Экспресс-методика определения статодинамической устойчивости в женской парной акробатике

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,90 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспресс-методика определения статодинамической устойчивости в женской парной акробатике

Экспресс-методика определения статодинамической устойчивости в женской парной акробатике

Бачинская Наталия , Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

Введение.

Двигательная деятельность во многих видах спорта сопровождается быстрыми изменениями как направления движения, так и положения головы спортсмена относительно вертикали, то есть движений, в той или иной мере раздражающих вестибулярный анализатор.

Функция вестибулярного анализатора рассматривается в двух аспектах: как орган равновесия и ориентации тела в пространстве и как орган, непосредственно участвующий в регулировании обменных процессов для оптимального энергетического режима активного движения в данный момент времени.

Даже при действии значительных угловых и прямолинейных ускорений, хорошо тренированный вестибулярный анализатор, посылая в мозг информацию о движении, позволяет избежать возникновения неприятных вегетативных нарушений [3, 4, 5, 6].

В теории и практике современного спорта в последние годы возрос интерес к проблеме повышения функциональных возможностей вестибулярного анализа как системы, играющей важную роль в ориентации спортсмена в пространстве и выполнении высококоординированных двигательных актов.

Дальнейшее совершенствование технической подготовленности спортсменов, изыскание дополнительных резервов, направленных на повышение устойчивости двигательных навыков в условиях спортивной борьбы, невозможно без целенаправленного воздействия на вестибулярный анализатор, функциональное состояние которого во многом обусловливает успешность выполнения сложных координированных движений.

Известно, что при выполнении двигательных навыков происходит координированное взаимодействие вестибулярного и других анализаторов, обеспечивающее определенную качественную характеристику движения.

Анализаторы принимают непосредственное участие как в формировании двигательных актов, так и их совершенствовании в процессе спортивной деятельности. При этом в одних случаях может наступать взаимное усиление функционального состояния анализаторов, способствующее решению двигательной задачи. В других случаях раздражение одного анализатора, возникающее во время спортивных занятий, вызывает изменение функционального состояния другого анализатора, в результате чего снижается эффективность тренировки [1, 2, 3].

Как правило, устойчивость вестибулярного анализатора повышается с ростом спортивной квалификации, причем уровень спортивных достижений во многих видах спорта тесно коррелирует с уровнем устойчивости вестибулярного анализатора.

Наибольшая устойчивость отмечается у представителей тех видов спорта, двигательная деятельность которых предъявляет повышенные требования к вестибулярному анализатору (акробатика, фигурное катание, прыжки в воду, гимнастика и др.).

Оценка функционального состояния вестибулярного анализатора основана на регистрации разнообразных физиологических реакций, возникающих при его адекватном раздражении. Физиологическая сущность проявления вестибулярных реакций обусловлена морфофункциональными связями вестибулярного анализатора со спинным мозгом, мозжечком и вегетативной нервной системой.

В практике спорта наибольшую информативную ценность представляют методики исследования вестибулоспинальных рефлексов, отражающих функцию равновесия и позы, обеспечивающих точное выполнение двигательной задачи [1, 2, 4, 6].

Для исследования статического равновесия у спортсменок, специализирующихся в парной акробатике, использовался метод кефалографии. Данный метод имеет ряд преимуществ по сравнению с другими используемыми методами определения статического равновесия:

1. Непродолжительность процедуры тестирования как для спортсмена, так и для исследователя. 2. Оперативность обработки и интерпретации результатов тестирования. 3. Возможность выполнения исследований непосредственно в местах проведения учебно-тренировочных занятий. 4. Техническая простота конструкции прибора, позволяющая его самостоятельное изготовление [1, 2] .

Он состоит из пневматической системы, фиксирующего устройства и планшета. Пневматическая система представляет собой резиновую трубку длиной 70−80 см, один конец которого соединен с пневматической грушей, у другой - с металлическим цилиндром высотой 65 мм и диаметром 7 мм, в который вставляют химический карандаш длиной 10 см. Металлический цилиндр неподвижно закрепляется на оголовнике радионаушников, выполняющих роль фиксирующего устройства. Планшет - это лист фанеры (40 на 30 см), на которую помещается лист увлажненной бумаги. Планшет закрепляется с помощью зажима на вертикально перемещающейся планке ростомера.

Методика записи кефалограммы. Обследуемый одевал наушники с закрепленным на них металлическим цилиндром, в котором находился карандаш. Подойдя к планке ростомера, он принимал позу Ромберга. Планка ростомера с планшетом устанавливалась над головой так, чтобы до соприкосновения бумаги с острием карандаша было расстояние 1 см.

Через 10−15 с, когда испытуемый занимал устойчивое положение, начиналась запись кефалограммы.

