Философия Испании
Философия
Испании
В 1-5 вв.
философские учения выходцев из Испании (Модерат из Кадиса, 1 в., Луций Анней
Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В государстве вестготов,
завоевавших Испанию (середина 5-начало 8 вв.), философия была подчинена
теологии, изучавшейся в церковных и монастырских школах.
Во время
господства арабов (8-12 вв.) в Испании получила распространение арабская
философия, которая сыграла важную роль в передаче античного философского
наследия средневековой европейской мысли. В 12 в. испано-арабские (кордовские)
философы Ибн Баджа, Ибн Туфайль и особенно Ибн Рушд были крупнейшими
представителями арабского аристотелизма. В 10 в. Испания становится также
центром европейской философии. Иегуда Галеви представлял ортодоксальную линию
европейской религиозной философии. В 11-12 вв. ей противостояли европейские
неоплатоники Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др. Европейские философы 12 в. Ибн Дауд,
Маймонид и др., опираясь на авторитет Аристотеля, отвергали как ортодоксию
Галеви, так и неоплатонизм Ибн Гебироля и утверждали свободу человеческой воли.
В 13-14 вв. эти традиции европейского аристотелизма продолжил астроном и
философ Герсонид.
Собственно
испанская философия в средние века была развита слабо: здесь почти не было
крупных представителей ранней схоластики. Неортодоксальная линия с
антитеологической тенденцией в испанской философии была связана с аверроизмом.
Борьба с инакомыслящими - прежде всего с мусульманами - требовала определённой
систематизации и рационализации схоластики; именно в Испании в 13 в. началась
деятельность крупнейшего и весьма своеобразного схоласта Раймунда Луллия.
Основным центром схоластической мысли становится в 13 в. Саламанка.
В 15 в. с
зарождением гуманистического мировоззрения против церковной ортодоксии
выступили А. Турмеда, А. Тостадо, Антонио де Небриха. В своей борьбе со
схоластикой испанские философы (Педро де Лерма, Альфонсо Вальдес) опирались на
традиции западноевропейского вольнодумства и гуманизма; крупнейшим испанским
гуманистом 1-й половины 16 в. был Л. Вивес. Стремление к объективному познанию
природы привело к созданию так называемой естественной философии (М. Сервет,
Гомес Перейра, Фернан Перес де Олива, Алонсо Фуэнтес), а в дальнейшем - к материализму,
одним из основоположников которого в И. был Х. Уарте.
16 в.
ознаменовался укреплением ортодоксальной церковной мысли. Испания стала
идеологическим оплотом контрреформации, в связи с чем особенно важны три
явления: широкое распространение новой формы христианской деятельности в миру
(орден иезуитов); обновление схоластики; расцвет внутрицерковной мистики. Так
называемую вторую схоластику создали доминиканцы Ф. де Витория, Д. де Сото, М.
Кано, Д. Баньес и прежде всего иезуит Ф. Суарес. Значительное место в испанской
философии этого периода заняли вопросы христианской антропологии. Испанские
католические богословы заново поставили проблему свободы воли (учение Луиса
Молины - так называемый молинизм, со сторонниками которого спорили доминиканцы
- Д. Баньес). В Испании 16 в. чрезвычайно усилилась ортодоксальная линия в
мистике, чему в значительной мере содействовали деятели кармелитского ордена
Тереса Авильская и Хуан де ла Крус.
С середины 17
в. философия приходит в упадок. Учение Мигеля де Молиноса - квиетизм, не
умещавшееся в рамки ортодоксии, было объявлено ересью. Не были полностью
признаны церковью и идеи в области нравственного богословия иезуита А.
Эскобар-и-Мендосы.
Просветительская
философия развивалась в Испании в значительной мере под влиянием французской
философии 17-18 вв. Крупнейшие представители Просвещения в Испании 18 в. - Б.
Х. Фейхоо, Г. Ховельянос и Г. Маянс-и-Сискар. Против схоластики выступали
философы-естествоиспытатели М. Мартинес, А. Пикер-и-Арруфат и др.
В 1-й половине
19 в. передовыми публицистами-просветителями были А. Листа-и-Арагон, М.
Мартель, Ларра и Марчена. Во 2-й половине 19 в. выразителями материалистических
тенденции были Ф. Пи-и-Маргаль, П. Мата-и-Фонтанет и др. Получают
распространение философия немецкого мыслителя К. Краузе (Санс дель Рио и др.),
неокантианство и неогегельянство, позитивизм, идеи писателя и философа
мелкобуржуазного социалиста А. Ганивета. Зарождаются идеи, близкие к более
позднему католическому модернизму (Ф. де Кастро и особенно М. Менендес-и-Пелайо).
Католическую неосхоластику развивал Х. Бальмес. В конце 19 в. в И. усиливаются
религиозно-мистические настроения: спиритизм, теософия и др.
Возникшая в
1876 так называемая полемика об испанской науке и её самобытности вылилась в
спор о "проблеме Испании" вообще, в ходе которого произошла
поляризация течений - "традиционализма" с характерными для него
представлениями об "испанском духе", "особом пути" и
"великой миссии" Испании и "авангардизма", видевшего
главную задачу в том, чтобы "догнать Европу" и включиться в
"мировой исторический процесс". "Проблема Испании"
обострилась после политического кризиса 1898, под знаком которого выросло так
называемое "Поколение 1898 года", искавшее путей духовного
возрождения. Х. Ортега-и-Гасет стремился приобщить испанскую мысль к
европейской (главным образом немецкой) культуре.
М. де Упамуно
видел одну из причин кризиса в забвении духовной самобытности И. Воскресив её,
необходимо, по Унамуно, "испанизировать Европу", утратившую контакт с
"подлинным бытием". На этом пути Унамуно пришёл к философии
существования, разработав оригинальную концепцию персонализма, а в последний
период своей жизни - к христианской эсхатологии. Развитие Ортеги-и-Гасета также
шло в направлении экзистенциальной философии, но через неокантианство и
философию жизни. Унамуно и Ортега получили широкую европейскую известность.
Если основные темы Унамуно - история, личность, смерть, то в центре внимания
Ортеги - проблемы культуры, истории, "массового общества". Ученики
Ортеги - М. Г. Моренте, Х. Мариас и К. Субири придали испанскому
экзистенциализму религиозный характер. В области эстетики значительное влияние
приобрёл Э. д"Орс-и-Ровира, автор многочисленных эссе по теории и истории
искусства. Распространение марксистской философской мысли началось в Испании в
последней трети 19 в., когда в стране появились социалистические организации. В
числе первых пропагандистов марксизма в Испании был один из основателей
Испанской социалистической рабочей партии Хосе Меса (перевёл на испанский язык
"Манифест Коммунистической партии", "Нищету философии",
"Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" и др.; в 1891 опубликовал
биографию К. Маркса).
После
установления в Испании франкистского режима в стране усилилось влияние
католической церкви и идеологии. Современная схоластика в Испании представлена
сторонниками Суареса - иезуитами (журнал "Pensamiento", с 1945),
томистами-доминиканцами (журнал "La ciencia tomista", с 1911),
сторонниками августинизма (журнал "La ciudad de Dios", с 1882),
скотистами-францисканцами (журнал "Verdad у vida", с 1943, и
"Estudios franciscanos", с 1907). Центрами буржуазной философской
мысли являются институт гуманитарных наук, журнал и издательство "Revista
de Occidente" (с 1923).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/