Философия Швеции
Философия
Швеции
В средние века
развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой
и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П.
Раме, последователи которого выступали против схоластического метода.
Зарождение самостоятельной светской философии в Швеции произошло в 17 в., когда
начался процесс секуляризации культурной жизни. Первым значительным шведским
философом и поэтом был Г. Шернъельм, в работах которого эклектически
соединяются идеи пифагореизма, неоплатонизма, натурфилософии Возрождения и
другие.
Против
средневековой схоластики выступили сторонники Р. Декарта, который в 1649
переселился в Стокгольм. Рационалистические идеи в области этики и теории
познания развивал А. Рюделиус. В 18 в. широкое распространение получили идеи
материалистического эмпиризма и сенсуализма (П. Кришернин, М. Фремлинг, К. Г.
Леопольд, Н. фон Розенштейн). Близок к просветительству Т. Турильд,
полемизировавший с кантианством с позиций "динамического пантеизма".
Э. Сведенборг
перешел от механистически-материалистических воззрений в 1-й период своей
деятельности к мистической философии (с 40-х гг. 18 в.). Д. Боэтиус - первый
последователь Канта в Швеции- положил начало повороту от сенсуалистических и
материалистических течений (в духе английских и французских мыслителей) к
немецкой идеалистической философии. Видным представителем кантианской философии
был Б. Хейер.
В 1-й половине
19 в. философская мысль находилась под влиянием романтизма (течения
"фосфористов" и "етицизма"). Крупнейший шведский историк и
поэт Э. Г. Гейер был также самобытным философом, эволюционировавшим в своих
социальных взглядах от консервативно-романтических воззрений к идеям буржуазного
либерализма и демократизма. "Философию личности" как специфическую
шведскую форму идеализма развивали Н. Биберг, С. Груббе и особенно К. Я.
Бострем, взгляды которых носили спекулятивно-теистический характер.
В начале 20 в.
обозначился кризис спекулятивных систем (прежде всего бостремизма), растущий
интерес к позитивизму и экспериментальной психологии. Одни из учеников Бострема
перешли на позиции неокантианства и философии жизни (В. Норстрем), другие -
логического позитивизма (П. Викнер). К 1910 сложилась "новая упсальская
школа", представлявшая собой раннюю форму логического позитивизма;
основатели школы А. Хегерстрем и А. Пален предвосхитили в основных чертах
многие идеи Венского кружка.
Выразителем
антипозитивистских настроений известной части шведских ученых, поэтов и
писателей был Х. Ларсон, подвергший критике теорию "нигилизма
ценностей" Хегерстрема и развивавший учение об интуиции в
рационалистическом духе. Проблемы аксиологии разрабатывал А. Ваннерус. Близок к
А. Бергсону историк философии Е.Ландквист. После 2-й мировой войны в Швеции
усилился процесс интеграции буржуазной философии на базе неопозитивизма (А.
Ведберг, К. Марк-Вогау, М. Моритц, И. Сегельберг, И. Хедениус и др.). Большое
распространение получили эмпирическая социология и психология. Г. Аспелин исследует
историю идей в их связи с социальной средой. Попытку выйти за узкие рамки
позитивистских концепций предпринял в социологии Т. Сегерстедт.
Неопозитивистской "философии науки" противостоит также
неопротестантская "философия человека", многие представители которой,
однако, испытывают влияние принципов логического анализа (А. Нюгрен, Т.
Симонсон и др.).
Проникновение
марксизма в Швецию началось в середине 19 в. и усилилось с 80-х гг. (А. Пальм,
А. Вермелин и др.). Методы исторического материализма и научного коммунизма
впервые были применены к анализу социальных условий в Швеции в работах А.
Даниельсона.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/