших уровнях политического руководства и управления в любом
правительстве (т.е. те , кого мы для краткости называем ” правителями” ), не является чем - то изначально
присущим . Эту силу они получают извне , из общества , которым они управляют .
Главы
правительств и политических систем не являются ни всемогущими , ни обладающими
самовоспроизводящейся силой . Господство правителей и политической элиты
зависит в конечном счёте от сотрудничества населения и общественных институтов
.
Политическая
сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы нескольких источников , таких
как :
1) . Власть.
Устойчивость и действенность власти правителей и её легитимность в глазах подданных.
2) .
Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих или
оказывающих особое содействие , их число относительно всего населения , а также
формы и устойчивость их организаций .
3) . Знания и
навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их способность удовлетворять
потребности правителей .
4) . Скрытые факторы . Психологические и
идеологические факторы , такие как привычки , отношение к повиновению и
подчинению , наличие или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство
долга.
5) .
Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые ресурсы,
экономическая система , система связи и транспорта .
6) . Санкции .
Характер и сила принуждения и наказания , которые имеются в распоряжении
правителей для применения их как против подданных , так и в международных
конфликтах .
Почти всегда
существует проблема , в какой степени некоторые или все эти источники силы
имеются в наличии ; исключительно редко ( если не сказать никогда) складывается
ситуация , когда все они даны полностью или полностью отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит
от сочетания этих источников .
Правители в
большей мере зависят от повиновения и сотрудничества тех , кем управляют .
Отвергая их право руководить , подданные тем самым берут назад всеобщее или
групповое соглашение , которое только и делает существование правительства
возможным . Эта потеря власти ведёт к
дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней
степени , это угрожает самому существованию такого правительства .
Ситуация
ограничения или отказа подданных от сотрудничества опасна для любого режима ,
потому что именно своим сотрудничеством подданные способствуют функционированию
и увековечиванию существующей системы . Как экономическая , так и политическая
системы функционируют благодаря содействию многих людей , организаций и малых
групп , а правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более
обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в
подобно содействии.
Сила правителей
зависит от постоянства подобного содействия , не только отдельных членов
общества , должностных лиц , служащих и т.п. , но и организаций и институтов (
даже второстепенных ) , которые образуют систему в целом . Это могут быть министерства
, организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и
институты могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания
содействия , достаточного для того ,
чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность реализовывать свой
политический курс .
Границы
принуждения
Если перед
лицом широко распространяющегося несотрудничества и неповиновения правители не
идут на значительные уступки , то они должны всё больше прибегать к принуждению
. Пытаясь обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители
могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции
возможны благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает
существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет её
политический курс .
Но это , однако
, ещё не всё . Правящая группа также в свою очередь , должна быть объединена
чем-то иным , нежели только санкциями и , следовательно , также является
уязвимой для внешних воздействий . К тому же сама способность правителей
применять санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит от
помощи самих подданных , которая может быть ограничена или прекращена . Но
правителям нужна не пассивная поддержка , а
явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .
Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут
недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .
Санкции
необходимы для поддержания политической власти правителей - особенно в моменты
кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит от реакции подданных , которым они угрожают лил
против которых они применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой
поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в случае
применения санкций , всегда существует возможность выбора , проявления
своей воли .Чтобы быть эффективной
санкция должна внушать страх ; тогда люди снова согласятся сотрудничать и
подчиняться . Они могут и не сделать этого .
В такой
ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это представляет
серьёзную угрозу силе правителей .
Объединённое
сопротивление
Наличие каждого
из источников силы , кроме того связано или непосредственно зависит от степени
сотрудничества , покорности , повиновения и содействия , которых правители
должны добиться от своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при
определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать
эти источники силы путём уменьшения или
даже отказа от необходимого сотрудничества и повиновения .
Если силу
правителей можно регулировать путём отказа от помощи и повиновения , тогда
несотрудничество и неповиновение должно быть широко распространены . К тому же
, необходимо поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных
на то , чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и
несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт или
уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы переносить любые
санкции во имя перемен . Такая акция станет политически значимой . Свобода
действия правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся подданных
, несотрудничающих институтов , а также степени зависимости правителей от этих
факторов . Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена путём
изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества
.
Если отказ от
одобрения , сотрудничества и повиновения сохраняется и при угрозе нападения со
стороны правителей , тогда конец режима неизбежен. Так что все правители
находятся в зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что
власть утверждается только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне ,
обладающей большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле
главным является решимость не повиноваться и способность к сопротивлению .
