Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов
Характеристика психофизиологических показателей у
пловцов в ластах и баскетболистов
Козина Ж.Л., Делова И., Ляшенко А., Коломиец Н.А.
Харьковский национальный педагогический университет
им. Г.С. Сковороды
Харьковская государственная академия физической
культуры
Введение.
Спортивная
деятельность предъявляет к психофизиологическим функциям человека самые
разнообразные требования. Это справедливо как для работы в условиях дефицита
времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вызывает высокое
нервно-психическое напряжение, так и для длительной монотонной работы, заметно
снижающей тонус нервной системы [1,2,3,5,7].
Поэтому
условия соревновательной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых
к развитию психофизиологический функций, различны для разных видов спорта. По
результатам исследований ряда авторов [1,4,5,7], условия спортивной борьбы в
ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у
человека повышенное нервно-психическое напряжение и требуют высокого уровня
развития психофизиологических показателей. Это связано с большим объемом
информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки
времени - часто в десятые и сотые доли секунды. Однако до настоящего времени
остается невыясненным вопрос, насколько необходимым для соревновательной
деятельности является уровень развития психофизиологический функций в
циклических видах спорта. Особенно актуальным данный вопрос является для
пловцов в ластах, поскольку в данном виде спорта значимость развития
психофизиологических показателей не исследовалась. Поэтому определение
особенностей развития психофизиологический показателей у пловцов в ластах
разной квалификации и сопоставление полученных данных с уровнем развития
психофизиологических показателей у представителей ситуационных видов спорта
(например, баскетболистов) является своевременным и актуальным.
Исследование
проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы
Государственного комитета Украины по вопросам физической культутри и спорта на
2006-2010 г. по теме 2.2.8.1 п "Совершенствование подготовки спортсменов
разного возраста и квалификации в спортивных играх" и по теме 2.4.1.4.3 п
"Психологические, педагогические и медико-биодлогические средства
восстановления работоспособности в спортивных играх".
Формулирование целей работы.
Цель
работы - определить особенности развития психофизиологических показателей у
пловцов в ластах различной квалификации по сравнению с представителями
ситуационных видов спорта (баскетболистов).
Методы
исследования. В данном исследовании применялись методы определения
психофизиологических способностей спортсменов по показателям простой и сложной
реакции, теппинг-тесту, чувству времени (воспроизведение и укорочение заданных
временных интервалов во световым и звуковым сигналам). Тесты проводились по
компьютеризированной версии В.С.Ашанина [1].
В
исследовании приняли участие 22 квалифицированных пловца и 24 квалифицированных
баскетболиста. При определении сравнительной оценки показателей
психофизиологических функций пловцов различной квалификации использовались
данные тестирования шести мастеров спорта и мастеров спорта международного
класса по плаванию в ластах и десяти спортсменов 1 разряда и кандидатов в
мастера спорта.
Результаты
исследования.
Результаты
сравнительного анализа психофизиологических показателей у пловцов в ластах и
баскетболистов показали, что баскетболисты практически по всем исследуемым
показателям достоверно отличаются от пловцов в ластах (табл. 1). Наиболее
выраженные различия выявлены в тестах "Время простой реакции на световой
раздражитель" ( у пловцов
составляет 266,23 мс, у
баскетболистов составляет 248,38 мс, р=0,023), "Время простой реакции на
звук" ( у пловцов
составляет 494,41 мс, у
баскетболистов составляет 363,75 мс, р=0,000), "Время реакции на наличие
признака" ( у пловцов
составляет 1859,05 мс, у
баскетболистов составляет 833,38 мс, р=0,000), "Время реакции на
отсутствие признака" ( у пловцов
составляет 2370,68 мс, у
баскетболистов составляет 772,00 мс, р=0,000 (табл. 1). Достоверные различия
между двумя исследуемыми группами выявлены также в показателях теппинг-теста и
некоторых показателях чувства времени: "Воспроизведение коротких
интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение длинных
интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение заданных
интервалов времени по звуку" (р<0,001) (табл. 1). Группы баскетболистов
и пловцов достоверно не различаются лишь по показателям "Воспроизведение
длинных интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение
коротких интервалов времени по световому сигналу", "Воспроизведение
заданных интервалов времени по звуку" (р>0,05) (табл. 1).
Таким
образом, было получено, что практически по всем психофизиологическим
показателям баскетболисты превосходят пловцов в ластах. Этот факт можно
объяснить тем, что в спортивных играх результативность спортивной деятельности
определяется не только способностью преобразования энергии, но и возможностью
переработки информации. Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у
спортсменов-игровиков происходит формирование навыков тактического мышления -
специализированной формы умственной деятельности. А тактическое мышление - от
индивидуальных действий в нападении и защите до групповых и командных - требует
высокого уровня развития зрительно-моторной реакции, реакции выбора, реакции на
движущийся объект, на звук. Это связано с тем, что отсутствие в спортивных
играх стандартных программ двигательной деятельности требует высокого вниманиях
текущим ее условиям. Поэтому в ситуационных видах спорта основной формой
активности мозга является не отработка двигательных стереотипов, а
"творческая" функция. С этим связано большое значение процессов
восприятия и переработки информации центральной нервной системой.
Однако,
как показало проведенное исследование, по некоторым показателям чувства времени
пловцы в ластах достоверно не отличаются от баскетболистов. Полученные данные
свидетельствуют о том, что показатель чувства времени является значимым для
пловцов в ластах практически также, как и для баскетболистов.
Таблица
1
Психофизиологические
показатели квалифицированных баскетболистов и пловцов в ластах
Показатели
Похожие работы на - Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов
|