Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений
Физическая активность студентов на Севере и стадии
изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений
Кандидат биологических наук, доцент С.И. Логинов ,
Сургутский государственный университет, г. Сургут
В настоящее
время хорошо известно, что умеренная и интенсивная физическая активность
снижает риск возникновения таких заболеваний, как гипертония, рак толстой
кишки, инсулин-независимый диабет, остеопороз и депрессивные состояния [9, 10].
Установлено, что малоподвижный образ жизни является основным независимым
фактором риска ишемической болезни сердца [8, 20]. Однако несмотря на обширную
информацию о пользе физически активного стиля жизни большая часть городского
населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в
значительной степени сидячей [1, 16]. На Севере эта проблема становится еще
более актуальной, поскольку физическая активность носит выраженный сезонный
характер и во многом зависит не только и не столько от волевых усилий, сколько
от степени адаптации человека к резким перепадам температуры и атмосферного
давления, недостатку кислорода в тканях и дефициту ультрафиолета, геомагнитным
возмущениям и другим неблагоприятным факторам, способствующим возникновению
синдрома полярного напряжения [3].
Опыт
показывает, что уровень физической активности может быть изменен с помощью психолого-педагогических
воздействий. Однако воздействия должны быть достаточно эффективными, поскольку
более 50% людей, начинающих занятия физическими упражнениями, прекращают их в
пределах последующих 6 месяцев [5]. Переменные, влияющие на степень приобщенности
к физически активному стилю жизни, их вклад в осуществление процесса изменения
социальных установок в отношении к регулярной оздоровительной тренировке и ее
систематическому выполнению до сих пор не совсем понятны [15, 19]. Не ясны
также объем и интенсивность повседневной физической активности в различных
природно-климатических и экологических условиях и, в частности в условиях
Среднего Приобья. Выявление и обоснование таких переменных могло бы помочь в
разработке более эффективных воздействий с целью восприятия поведения,
связанного с регулярным выполнением физических упражнений и воспитанием
привычки к ним среди неорганизованного населения и студенческой молодежи.
Для того чтобы
быть эффективным, воздействие должно планироваться, осуществляться и интерпретироваться
на основе соответствующей теории, которая могла бы объяснить и прогнозировать
результаты изменяющегося поведения. Наиболее подходящей для этого, по нашему
мнению, является транстеоретическая модель изменения поведения (TTM),
предложенная Prochaska и DiClemente [12]. Теория предполагает, что субъекты
изменяются благодаря их мотивации и готовности изменить свое поведение, и
выделяет пять последовательных стадий изменения поведения, которые имеют
следующие критерии для их распознавания: предразмышление (субъекты физически
неактивны и не намерены начинать выполнять какие-либо физические упражнения в
течение ближайших 6 месяцев), размышление (субъекты физически неактивны, но
предполагают начать заниматься физическими упражнениями в течение ближайших 6
месяцев), подготовка (субъекты выполняют физические упражнения нерегулярно, но
намерены делать это более активно в течение последующего месяца), действие
(субъекты регулярно занимаются физическими упражнениями менее 6 месяцев) и
регулярная тренировка (субъекты регулярно занимаются физическими упражнениями
более 6 месяцев).
На основе ТТМ
нами было спланировано и проведено настоящее исследование с целью выяснения
процесса постадийного изменения поведения, связанного с приобщением студентов
неспортивного факультета северного университета к регулярным занятиям
физической культурой. Для этого 76 студентов -первокурсников Сургутского
государственного университета в возрасте 17,2±0,05 года, в том числе 42 юноши и
34 девушки, были анонимно опрошены с помощью модифицированной анкеты [7].
Стадии изменения поведения, связанного с физическими упражнениями и
намерениями, оценивались с помощью 5 вопросов в масштабе да/нет. Критерием
регулярности занятий физическими упражнениями считалась тренировка 3 раза в
неделю по 20 или более минут непрерывно в течение каждого сеанса. Студенты были
отнесены к одной из пяти стадий изменения поведения, связанного с выполнением
физических упражнений, на основании вышеизложенного алгоритма ТТМ.
Самоэффективность,
характеризующая способность человека преодолевать затруднения, возникающие в
процессе занятий физической культурой, оценивалась по шкале из 5 пунктов (от
"1 балла" - "полностью не уверен" до "5 баллов" -
"совершенно уверено") [7]. Для этого задавались вопросы, касающиеся отрицательных
ощущений в процессе занятий физическими упражнениями (аффекты), сопротивления
возврату (рецидиву) к прежнему физически низкоактивному поведению и нахождения
времени для оздоровительной тренировки (дефицит времени). Ответы переводилсь в
баллы, нормировались, полученные значения самоэффективности сопоставлялись со
стадиями изменения поведения.
Статистическую
обработку осуществляли с помощью пакета программ Statistica v. 5,5.
Рассчитывали показатели описательной статистики, критерий Х2 для
определения различий между стадиями изменения поведения, связанного с
выполнением физических упражнений.
Проведенные
исследования показали, что все студенты независимо от возраста распределились
по стадиям изменения поведения следующим образом: на стадии предразмышления
-17%, размышления - 28%, подготовки - 24%, деятельности - 21% и регулярной
тренировки - 10%. Юношей было достоверно больше на стадии размышления (36
против 21 %), в то время как девушек было достоверно больше на стадии
подготовки (29 % против 19 %) (рис. 1). На других стадиях различия были
недостоверны.