Такое понимание
сущности политической власти может быть реализовано двояко : во-первых ,
непризнание гражданами тиранического правительства должно быть активно выражено
в отказе от сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или
массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому
большинству не хватает независимой организации , тогда подданные обычно не
способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на один . Эффективное
действие , основанное на таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении
и открытом неповиновении.
Структурные
основы общества
Структурная
основа общества существенным образом предопределяет возможность граждан контролировать
своих правителей . Эта структура
выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в
которых и сконцентрирована политическая сила .
Формы и
сущность этих органов политической силы меняются от общества к обществу , и от
ситуации к ситуации . Одни способны включать такие социальные группы и
институты , как семья , социальные классы , религиозные и национальные группы ,
профессиональные и экономические группы , небольшие поселения и деревни ,
города , провинции и регионы , органы местной администрации , организации
добровольцев и политические партии . Но чаще всего эти органы силы являются традиционными , укоренившимися
,официально признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут
быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже
восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в противостоянии
правителям.
Cтатус этих
образований в качестве органов силы будет определяться их способностью
действовать независимо и контролировать действенную силу других , т.е.
правителей или других органов власти и силы . И поэтому чрезвычайно важно их
количество , степень их централизации или децентрализации , принятые в них
процедуры выработки решений , степень их внутренней прочности и
жизнеобеспеченности .
Структура сил
общества , а также их взаимосвязь , значительно определяют сферу и степень
максимальной эффективности сил правителя . Когда сила как бы разлита в обществе
между различными общественными институтами , власть правителей с большей
вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные
структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию . Подобная
ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же , с другой стороны ,
органы силы существенно ослаблены , подорваны , или путём различных ограничений
нарушено их независимое существование и автономия действий , тогда сила
правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой . Это ослабит или
даже разрушит способность к общему противостоянию . Такая ситуация
ассоциируется с “тиранией”.
Потенциальная
способность общества контролировать правителей во многом зависит от условий , в
которых действуют органы силы . У общества , в котором существуют группы и
институты , обладающие значительной социальной силой и способные к независимому
действию , больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым
противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные одинаково
бессильны , так как в нём не существует структур , с помощью которых народ может
действовать сообща для достижения своих целей .
Источникам
власти правителей угрожает опасность , как правило , только тогда , когда
одновременно большое количество подданных ( или социальные группы или институты
) уклоняются от содействия , сотрудничества и повиновения . Поэтому способность
этих структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает
первостепенное значение .
Таким образом
возможность контроля за действиями правителей со стороны негосударственных
институтов общества будет определяться следующими факторами : 1) желанием
народа контролировать эти силы ; 2) количеством независимых организаций и
институтов ; 3) степенью их независимости ; 4) характером источников силы ,
контролируемых этими институтами ; 5) степенью
влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью людей
выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества . Если все эти факторы наличествует в достаточной степени ,
то общество может выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а
может и совсем перекрыть их доступ к силе .
Cледовательно ,
изменение силы правителей непосредственно или косвенным образом связано с
готовностью подданных одобрять правителей , подчиняться им , сотрудничать с
ними и выполнять их намерения .
Ослабление
силы правителей
Когда люди
отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи , проявляют стойкость в
своём неповиновении и открытом неподчинении , они лишают своего оппонента
элементарной поддержки и сотрудничества , в которых нуждается любое
правительство и иерархическая система . Граждане могут неподчиняться законам ,
которые они отвергают . Рабочие могут прекратить работу , чем парализуют
экономику . Служащие могут отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция
могут действовать пассивно при проведении репрессий ; они могут даже
взбунтоваться . Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно
, правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые были “
правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за того , что
человеческое содействие , создающие и поддерживающее политическую силу режима ,
исчезло . И поэтому сила режима уничтожается .
Однако ,чтобы
обладать эффективной силой против властвующих правителей , недостаточно одного
упрямства и коллективной стойкости . Всеобщее противостояние должно быть
переведено в стратегию действия . Людям необходимо знание техники , основанной
на этом понимании существа силы , включая специфические методы этой техники ,
динамику развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и
тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому относится и
умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам необходимо более
полное знание техники ненасильственных действий - той техники , которая
основана на нашем понимании природы силы .
