Философские идеи в русской литературе: Достоевский и Толстой
Философские
идеи в русской литературе: Достоевский и Толстой
В истории
мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и
художественным творчеством. Особенно глубоко и органично философские идеи
представлены в литературе. Древнейшие памятники философской мысли часто имеют
литературно-художественную форму, в том числе поэтическую. И в дальнейшем
философские идеи продолжают играть существенную роль в различных национальных
литературных традициях. Так, например, трудно переоценить философское значение
немецкой литературы (Гете, Шиллер, романтики) и ее связи с немецкой
классической философией. Есть все основания говорить и о философичности русской
литературы. Метафизические темы присутствуют в русской поэзии 19 в. (прежде
всего у Ф.Тютчева) и, конечно, в творчестве крупнейших русских поэтов начала 20
в. (Вяч. Иванова, А.Белого). Русская литература всегда сохраняла органическую
связь с традицией философской мысли: русский романтизм, религиозно-философские
искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Толстого. Именно творчество
этих двух великих русских писателей получило наиболее глубокий отклик в
последующей отечественной философии, в первую очередь - в русской религиозной
метафизике конца 19-20 вв.
Философское
значение художественных творений Ф.М.Достоевского (1821-1881) признавали многие
русские мыслители. Уже младший современник и друг писателя философ Вл.С.
Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, 'предтечу нового
религиозного искусства'. В 20 столетии проблема метафизического содержания его
сочинений - это особая и очень важная тема русской философской мысли. О
Достоевском как гениальном художнике-метафизике писали Вяч. Иванов,
В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Лев Шестов и др.
Подобная традиция прочтения творчества Достоевского отнюдь не превращала его в
'философа', создателя философских учений, систем и т.п. 'В историю русской
философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, -
писал Г.В.Флоровский, - но потому, что он широко раздвинул и углубил самый
метафизический опыт...
И Достоевский
больше показывает, чем доказывает... С исключительной силой показана вся
глубина религиозной темы и проблематики во всей жизни человека'. Метафизические
идеи и проблемы ('проклятые вопросы') наполняют жизнь героев Достоевского,
становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений ('приключение
идеи'), сталкиваются в 'полифоническом' (М.М.Бахтин) диалоге позиций и
мировоззрений. Эта диалектика идей ('симфоническая диалектика') менее всего
имела отвлеченный характер. Она, в художественно-символической форме, отразила
глубоко личный, духовный, можно сказать, экзистенциальный опыт автора, для
которого поиск истинных ответов на 'последние', метафизические вопросы был
смыслом жизни и творчества. Именно это имел ввиду Лев Шестов, когда утверждал,
что 'с неменьшей силою и страстью, чем Лютер и Киркегард, выразил основные идеи
экзистенциальной философии Достоевский'.
Испытав в
молодости влияние социалистических идей, пройдя через каторгу и пережив
глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский как художник и мыслитель в
своих романах и публицистике будет следовать тем идеям, в которых он видел суть
философии христианства, христианской метафизики. Его христианское
миросозерцание воспринималось далеко не однозначно: имели место как резко
критические (например, со стороны К.Н.Леонтьева), так и исключительно
позитивные характеристики (например, у Н.О.Лосского в книге Достоевский и его
христианское миропонимание). Но одно бесспорно: изображая в своих произведениях
взлеты и падения человека, 'подполье' его души, безграничность человеческой
свободы и ее соблазны; отстаивая абсолютное значение нравственных идеалов и
онтологическую реальность красоты в мире и человеке; обличая пошлость в ее
европейском и российском вариантах; противопоставляя материализму современной
цивилизации и разнообразным утопическим прожектам собственную веру в путь Церкви,
путь 'всесветного единения во имя Христово', Достоевский искал ответы на
'вечные' вопросы, выразив с огромной художественной и философской силой
присущий христианской мысли антиномизм, ее несводимость к каким-либо
рациональным схемам.