Исследователь в течение 1 мин. производил 60 кратковременных сжиманий пневматической груши. Возникающие при этом воздушные толчки выталкивали карандаш, который оставлял следы в виде 60 точек на увлажненном листе бумаги.

Индекс кефалограммы рассчитывали по формуле:

Pкфг=,

где n - число точек в центральном круге, n1 - число точек за пределами центрального круга, N - номер наиболее удаленного от центра круга, содержащего точки, 60 - общее количество точек по кефалограмме.

Предлагаемый способ прост и дает вполне достоверные сведения при минимальных затратах времени (расшифровка кефалограммы занимает не более 2−3 мин).

На основании анализа количественных наблюдений установлены следующие значения показателя кефалограммы [1].

1. Pкфг=1,0−2,5 (0 степень статической устойчивости).

Этот показатель свидетельствует об отсутствии нарушения функции равновесия. Значение Pкфг до 2,0 во всех случаях подтверждают высокую степень статической устойчивости, а отклонения в пределах 2,2−2,5 являются физиологической нормой.

2. Pкфг=2,6−4,0 (I степень). Имеет место незначительное нарушение равновесия, наблюдается у многих больных с начальными явлениями вестибулярной дисфункции.

3. Pкфг=4,1−6,0 (II степень). Определяется выраженное расстройство функции равновесия, проявляющееся значительными отклонениями тела от вертикальной оси.

I тип ("нормальный") - кефалографические точки расположены кучно, рядом друг с другом, концентрируются преимущественно в центре листа бумаги в радиусе до 2 см. Такой тип кефалограммы отмечается обычно у здоровых людей при отсутствии признаков вестибулярной дисфункции.

II тип ("ассиметричный") - кефалографические точки сгруппированы в виде эллипсоиды, неправильного прямоугольника или имеют другой рисунок, вытянутый в каком-либо направлении (вправо-влево, вперед-назад, вперед-влево, вперед-вправо, назад-влево и т.д.). Подобный тип кефалограммы свидетельствует о нарушении устойчивости статического равновесия и указывает на ассиметрию возбудимости лабиринтов.

III тип ("беспорядочный") - на кефалограмме отмечается большой разброс точек в различных направлениях, значительно отстоящих друг от друга. Такой тип возможен при резко выраженной вестибулярной возбудимости обеих лабиринтов, но может быть и при других патологических состояниях.

Работа выполнена по плану НИР Днепропетровского государственного института физической культуры и спорта.

Формулирование целей работы.

Цель исследования состоит в определении динамики изменения функции равновесия нижних партнерш в зависимости от фаз менструального цикла, а у верхних акробаток, в связи с отсутствием менструальной функции, в течение четырехнедельного предсоревновательного мезоцикла.

Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы; педагогическое тестирование (тестирование функции балансирования и вестибулярной функции); методы математической статистики.

Результаты исследований и их обсуждение.

В течение трех месяцев подготовительного периода подготовки в тренировочные занятия акробаток высокой квалификации были внедрены комплексы упражнений для совершенствования функции балансирования (для нижних партнерш) и статического равновесия (для верхних партнерш).

Комплекс индивидуальных элементов для верхних партнерш

Упражнения на гимнастических стоялках:

Из упора углом вне - жим стойки силой, отягощения на лодыжках.

Стойка с прогибанием ("мексиканка"), отягощения на лодыжках.

Стойка - "ивушка".

Упор на локте - на двух и (или) одной руке, отягощения на лодыжках.

Из упора углом ноги вместе - жим стойки силой.

Стойка - "узкоручка".

Стойка на одной руке, отягощение на безопорной руке (на запястье).

"Самолет", отягощение на лодыжках.

Стойка "флагом".

Высокий угол - фиксировать максимальное количество времени, отягощения на лодыжках.

Комплекс индивидуальных элементов для нижних партнерш

1.Балансирование гимнастической палки на выпрямленной руке - левая в сторону. Варианты:

а) стойка ноги врозь;

б) в выпаде;

в) с опусканием в сед ноги врозь;

г) из седа ноги врозь - встать в и.п.;

д) с поворотом на 360˚ в сед ноги врозь;

е) кувырок через плечо;

ж) балансирование гимнастической палки с закрытыми глазами.

2.И.п. - шпагат (правый, левый, поперечный): жим стойки силой ноги вместе; жим стойки силой ноги врозь.

Метод кефалографии применялся нами до и после тренировочного занятия. В результате исследований выявлено, что у верхних партнерш экспериментальной группы (табл. 1) после проведения эксперимента результаты кефалограммы достоверно улучшились.

Таблица 1

Показатели индекса кефалограммы (усл.ед.) у верхних партнерш в течение предсоревновательного мезоцикла

Группа

Похожие работы на - Экспресс-методика определения статодинамической устойчивости в женской парной акробатике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!