Человек и исторический процесс
Человек и
исторический процесс
Важным аспектом
философского понимания общества является рассмотрение его в динамике, в
процессе изменения и развития, в историческом плане. Жизнь общества развернута
во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс.
Общепризнано, что история есть деятельность преследующего свои цели человека.
Человек в истории существует в двух основных ипостасях - как
ее"предпосылка" и одновременно как ее"результат".
Подчеркивание
того, что общество - это деятельность людей, имеет глубокий методологический
смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть
сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, -
действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические
события, разные общественные состояния и т.д. - прямо или косвенно связано с
деятельностью человека. Человеческая деятельность выступает, таким образом,
своеобразным центром, вокруг которого и в связи с которым складывается,
функционирует и развивается общество.
При
рассмотрении исторического процесса следует обратить внимание на такие
существенные черты, как объективность и единство всемирной истории.
Исторический процесс объемен и разнообразен. В исторических событиях участвуют
люди с разными интересами, целями и страстями. Но несмотря на это ход истории
подчиняется внутренним общим законам, носящим объективный характер. Это
означает, что общественные законы возникают, действуют и сходят с исторической
сцены независимо от воли и желания людей. Законы развития общества - это
объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений
общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.
История носит
также единый и всеобщий характер, что проистекает того простого и
фундаментального факта, что это история людей; именно поэтому в их судьбах не
может не быть глубоко имманентного единства. Несмотря на существование различий
между народами во все времена все народы трудом своим добывали средства к
жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои
потребности и удовлетворять их и т.д. и т.п., поэтому их жизнедеятельность
складывается в объективный, естественноисторический процесс. Всемирность
исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой
жизнедеятельности с универсальным действием объективных законов истории, она
проявляется ив многообразных контактах стран, народов, культур.
Другой аспект
исторического процесса связан с постановкой и решением вопросов: что движет
историю? как конкретно могут быть представлены субъекты исторического процесса?
Эти вопросы не носят чисто"академического" характера, они достаточно
практичны, в особенности для современного человечества. Среди различных
интерпретаций движущих сил общества наиболее привлекательна, на наш взгляд,
формулировка В. С. Барулина:"движущие силы общества - это деятельность
людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и
причин".
Ранее уже
отмечалось, что противоречивые субъект-объектные отношения характеризуют людей
как участников исторического процесса. Но не каждый человек способен выступить
в качестве субъекта социального развития, и вместе с тем в большинстве общественных
сфер индивид реализует свои функции, как правило, не в одиночку, а будучи
включенным определенные социальные общности (народ, нация, класс и т.п.).
Именно эти общности и выступают в первую очередь как совокупные субъекты
истории.
Понятие"народ"
является слабо разработанным в социальной философии. Признаками народа являются
прежде всего участие в основной сфере общественной жизни -
материально-производственной, а также частично и в духовной сфере; связь с
прогрессивной направленностью исторического процесса; противопоставление
правящим, высшим слоям общества; общая историческая судьба; общая вера, единая
общенародная идея; общая историческая перспектива. Рассматривая народ в
качестве субъекта социального развития, материалистическая философия делает вывод
о решающей роли народных масс в истории (следует отметить, что данный вывод не
является исключительным достоянием материалистов - идеалист Гегель также
писал:"Поступательное движение мира происходит только благодаря
деятельности огромных масс и становится заметным только при весьма значительной
сумме созданного").
Решающая роль
народных масс не означает отрицания или принижения роли личности в истории.
Истоки роли личности в истории - в ее общественной природе, а также в ее
неразрывной связи с социальными общностями, социальными отношениями. Появление
данного типа личностии соответствующих выдающихся личностей вызывается
определенными историческими условиями и историческими потребностями. Именно в
личностях, их действиях находит свое преломление, воплощение роль народных
масс, классов и других социальных общностей в истории.
Рассмотрение
исторического процесса и деятельности социальных субъектов приводит к проблеме
выявления характера деятельности людей, выражаемой в понятиях необходимости и
свободы. Если в обществе все происходит согласно определенным законам, в силу
необходимости, то не оказываются ли социальные субъекты простыми марионетками,
исполняющими чью-либо волю или беспомощно плывущими по реке судьбы? Есть ли у
человека свобода и каковы ее границы? В истории социальной философии давались
ответы как полностью отрицающие необходимость или свободу, так и пытающие их
соединить. С позиций диалектики необходимость и свобода являются
противоположностями, находящимися в состоянии единства и борьбы. Именно
необходимость (и в первую очередь - необходимость материально-предметной
трудовой деятельности людей) выступает основой для их свободы. В свою очередь,
все большее развитие свободы позволяет людям более успешно решать в
историческом развитии необходимые для жизнедеятельности проблемы, выполнять
необходимую для общественной жизни работу.
При
характеристике свободы следует возразить достаточно распространенному положению
о прирожденном человеку характере свободы. Свобода есть не индивидуальное
свойство человека, а характеристика его социального состояния. При этом свобода
не абсолютна, не безгранична и неабстрактна, а всегда относительна, ограничена
и конкретна. Вместе с тем, развитие, осуществление свободы человека некоторыми
философами рассматривается как выражение смысла всего исторического процесса.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/