Самоэффективность
поведения, связанного с выполнением физических упражнений, имела достоверные
гендерные различия только по отношению к проявлению рецидива, к которому
оказались склонны 43% юношей и 31% девушек. Неприятные ощущения (аффекты) в
процессе занятий физической культурой испытывали 7% юношей и 13% девушек, с
трудом выделяли время для занятий физическими упражнениями 29% юношей и 24%
девушек (рис. 2). От стадии предразмышления до стадии подготовки изменения
поведения, связанного с выполнением физических упражнений, ожидаемая
самоэффективность студентов повышалась независимо от пола, причем эффективность
девушек на стадии подготовки была выше эффективности юношей. На стадии
деятельности самоэффективность юношей была выше, чем у девушек, а к стадии
регулярной тренировки вместо ожидаемого повышения отмечалось существенное
снижение самоэффективности как у юношей, так и у девушек (рис. 3). Последнее
обстоятельство в определенной степени объясняет небольшой процент студентов,
регулярно занимающихся оздоровительной физкультурой.
Рис. 1. Стадии
изменения поведения, связанного с физической активностью студентов в зависимос
ти от пола в соответствии с транстеоретической моделью по Prochaska и
DiClemente (1985). Условные обозначения: ПР - предразмышление; Р - размышление;
П - подготовка; Д - действие; РТ - регулярная тренировка. По оси ординат -
частота встречаемости в % от общего числа студентов - юношей (n=42) и девушек
(n=34). Различия достоверны между юношами и девушками (Р<0,05)
Рис. 2.
Самоэффективность поведения, связанного с выполнением физических упражнений,
среди студентов в зависимости от пола. По оси ординат - частота встречаемости в
%. Различия достоверны между девушками и юношами (Р<0,05)
Рис. 3.
Показатели самоэффективности студентов на разных стадиях изменения поведения,
связанного с физическими упражнениями. Условные обозначения те же, что и на
рис. 1
В процессе
приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями большую роль играют
социальные факторы. В частности, 66% студентов сообщили о поддержке семьи, а
58% отметили положительное влияние друзей (см. таблицу). В таблице представлены
некоторые данные, касающиеся бюджета времени студентов, характеризующие их
еженедельную физическую активность и объем сидячего поведения. Очевидно, что
общее время, потраченное на занятия физическими упражнениями (бег, ходьба для
тренировки, плавание, аэробика и атлетическая гимнастика - всего в среднем 162
мин, или около 3 ч в неделю), в 18 раз меньше, чем сумма временных затрат на
физически низкоактивные виды деятельности (работа за компьютером, просмотр видео-
и телевизионных передач, подготовка к учебным занятиям дома и в библиотеке -
всего в среднем 2929 мин, или 49 ч в неделю). Время, отводимое на домашнюю
хозяйственную работу и самообслуживание, у девушек и юношей достоверно не
отличается и составляет 301±28 мин/нед.
Обсуждая
полученные результаты, необходимо отметить, что снижение участия в физически
активной деятельности характерно для большинства горожан в индустриальном и
постиндустриальном обществах и уменьшается во всех возрастных диапазонах. По
данным отечественных и зарубежных авторов, к 21 году только 40% мужчин и 30%
женщин регулярно участвуют в энергичной физической деятельности [8, 1]. С
возрастом эти негативные тенденции существенно усиливаются и только 22%
взрослых американцев и 29 % россиян участвуют в регулярной физической
деятельности высокой интенсивности [17, 1]. Наиболее резкое падение физической
активности отмечено у лиц ювенального возраста (15-19 лет) и молодых взрослых
(21-25 лет) [17]. Около 50 % студентов занимаются физическими упражнениями 2-3
ч в неделю, тогда как более 45% студентов не занимаются ими совсем [2].
В соответствии
с положениями ТТМ, по данным [18], почти 60% первокурсников университета штата
Техас были или "сидячие" (т.е. находились на стадиях предразмышления
и размышления) или нерегулярно занимались физическими упражнениями (т. е. были
на стадии подготовки). Сходные результаты получены другими американскими
исследователями, которые также классифицировали студентов в зависимости от
стадии изменения поведения, связанного с занятиями физкультурой, и нашли, что
33% первокурсников юго-западного университета [4], 46% северо-восточного
университета [11] и 52% студентов большого средне-западного университета США
были физически малоактивны и находились на стадиях предразмышления, размышления
и подготовки. По нашим данным, на первых трех стадиях изменения поведения,
связанного с выполнением физических упражнений, находятся 69%
студентов-первокурсников, при этом 14% юношей и 20% девушек находятся на стадии
предразмышления, т.е. ведут полностью сидячий образ жизни, не занимаются и не
собираются заниматься физическими упражнениями в ближайшее время. Большая часть
студентов (36% юношей и 21% девушек) находятся на стадии размышления, т.е.
планируют заняться физическими упражнениями в ближайшие полгода. На этой стадии
целесообразно создать условия для перехода данного контингента студентов к
стадии подготовки и стимулировать повышение самоэффективности, которая отражает
способность успешно выполнить определенное действие. Имеются данные, что
самоэффективность устойчиво повышается поперек стадий изменения поведения,
связанного с выполнением физических упражнений [6].
Показатели
социальной поддержки и бюджета времени студентов, М±т
Показатели
Похожие работы на - Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений
|