Система
ненасильственных средств борьбы
Ненасильственное
действие представляет собой совокупность средств борьбы. Оно включает в себя
демонстрацию сил и проведение “ битв”, нуждается в мудрой стратегии и тактике ,
в мужестве своих ” солдат ”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы
победить , люди , стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело
применять избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия
настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение , что
достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше времени , чем
насилием , это не всегда верно . Временами ненасильственные действия приводят к
успеху в течении довольно быстрого срока .
Большинство
методов ненасильственных действий можно рассматривать как реализацию теории
силы , о которой говорилось выше . Чётко различаются три определённых класса
ненасильственного оружия в ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и
убеждение , несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут изменить
существующие социальные , экономические или политические отношения и
одновременно основательно изменить баланс сил .
Ненасильственный
протест и убеждение являются главным образом символическими действиями в мирном
противостоянии или при попытке убеждения , осуществляемого не при помощи слов ,
а посредством кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной
интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование ,
расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги протеста .
Самая
незначительная группа ненасильственных методов включает несотрудничество c
оппонентом . Несотрудничество заключается в намеренном неодобрении , уклонении или открытом неповиновении
в определённых существующих отношениях - экономических , социальных или
политических . Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными
или незаконными .
Методы
несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы социального несотрудничества
( включая социальные бойкоты ); 2) методы экономического несотрудничества (
подразделяющиеся на экономические бойкоты и забастовки ) ; 3) методы
политического несотрудничества ( также известные как политические бойкоты ) .
Умение групп ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -
социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно важным в
динамике ненасильственной борьбы .
Методы
ненасильственной интервенции , применяемые в определённых ситуациях , коренным
образом изменяют её . К ним относятся посты , сидячие забастовки , протесты ,
ненасильственные заграждения , утверждение новых социальных установок ,
альтернативные экономические структуры , розыск тюремных заключённых ,
продолжение работы без сотрудничества , создание параллельного правительства .
Овладение
силой
Ненасильственные
действия прибегают к силе как для противодействия оппоненту , так и для
достижения своих целей . Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие
на источники силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое
действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы носят в
основном экономический характер , то и сопротивление должно носить
экономический характер . Если эти вопросы являются в основном политическими и
оппоненты требуют политического сотрудничества от населения , то сопротивление
может быть политическим . Вместо нанесения непосредственного удара по военным
формированиям оппонентов , которые являются видимым выражением их силы ,
ненасильственные санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :
сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут
парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию .
Технику
ненасильственных действий можно также рассматривать как более опосредованное ,
не прямое воздействие на силу оппонента , чем это осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций
оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою
возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например , провоцируя
репрессии своими ненасильственными действиями , ненасильственно
сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что репрессии оппонента не в
состоянии запугать население . Продолжительное сопротивление наряду с поддержанием ненасильственной дисциплины
может вызвать у постоянных сторонников правителей отчуждение от них и , таким
образом , ослабить их .
Число
сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может очень значительно
увеличиться . Всё это происходит вследствие того , что насилию оппонента
противостоят опосредованно .
На весь ход
конфликта будет влиять стратегия и тактика , применяемая группами
ненасильственного действия . Они нуждаются во внимательном и тщательном
планировании своей стратегии , используя лучшее из имеющихся в распоряжении
стратегических принципов и знание ненасильственной борьбы в конфликтной
ситуации .
Репрессии
Вызов ,
брошенный ненасильственными действиями , может быть слабым и лишь незначительно
затронуть статус-кво . В чрезвычайных ситуациях иногда вызов может до основания
разрушить эту ситуацию .
Трудности , с
которыми сталкивается оппонент , противодействуя ненасильственным действиям ,
вызваны не только удивлением или незнанием техники ненасилия , но обусловлены
самой динамикой и механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту
влияния и силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента .
Репрессии -
наиболее вероятный ответ на протест . Они могут быть использованы в виде
цензуры , конфискации капиталов и имущества , разрыва средств сообщения ,
экономического давления , арестов , заключения в тюрьму , принудительной
мобилизации , концентрационных лагерей , использования провокаторов , угрозы
наказания , избиений , пыток , убийств , введения военного положения , казней и
актов мести .Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов .
Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть неэффективными
по отношению к целям оппонента , то они могут быть более ограниченными , чем те
, которые применяются против восстания , использующего насилие , а также
обычной или партизанской войны .