Религиозно-философские
искания другого крупнейшего русского писателя, Льва Николаевича Толстого
(1828-1910) отличались последовательным стремлением к определенности и ясности
(в существенной мере - на уровне здравого смысла) при объяснении
фундаментальных философских и религиозных проблем и, соответственно,
своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного
'символа веры'. Факт огромного влияния литературного творчества Толстого на
русскую и мировую культуру бесспорен. Идеи же писателя вызывали и вызывают
неоднозначные оценки. Они были восприняты как в России (в философском плане,
например, Н.Н.Страховым, в религиозном - 'толстовством' как религиозным
течением), так и в мире (в частности, очень серьезный отклик проповедь Толстого
нашла у крупнейших деятелей индийского национально-освободительного движения).
В то же время достаточно широко в российской интеллектуальной традиции
представлено критическое отношение к Толстому. О том, что Толстой был
гениальным художником, но 'плохим мыслителем', писали в разные годы
Вл.С.Соловьев, Н.К.Михайловский, Г.В.Флоровский, Г.В.Плеханов, И.А.Ильин и др.
Однако, сколь бы серьезными подчас ни были аргументы критиков толстовского
учения, оно безусловно занимает уникальное место в истории русской мысли,
отражая духовный путь великого писателя, его личный философский опыт ответа на
'последние', метафизические вопросы.
Глубоким и
сохранившим свое значение в последующие годы было влияние на молодого Толстого
идей Ж.Ж.Руссо. Критическое отношение писателя к цивилизации, проповедь
'естественности', вылившаяся у позднего Тостого в прямое отрицание значения
культурного творчества, в том числе и своего собственного, во многом восходят
именно к идеям французского просветителя. К более поздним влияниям следует
отнести философию А.Шопенгауэра ('гениальнейшего из людей', по отзыву русского
писателя) и восточные (прежде всего буддистские) мотивы в шопенгауэровском
учении о 'воле' и 'представлении'. Впрочем, в 1880-е годы отношение Толстого к
идеям Шопенгауэра становится критичней, что было не в последнюю очередь связано
с высокой оценкой им Критики практического разума И.Канта (которого он
характеризовал как 'великого религиозного учителя'). Однако следует признать,
что кантовские трансцендентализм, этика долга и в особенности понимание истории
не играют сколько-нибудь существенной роли в религиозно-философской проповеди
позднего Толстого, с ее специфическим антиисторизмом, неприятием
государственных, общественных и культурных форм жизни как исключительно
'внешних', олицетворяющих ложный исторический выбор человечества и уводящих от
решения главной и единственной задачи - нравственного самосовершенствования.
В.В.Зеньковский совершенно справедливо писал о 'панморализме' Толстого.
Этическая
доктрина писателя носила во многом синкретический характер. Он черпал
вдохновение из различных источников - трудов Руссо, Шопенгауэра, Канта, из
буддизма, конфуцианства, даосизма. Но фундаментом собственного
религиозно-нравственного учения этот далекий от ортодоксальности мыслитель
считал христианскую мораль. Основной смысл религиозного философствования
Толстого и заключался в своеобразной этизации христианства, сведения этой
религии к сумме определенных этических принципов, допускающих рациональное и
доступное не только философскому разуму, но и обычному здравому смыслу
обоснование. Собственно, этой задаче посвящены все религиозно-философские
сочинения позднего Толстого - Исповедь, Царство Божие внутри вас, О жизни и др.
Избрав подобный путь, писатель прошел его до конца. Его конфликт с Церковью был
неизбежен и, конечно, носил не только 'внешний' характер: критика им основ
христианской догматики, мистического богословия, отрицание 'божественности'
Христа и пр. С наиболее серьезной философской критикой религиозной этики
Толстого в свое время выступали Вл.С.Соловьев (Три разговора) и И.А.Ильин (О
сопротивлении злу силою).м
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/