История позитивизма
История
позитивизма
Одним из
наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является
позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы
XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более
четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному
идеализму.
Понятие
"позитивизм" обозначает призыв философам отказаться от метафизических
абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически
неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию
позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции
против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к
материализму. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как
самом главном и самом надежном источнике познания).
В центре
внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и
науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное,
положительное ("позитивное") знание о действительности может быть
получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их
"синтетического" объединения и что философия как особая наука,
претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет
права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом
смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты
ратовали за все более последовательную и строгую "ориентацию на
науку" и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере
утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.
Для понимания
сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те черты, которые
общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития
позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его
эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во
взаимоотношениях науки и философии, которые характерны для нового времени.
Начиная с XVII
в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на
которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить.
Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том,
что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца
всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию
традиционно-философской, или, как ее еще называли, "метафизической",
проблематики.
Первый шаг на
этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и
предприняли попытку применить научный метод к решению
"метафизических" проблем.
Специфическая
проблематика западноевропейской философии XVII-XVIII вв. возникает как
результат столкновения двух разных начал: традиционной "метафизики" и
новой механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и
материального, субъекта и объекта, "первичных" и
"вторичных" качеств и постановка в центр философского исследования
таких проблем, как взаимодействие идеального и материального, отношение
"внутреннего" мира сознания к "внешнему" миру, - все это
стало возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с
тем, что ухватывается с помощью терминов механико-математического
естествознания (которое в то время было тождественно науке вообще), и
приписывания всему остальному статуса "субъективности". Тесная
взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к
необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального
знания, а в связи с этим - к делению философов на эмпириков и рационалистов.
Д. Юм доводит
односторонний эмпиризм до логического конца и создает
субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую
концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии
XVII-XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием (Д.
Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил причинность до
субъективно-психологической уверенности).
Французский
материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки:
его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней
"метафизики", раскрывали ее связь с религией, показывали
несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи
механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования,
французский материализм не смог логически последовательно решить философские
проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся
в философии XVIII в.
С задачей
критики "метафизики" пыталась справиться и немецкая классическая
философия. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии
XVII-XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и
механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о
возможности науки и об отличии научных и "метафизических"
утверждений, по существу, предложил вместо "метафизики вещей"
"метафизику знания" - априористскую и формалистическую
"трансцендентальную философию".
Гегель
противопоставил "отрицательной метафизике" XVII-XVIII вв. строго
научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе
с тем Гегель считал, что диалектика и есть "положительная", или
"разумная", метафизика. На практике реализация тезиса о
"разумной метафизике" приводила к философской спекуляции. Из
философской системы Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской
"Философии природы") современные ему естествоиспытатели восприняли не
столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода
мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты
наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской
философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу
современной науки, не увенчались успехом.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/