Вероятность
репрессий является сильным доводом в пользу того , что ненасильственное
действие представляет реальную угрозу установленному порядку , они косвенно
подтверждают силу ненасильственной техники . При этом репрессии и даже
жестокости не являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и
военные действия противника - для отказа от какого-либо военного сопротивления
. Ненасильственное действие предназначено для действия против оппонента ,
который способен и стремится использовать ненасильственные санкции .
Ненасильственная
дисциплина в действии
Вопреки
ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать покорность .
Чтобы санкции
были эффективными , они должны воздействовать на сознание подданных , порождая
страх и готовность к повиновению . Однако существует возможность , что расчёт и
дисциплина , а также отказ от лояльности
заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки
опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении ненасильственной
дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в уменьшении насилия по
отношении к самим себе ; это увеличит её шансы на победу . Чтобы иметь
максимальные шансы на успех , ненасильственная группа должна придерживаться
избранной ею тактики .
Крупномасштабное
, решительное и умелое использование ненасильственных действий вызовет у
оппонентов очень специфические проблемы , которые нарушат или расстроят
эффективное использование ими своих сил . Вызывая репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного
действия сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их
поддержку и ослабить власть .
Перед лицом
репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у них есть сила , должны
упорствовать и отказываться от подчинения . Известны многочисленные
исторические примеры стойкости перед лицом превосходящего насилия групп ,
придерживающихся как ненасильственных , так и насильственных методов борьбы .
Ненасильственная дисциплина также содействует процессу политического “
джиу-джитсу”, который основательно может изменить соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов
могут , в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят ,
нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие , использующееся в
этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей тех , кто их поддерживал и
активизировать участников ненасильственного сопротивления .
Сохранение в
ненасильственном движении дисциплины даже перед лицом репрессий не является
выражением моральной наивности . Напротив , оно способствует успеху и является
предпосылкой для благоприятных изменений в распределении силы .
Ненасильственной дисциплиной можно пренебречь лишь в случае реального риска
потерпеть поражение .
Политическое
джиу - джитсу
Продолжая
использовать ненасилие в процессе борьбы , группа ненасильственного действия
может улучшить свою позицию несколькими путями.
Когда
жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся , антинародный режим
будет выглядеть жалким , а симпатия к ненасильственной стороне возрастает .
Значительная часть населения может отшатнуться от режима и проявит большее
желание вступить в ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить
поддержку жертвам репрессий и активизировать противодействие по отношению к
насилию и политике режима . Хотя действенность национального и международного
общественного мнения различается , последнее может ненасильственно поддержать
сопротивляющихся и одновременно может привести к значительному политическому и
экономическому давлению . Сторонники , агенты , войска режима ,
дезорганизованные жестокостями по отношению к сторонникам ненасилия , могут
начать сомневаться в справедливости такой политики . Первоначальное беспокойство
может перерасти во внутренние разногласия и одновременно даже в
несотрудничество и непослушание в рядах правителей , что может выразиться в
забастовках и мятежах . Репрессии , направленные на участников
ненасильственного сопротивления , могут иметь обратное действие на оппонента .
Это и есть политическое ” джиу - джитсу” в действии .
Перестановка
сил
Технические
приёмы ненасилия оказываются действенными в значительной мере благодаря тому ,
что их применение ведёт к изменению в балансе сил . Это результат действия
нескольких факторов . Процесс политического джиу-джитсу имеет очень
значительное влияние на возможный рост силы группы ненасильственного действия и
на возможность сокращения силы оппонента .
Группа
ненасильственного действия постоянно стремится к росту своей силы . Это
помогает увеличить поддержку и участие со стороны более широких слоёв населения
- так называемой “ притесняемой ” группы . Природа ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся
получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди сторонников
оппонента.
Возможность
приобретения такой поддержки намного превосходит ту , которая содержится в
насильственной борьбе . Умение достигать такой поддержки даёт ненасильственным
группам способность прямо и косвенно влиять и одновременно регулировать силу
оппонента , путём ослабления или разъединения источников силы . Пути достижения
этого всегда различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели
в конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть опирается на
административный аппарат и на агентов по принуждению , находящихся за пределами
страны .
Ненасильственная
тактика , однако , может быть применена и в той и в другой ситуации .
Число
сопротивляющихся групп может поэтому различаться внутри отдельно взятого
конфликта . Порой количество населения и число институтов , участвующих в
борьбе , будет расти или стремительно сокращаться . Аналогично этому , число
сторонников оппонента и степень официальной поддержки может до крайности
возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения , помимо других
факторов , будут прямо или косвенно влиять действия и поведение
ненасильственной группы . Часто на соглашение сил будут влиять третьи партии ,
которые могут перейти с позиции безразличия или нейтралитета к поддержек или
противодействию какой-либо из двух сторон .
