Национальные виды спорта и игры - основа физкультурного образования школьников Республики Тыва
Национальные виды спорта и игры - основа
физкультурного образования школьников Республики Тыва
Кандидат педагогических наук Е.М. Аг-оол, Тывинский
государственный университет, Тыва
Введение.
Совершенствованию
учебного предмета "физическая культура" посвятили свои труды многие
известные в России и за рубежом ученые [8-10].
В
Республике Тыва (РТ) также остаются актуальными разработка и внедрение учебных
программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ. Кроме учета
национально-этнических традиций и необходимости внедрения в учебный процесс
физических упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев следует
принимать во внимание региональные особенности Тывы, которые формируют у
школьников специальные навыки и умения, необходимые в трудовой и бытовой
деятельности.
Особенно
актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования
предоставлены большие возможности для разработки национальных программ по
физической культуре. Следует помнить, что региональные особенности и
национальные традиции влияют на здоровье, физическое и моторное развитие,
двигательную активность детей и подростков и позволяют, в свою очередь,
сохранить традиционную культуру народа [9 -14 и др.].
Достижению
определенного уровня образованности школьников в области физической культуры,
формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению
соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение
национальных видов спорта, игр и танцев.
Как
известно, приобщение школьника к культуре своего народа осуществляется через
процесс образования, а к физической культуре - соответственно через
физкультурное образование. Именно процесс физкультурного образования оказывает
активное воздействие не только на физические способности человека, но и прежде
всего на чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование
устойчивых социально -психологических качеств.
Изучение
проблемы базисных оснований предмета "физическая культура" показало,
что основу этой учебной дисциплины составляют прежде всего научные знания в
сфере физической культуры, детерминированные целью и задачами обучения.
Структурная модель предмета "физическая культура" включает цель,
задачи предмета и компоненты его содержания. Один из путей развития
современного физкультурного образования - определение места
народно-национальных средств и методов в системе физического воспитания
школьников. Основное содержание программы строится на физических упражнениях из
национальных видов спорта, играх и танцах как базе для разработки системы
мероприятий по модернизации школьного физкультурного образования в РТ на основе
учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и
национально-региональных традиций двигательной активности.
Особенно
актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования
открылись большие перспективы для разработки программ по физической культуре,
основывающихся на национально-региональном компоненте. При этом необходимо
учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на
здоровье, физическое и моторное развитие и двигательную активность детей и
подростков, что позволяет, в свою очередь, сохранить традиционную культуру
своего народа (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, В.И. Лях).
Народные
средства физического воспитания как проявление народного творчества очень
близки и понятны всем. Поэтому использование национальных видов спорта, игр и
танцев в физкультурном образовании повышает культуру учащихся и совершенствует
содержание уроков по физической культуре в 10-11-х классах.
Материалы
и методы. В содержании практической части предложенной программы - внедрение и
адаптация упражнений из национальных видов спорта; танцевальных упражнений;
изучение и совершенствование спортивно -игровых упражнений из подвижных игр;
упражнений из национальных видов единоборств - борьба "Хуреш",
"Даш кодурери", "Ча адары", "Кара адары", "Шалбалаары",
"Аргамчы тыртары", "Аргамчы октаары" и т.д. В практической
части программы главное направление - "Развитие двигательных качеств"
- обеспечивает воспитание физических качеств, способствующих гармоническому
физическому развитию школьников.
В
уроки были включены ряд подвижных игр, отобранных и переработанных с учетом
пола и возраста учащихся. Наблюдения показали, что при их использовании у
школьников не только появился интерес к урокам физической культуры, но и легко
усваивались спортивные игры: баскетбол, волейбол.
Кроме
того, были организованы спортивные игры во время зимних национальных
праздников, например одного из основных для Тывы - встреча Нового года по
лунному календарю - "Шагаа", во время которой традиционно проводятся
национальные подвижные, настольные игры и танцы.
Организация
в школах Республики спортивно -национальных праздников и включение в уроки
физической культуры упражнений из национальных видов спорта, элементов игр и
танцев вызвали большой интерес у школьников.
Результаты
и их обсуждение . Выполненные нами исследования показывают, что включение в
уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев
приводит к пониманию, осознанию, принятию школьниками физической культуры как
ценности.
Экспериментальная
проверка содержания разработанной программы осуществлялась с 2002 по 2004
учебный год, в ней приняли участие свыше 2000 учащихся 10-11-х классов.
Сравнительные данные, полученные на заключительном этапе эксперимента, показали
эффективность программы.
В
настоящее время тывинские народные игры и физические упражнения из национальных
видов спорта и танцев адаптированы к конкретным условиям урока физической
культуры для учащихся 10-11-х классов. Дополняя вариативную часть, мы
усовершенствуем содержание обязательных программ по физическому воспитанию с
учетом национально-региональных особенностей, физического и моторного развития
и конституциональных особенностей организма.
Совершенствование
программы по физическому воспитанию на основе использования национальных видов
спорта, танцев и народных игр - это и есть модернизация физкультурного образования школьников,
способствующая более эффективному решению многих современных задач.
Эффективность учебного процесса повышается еще и благодаря тому, что ученики
сознательно, активно осваивают знакомые им с детства физические упражнения, а
предлагаемые им игры, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую
зажатость и внутреннюю скованность.
Заключение.
Таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов
национальных видов спорта, танцев и народных игр повысился уровень физического
и моторного развития школьников. Это обстоятельство позволяет сделать учебный
процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и
развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой
физического и нравственного совершенствования ребенка обращение к истокам
национальной тывинской традиции делает сам учебный процесс более эффективным ,
органичным и современным фактором совершенствования личности.
Список литературы
1.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988, с.
208 .
2.
Викулов А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом
воспитании детей и подростков // Состояние и перспективы совершенствования
физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ.
конф. Омск, 1996. - 44 с.
3.
Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы
перестройки // Физкультура в школе. 1990, № 12, с. 29-35.
4.
Зверев И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры. - М.: Просвещение, 1979. - 247
с.
5.
Зуев В.Н., Койносов П.Г. Физическая культура в жизни коренных народностей
Севера // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в
системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996. - 26 с.
6.
Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. Кызыл.1973, с. 3-10.
7.
Леднев B.C. Содержание образования. - М.: Высшая школа. 1989. - 360 с.
8.
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.1992, с.
120.
9.
Лях В.И. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной
школе // Физкультура в школе, 1991.
10.
Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере
физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
1997. - 20 с.
11.
Ондар О.Ч. Исследование интереса населения Тувы к национальным и международным
видам борьбы // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 1, с. 33-55.
12.
Ооржак Х.Д.Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл. 1995, с.10-22.
13.
Салчак К.Б. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл. 1984, с. 128.
14.
Самбуу И.У. Тувинские народные игры. Кызыл. 1978, с. 69.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru