Совершенствование и оценка психологической подготовленности юных футболистов
Совершенствование и оценка психологической
подготовленности юных футболистов
Гарсалла Набиль, Национальный университет физического
воспитания и спорта Украины
Введение.
Специальное
анкетирование известных тренеров детских и юношеских команд, а также результаты
экспериментальных исследований, проведенных во время учебно-тренировочных
занятий с юными игроками, свидетельствуют о составе и структуре тактических
способностей детей. Анализ ранее проведенных результатов исследований позволил
определить наиболее значимые психофизиологические факторы, обуславливающие
тактические способности юных футболистов и выявил необходимость дальнейшей
разработки исследований в данном направлении, обосновании результатов и
внедрении их в практику.
Работа
выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и
спорта Украины.
Формулирование
цели работы.
Одной
из главных задач подготовки юных футболистов является совершенствование их
психологической подготовленности. С целью оптимизации учебно-тренировочного
процесса юных футболистов была предложена методика совершенствования и оценка
их психофизиологических способностей, позволяющая оперативно корректировать
тренировочные программы занятий.
Результаты
исследования.
Анализ
результатов исследований позволил определить наиболее значимые
психофизиологические факторы, которые определяют тактические способности:
Оперативное
мышление;
Скорость
принятия решений;
Способность
предвидеть действия противника и партнера;
Способность
к переключениям;
Объем
поля зрения;
Скорость
реакции на объект, который передвигается;
Объем
внимания;
Уравновешенность
психики;
Подвижность
нервных процессов;
Переключение
внимания;
Способность
изменить решение в последний момент.
Учитывая
вышесказанное, нами были определены и систематизированы упражнения, которые
содействуют целенаправленному развитию таких психических качеств, как быстрота
и точность оперативного и творческого мышления, объем оперативной памяти,
способность быстро оценивать ситуацию по сигналам в периферии поля зрения,
объем восприятия и особенности внимания, скорость дифференцированной реакции;
возможность изменить решение при смене ситуации.
Упражнения
на развития оперативного и творческого мышления:
1.
На поле (участке поля) - три группы игроков. Игроки, которые выполняют роль
нападающих, все время атакуют или одни, либо другие ворота. После нескольких
повторений упражнений группы поочередно меняются местами.
2.
Два одинаковых квадрата (15 x 15 м) на 15 - 20 м один от другого. В каждом по 3
x 4 игрока, между ними по 2 - 3 "ведущих". Игра в два (одно или
несколько) прикосновений в одном из квадратов. "Ведущие" атакуют эту
группу игроков. Когда игрокам в квадрате становится сложно удерживать и
контролировать мяч, они длинной передачей направляют его в другой квадрат и
упражнение продолжается. Замена игроков в квадрате и "ведущих" - по
правилам игры "Квадрат".
3.
"Квадрат возле ворот". Напротив ворот за 5 - 7 м от линии штрафной
площадки отмечают квадрат 12 x 12. В нем играют (3 x 2; 4 x 3; 3 x 3; 4 x 4) с
неограниченным числом касания мяча (по правилам обычного "квадрата")
стараясь вывести одного из партнеров на позицию, удобную для удара по воротам.
Ведущие стараются перехватить мяч и помешать нанесению прицельного удара по
воротам, которые защищает вратарь. Для совершенствования фланговых атак
квадраты лучше всего сделать по краям поля.
4.
На поле делают разметку прямоугольника 60 x 30 м, который делится на два
одинаковых квадрата. Играют две команды по 5 - 6 человек. Задача каждой
команды, овладев мячом, переместиться в квадрат противника и выполнить там, как
можно больше передач; при потере стараться отобрать его на половине поля
противника либо быстрее вернуться в свой квадрат, для организации обороны,
отобрать мяч и снова перейти в атаку.
5.
Игровое упражнение (6 x 6, 8 x 8) в четверо ворот (в каждой команде по двое).
Голы засчитываются в любые ворота.
Упражнения
на развитие оперативной памяти:
1.
Два игрока по очереди передают мяч третьему. Игрок, который принял мяч,
отправляет назад тому, от кого получил.
Вариант.
Два игрока, которые передают мяч "среднему", стоят на противоположных
сторонах поля и поочередно меняют позицию. Игрок А для исполнения ответных
передач игроком Б и В должен следить за перемещением партнеров. После
выполнения ответной передачи игрок А возвращается к приему мяча от партнера.
2.
Игроки А и Г, которые владеют мячами, одновременно начинают упражнения -
передают мячи игроком Б и Д и бегут в точки 1 и 2. Игроки Б и Д снова передают
им мяч, а сами меняются местами по диагонали. Игроки А и Г приняли мяч в
положении 1 и 2, передают его игрокам В и Е, а именно перемещаются: А - в
положении Г, Г - в положение А. Игроки В и Е передают мяч игрокам А (который
прибежал в положение Г) и Г (который прибежал в положение А), а потом меняются
местами по диагонали и т.д.
3.
"Передача мяча в квадрате со сменой места игроков". Каждый
размещается в соответствующем угле квадрата. Игрок А на угол 1 посылает мяч
партнеру Б в угол 2 и бежит сам туда. Игрок Б направляет полученный мяч по
диагонали партнеру Г в угол 4, а сам перебегает в освобожденный угол 1. Игрок
Г, передал мяч партнеру В в угол, перебегает в тот же угол, игрок В направляет
мяч по диагонали в угол 1, куда уже прибежал игрок Б, и перебегает в
освобожденный угол 4. Игрок Б с угла 1 снова передает мяч в угол 2 партнеру А и
т.д. Таким образом, игрок А после передачи мяча меняется местами только с
игроком Б, а игрок Г - только с партнером В.
4.
"Передача двух мячей в квадрате". Четыре игрока размещаются по углам
квадрата. Передачи мяча выполняются поперек и по диагонали. Каждый игрок может
послать мяч только тому, у кого в этот момент мяч отсутствует или тому, кто его
передал. Критерий оценки - штрафные очки либо безошибочные передачи.
Упражнения
на развитие способностей быстро оценивать ситуацию по сигналам в периферии поля
зрения:
1.
Игрок ведет мяч, а справа и слева от него бегут двое с флажками в руках.
Владеющий мячом должен направить мяч тому, кто поднимет флажок. Игрок, который
принял мяч, ведет его дальше и сам наблюдает за партнерами и т.д. (Условия
проведения упражнения не допускает одновременного поднимания двух флажков)
2.
Три игрока стоят в форме треугольника. Один из них жонглирует мячом и одновременно
следит за обоими партнерами, которые показывают ему на руках разное число
пальцев в разном порядке. Жонглирующий мячом обязан вслух назвать число
увиденных пальцев. После 5 -6 попыток - смена мест.
3.
Игроки (4 - 5) стоят полукругом (радиус 6 - 8 м). Напротив их в середине (по
центру) стоит жонглирующий мячом и одновременно следящий за партнерами. За его
спиной находится тренер, который в разном порядке показывает рукой на стоящих
полукругом. Игрок "названный" тренером, должен подать условный сигнал
(поднять руку, присесть или сделать ускорение в сторону). Жонглирующему мячом
тут же необходимо принять мяч и повернуть его игроку, который стоит в середине,
после чего упражнение продолжается. На место игрока с мячом поочередно
становится каждый.
4.
Вдоль всей центральной линии проводится параллельная ей линия, которая образует
с центральной линией прямоугольник, шириной 1,5 - 2 м. Вначале прямоугольника
стоит игрок А с мячом, а по бокам от него - игроки Б и В.По сигналу все трое
бегут вперед. Игроки без мяча стараются опередить один другого. Задача
владеющего мячом - вести мяч вперед, не выпуская его из прямоугольника и
следить за партнерами. Как только один из партнеров достигает цели, игрок сразу
посылает ему мяч. После нескольких попыток партнеры поочередно меняются
местами.
5.
Игроки (4 - 5) стоят полукругом. Против них в центре - владеющий мячом. Ведя
мяч в направлении, противоположному от партнеров, он по сигналу тренера
возвращается и оценив ситуацию, должен адресовать мяч тому из полукруга, кто подал
условный сигнал (подняв руку, изменив начальное положение и т.д.).