Ход
ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения возможностей силы каждой
стороны и их относительную силу в сравнении друг с другом . Сила каждой из этих
групп может постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе
борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии , параллели
в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие .
Результаты
всего этого комплекса изменений будут определять и конечный исход борьбы .
Четыре
способа достижения изменений
Несмотря на
различия между видами ненасильственных действий , можно выделить четыре
основных ” механизма ” изменений , которые происходят в ненасильственных
действиях . Это - 1) обращение , 2) приспособление , 3) ненасильственное
принуждение и 4) разрушение .
При обращении ,
в результате действий ненасильственной группы , оппонент принимает цели группы
как приемлемые . Однако такое изменение позиции оппонента происходит достаточно
редко .
В случае приспособления
, оппонента не обращают в свою веру и не подвергают ненасильственному
принуждению , однако элементы этих способов или каждый в отдельности влияют на
решение оппонента пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае
приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования без
основательного изменения своего мнения по спорному вопросу . Оппонент делает
это вследствие того , что считает это лучшим , что он может сделать . Он может
стремиться к тому , чтобы снять внутренние разногласия , свести к минимуму
потери , помочь избежать значительных бедствий или сохранить свою репутацию .
Представляется
, что это наиболее распространённый механизм изменения позиции .
Приспособление
является сходным с ненасильственным принуждением и разрушением в том , что
успех здесь основывается на социальной , экономической или политической
ситуации , а также широких слоёв населения , а не на убеждении и обращении
оппонента . Базисное соотношение сил изменяется так же , как меняется полная
картина конфликта .
Посредством
ненасильственного принуждения можно достигнуть целей “притесняемой” группы и
добиться успеха вопреки стремлениям оппонента . Ненасильственные действия
становятся средством принуждения , когда борющиеся группы прямо или косвенно
достигают успеха на основе существенного лишения оппонента источников силы .
Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда , когда воля
оппонента блокирована . Это может произойти в следующих случаях : 1) когда
открытое неповиновение становится настолько
распространённым и массовым , что уже не может контролироваться репрессивным
аппаратом ; 2) когда система парализована или 3) когда способность оппонента
применять репрессии и полицию решительно пресечена благодаря повсеместным
мятежам солдат и полицейских , широкомасштабному отказу от помощи со стороны
бюрократии или массовому отступлению властей и поддержке населения . Но при
этом у оппонента сохраняется некоторая сила и он продолжает существовать в
качестве органа , который может капитулировать или подвергнуться принудительным
изменениям .
Разрушение -
четвёртый способ - имеет место , когда источники силы правителей настолько
разъединены или иссякли , что они просто перестают существовать как группа .
Даже чтобы принять поражение , не остаётся никакого органа . Сила оппонента
просто не существует .
Изменения
источников силы
Ненасильственное
действие может снизить действенность каждого из источников силы следующими
путями :
!) Власть .
Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой демонстрацию того , в
какой степени их власть уже уменьшилась . Борьба может способствовать
отчуждению большинства людей от правителей . иногда возможно перемещение
доверия от оппонента к другой власти , даже к параллельному правительству .
2) Человеческий
фактор . Широко распространённые ненасильственные действия могут также
уменьшить или свести на нет людские ресурсы путём уклонения от повиновения и
сотрудничества основной массы подданных , которые поддерживают и приводят в
действие систему . Наглядное количественное увеличение несотрудничающих ,
непослушных и действующих вызывающе членов
” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям .
Отлив людей
воздействует и на другие необходимые источники силы ( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом ,
правители начинают нуждаться в огромных силах в то самое время , когда их
способность к принуждению уменьшается . Если сопротивление растёт параллельно с
ослаблением силы оппонентов , в конечном итоге режим может оказаться бессильным
.
3) Знания и
навыки . Некоторые люди или группы людей обладают специальными навыками или
знаниями особой важности . Это - специалисты-администраторы , официальные лица , специалисты ,
консультанты . Их отказ от поддержки правителей непропорционально ослабляет
власть . Не только полный отказ
специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная помощь
может сыграть важную роль .
4) Скрытые
факторы . Привычка к повиновению или лояльность по отношению к властям угрожает
масштабному ненасильственному действию .
5) Материальные
ресурсы . Ненасильственное действие может сократить или дезорганизовать
снабжение материальными ресурсами оппонентов : контроль над экономической
системой транспортом , средствами сообщения ,финансами , сырьём и т . п .
6) Санкции . Ненасильственные
действия могут отрицательно влиять даже на способность оппонента применять
санкции . Отказ иностранных государств продавать оружие или забастовки на
военных заводах , фабриках , на транспорте могут представлять угрозу
вооружённым силам правителей . В некоторых
случаях число агентов репрессий - полицейских и войск - может быть
сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить потенциальных
военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять приказы неэффективно или
могут отказаться выполнять их вообще , что становится фактором
ненасильственного воздействия на правителей или их дезинтеграции как
жизнеспособной группы .
Изменения в
сражающихся группах
Ненасильственные
действия оказывают серьёзное воздействие на участвующих в них людей . Например
, когда люди узнают и применяют на практике технику ненасильственных действий ,
у них появляется больше уважения к себе , повышается их уверенность в себе , в
своей способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт также к уменьшению
чувства страха и покорности , и к ещё большему осознанию своей собственной силы
. В общем , приобретая опыт в различных конфликтах , группа , использующая
ненасильственные действия , стремится достигнуть ещё больше единства ,
внутреннего сотрудничества и солидарности . Ненасильственные действия
способствуют достижению этих результатов .
Подведение
итогов
Ужасы двух
мировых войн , контрационных лагерей нацизма и сталинизма , конфронтация , в
том числе и военная , между различными государствами , расизм , этнонациональные
конфликты , многочисленные факты насилия в обыденной жизни , - всё это
показывает , что и в 20 в. человечество не избавилось от агрессивности и
насилия . Уровень агрессивности и насилия отнюдь не уменьшился . Они приобрели
лишь новые , нередко психологически изощрённые формы .
О 20 в. можно с
одинаковым успехом говорить и как о веке насилия и агрессивности , и как о веке
, превратившем ненасилие из моральной идеи в действенный принцип социально-
политических ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не
видеть того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который задаёт
новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .
Какие же
отдельные практические шаги можно было бы предпринять для избавления
человечества от насилия и агрессии ? В стратегической сфере , на мой взгляд , -
это радикальная демилитаризация общества и пересмотр принципов внешней политики
в соответствии с описанным выше подходом . Полное ядерное разоружение и
уничтожение вместе с ним всех иных средств массового поражения : радикальное и
многократное сокращение армии с переходом , в
конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и , возможно ,
к небольшим национальным гвардиям для борьбы со стихийными бедствиями и
катастрофами ; немедленное осуществление права на отказ от службы в армии по
соображениям совести и обеспечение ” отказников ” альтернативной гражданской
службой ; переключение средств из военного бюджета на социальные программы .
Пересмотр системы образования с включением в него гуманистических ,
ненасильственных традиций , естественно , отмена военной подготовки в учебных
институтах и школах , которая сейчас всё ещё сохраняется под другим названием .
В области
общественного устройства - это осуществление не только выборной представительной
демократии , но и демократии участия людей , когда сами граждане имеют
возможность влиять на принятие решений от которых они зависят , и
непосредственно участвовать в их принятии . Отказ от жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге
ведут к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей бюрократической
структуре .
Создание
широкой системы местных и региональных объединений гражданских движений ,
действующих на основе самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные
вопросы . Создание системы “ низовых” гражданских объединений - неотъемлемая
часть гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека , отменой
смертной казни и изменением уголовного законодательства .
Ненасильственные
действия способны противостоять даже наиболее безжалостным правителям и военным
режимам , потому что они задевают самые уязвимые места всех иерархических
институтов и правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря на
репрессии , источники силы могут быть ограничены или в достаточной степени
разъединены , политическая система и силы режима будут парализованы . В
некоторых случаях сила правителей просто отомрёт в результате политического
голода .
Это понимание
природы политической силы и межкультурное истолкование ненасильственных санкций
, основанных на нём , показывает , что ненасильственная борьба не замыкается в
культурных или национальных границах . Понимание этого исключительно важно при
решении проблем национального освобождения , международной агрессии и внутренней
узурпации во всех частях света .
Список
литературы
1)
Политологический словарь ;
2) Холмс Э .
Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия .
3) Шарп Дж.
Роль силы в ненасильственной борьбе .
4) Евангелие .
5) Историко -
политический журнал “ Кентавр “.