Упражнения
на развитие объема восприятий и свойства внимания:
1.
На участке поля три игрока (А, Б, В), которые выполняют функции нападающих, а
три функции защитников. Тренер передает мяч одному из атакующих. Задача
защитников - опередить противника и вернуть мяч тренеру, который меняет свое
местонахождение.
2.
Игроки групп А и Б размещаются в 30 - 40 м один напротив другого (рис. 6).
Игрок группы А ведя мяч "вызывает" одного из игроков группы Б,
который делает ускорение вперед. Игрок группы А отдает ему мяч и бежит на
свободное место в группе Б. Игроки группы Б, получив пас, быстро отрабатывают
мяч, "вызывая" игрока группы, адресуют ему мяч и делают рывок на
свободное место в группе А и т.д.
3.
Передача 3 - 4 мячей (поочередно) с исходного положения. Игрок Е начинает
упражнение. Игроки Б, Г, В, Д, А принимая мяч, направляют его партнеру, как
показано на рисунке и ждут следующего мяча.
4.
На участке поля 6 - 8 игроков ведут мяч в каком - либо направлении одновременно
следя за тренером, который постоянно перемещается по полю. Через некоторый
интервал времени тренер показывает игрокам несколько пальцев, игроки вслух
называют соответствующие цифры.
5.
Две группы (по 6- 8 чел.) игроков выполняют ведение мяча в любом направлении в
зоне штрафной площадки, которая делится наполовину (одна группа работает на
одной половине, вторая - на второй) и одновременно следят за тренером. По
сигналу тренера группы должны поменяться местами.
Упражнения
на развитие скорости дифференцированного реагирования:
1.
Игрок А, владея мячом, стоит спиной к партнерам Б и В. Между ними - владеющий
функциями защитника игрок Г. По свистку партнера игрок Г быстро закрывает Б или
В. По этому же свистку игрок А возвращается лицом к партнерам, быстро оценивает
тактическую ситуацию и передает мяч свободному игроку. Поочередно игроки
меняются местами.
2.
А и Б передают один одному мяч. На линии с игроком А стоят игроки В и Г. После
нескольких передач - в момент, когда мяч приближается к игроку А - игроки В и Г
быстро отрываются вперед, а Б намеревается закрыть одного из них. Игрок А,
оценив обстановку, направляет мяч свободному игроку, который после ведения мяча
возвращает его игроку А; выполнив упражнение все возвращаются на начальные
позиции.
3.
Игрок А ведет мяч в любом направлении, не выпуская из поля зрения партнеров Б и
В, которые намереваются освободиться от опеки защитника. В момент, когда одному
из них это удается, игрок А адресует ему мяч. Защитник игрока, которому удалось
получить мяч, теперь закрывает игрока А и упражнение продолжается.
4.
Передние игроки групп А и Б ведут мяч от линии штрафной площадки к центру поля.
По сигналу тренера быстро возвращается и наносит удар по воротам, направляя мяч
на ту половину, которую освободил вратарь. Выполнив упражнение, игроки
возвращаются в свои группы, а упражнение продолжают вторые номера.
5.
От середины штрафной площадки проводится линия 8 - 10 м. С одной и другой
стороны от нее ставят по мячу. Ворота защищает вратарь. Задача игроков А и Б,
выполняющих роль нападающих - освободиться от защитников, применяя различные
приемы перемещения (финты) и пробить по одному с двух мячей. Цель защитников -
не пропустить атакующих к мячам. Нападающие - лицом к воротам, защитники - спиной.
Выполнив упражнение, игроки А и Б остаются выполнять функции защитников, а
защитники направляются ни их места в группы А и Б, после чего упражнение
продолжается.
При
оценке психофизиологических качеств юных футболистов определялся уровень их
внимания, памяти и мышления, эмоциональность и уровень самообладания. Оценка
производилась по девятибалльной системе.
Таблица
1
Оценка
психофизиологических качеств юных футболистов
(в баллах)
№
Похожие работы на - Совершенствование и оценка психологической подготовленности юных футболистов
|