Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов
Проблемы организации начального обучения плаванию
детей-инвалидов
Доктор
педагогических наук, профессор Д.Ф. Мосунов, Санкт-Петербургская
государственная академия им. П.Ф. Лесгафта
Издревле
известны оздоровительные результаты влияния водной среды на организм человека.
Спортивная направленность развития физической культуры в СССР предопределила
разработку методики обучения плаванию здоровых детей и как исключение -
инвалидов и лиц с проблемами развития и повреждением органов слуха и зрения,
оставив в стороне детей с поражением опорно-двигательного аппарата,
отклонениями в умственном развитии и разнообразными комплексами отклонений от
нормы.
В доступной
литературе отсутствуют научно обоснованные методики, обобщение опыта работы,
знаний и умений отдельных энтузиастов и профессионалов, обучивших плаванию лиц
со средними и тяжелыми формами поражений. Являясь индивидуальным достоянием
таланта отдельных педагогов, накопленный ими уникальный опыт остается
недоступным для распространения и утрачивается с их уходом из бассейнов и, к
сожалению, из жизни.
В настоящее
время появилась возможность обучать плаванию детей-инвалидов не только в
специальных лечебных бассейнах при поликлиниках или стационарах, но и в
бассейнах типа "лягушатник", крытых и открытых спортивных
плавательных бассейнах, в том числе и на водоемах Российской Федерации.
Цель
настоящего исследования - выявление проблем организации и проведения начального
обучения плаванию детей-инвалидов.
Методика .
Естественный педагогический эксперимент и педагогические наблюдения с
использованием подводной и надводной видеомагнитной записи проводятся в
условиях плавательного бассейна и кафедры плавания СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта с
1991 года и по настоящее время.
Основные
задачи дидактического исследования - экспериментальное выявление проблем
обучения и преподавания, разработка средств и методов организации работы с
детьми-инвалидами в условиях глубокого плавательного бассейна в процессе
подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Ежегодно в
исследованиях принимают участие более 150 детей-инвалидов с различной тяжестью
и степенью патологий, последствий заболеваний и поражений после травм и
ампутаций, детского церебрального паралича, аутизма, болезни Дауна,
олигофрении, эпилепсии, гемипареза, микроцефалии, гидроцефалии, гемофилии,
диабета, сколиоза, последствий полиомиелита, с поражением органов зрения и
слуха, центральной и периферической нервной, сердечно-сосудис той, иммунной
систем, различных форм задержки физического, умственного и психического
развития, ожирения и других; 67 студентов специализации "плавание" и
"адаптивная физическая культура"; 8 соискателей и аспирантов кафедры
плавания СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта и Волгоградской академии физической
культуры; 16 высококвалифицированных преподавателей и тренеров по плаванию.
Эксперимент
осуществляется под нашим руководством и при непосредственном участии в процессе
организации и проведения учебных занятий по вышеперечисленным специализациям,
занятий по повышению профессионального мастерства, проведения учебной и
тренерской педагогической практики, курсов повышения квалификации, специальных
выездных семинаров и практикумов, в том числе в городах России, странах
ближнего и дальнего зарубежья.
Анализ,
обобщение опыта работы по результатам исследований и обсуждение с
использованием видеодокументов осуществлялись на практических групповых и
индивидуальных консультациях со специалистами из Санкт-Петербурга, Москвы,
Нижнего Новгорода, Дзержинска, Волгограда, Краснодара.
Материалы
исследований, частично опубликованные или подготовленные к печати,
докладывались и обсуждались на научных и практических конференциях и
симпозиумах, в том числе и международных с участием специалистов, педагогов и
медиков из США, Англии, Франции, Голландии, Финляндии, Германии, Литвы.
В основу
разработки методики обучения и преподавания положены исследовательский,
проблемный и эвристический методы обучения [1]. Методология и стратегия
исследования определялись положениями, обобщенными нами [2] в дидактических
основах совершенствования двигательных действий спортсмена на примере плавания.
Результаты
исследования . 1. Центральной проблемой организации начального обучения
плаванию детей-инвалидов является гидрореабилитационное плавание. Оно отражает
дидактические взгляды передачи опыта двигательной, умственной, физической,
соматической, духовной и волевой деятельности от одного поколения к другому,
путем планирования, организации и проведения занятий в условиях водной среды
для лиц с отклонениями в развитии.
Необходимость
разработки дидактического угла зрения диктуется возникшим в настоящее время
противоречием, с одной стороны, многовекового опыта различных народов мира по
использованию разнообразных свойств и особенностей взаимодействия организма
человека с водной средой и оздоровительного влияния на его различные проявления
и как следствие в большинстве случаев установления необходимого
физиологического гомеостаза (равновесия), оздоровления, а также накопления
современных научных данных в различных отраслях знаний. С другой стороны,
остаются не объясненными в доступной нам литературе факты достижения
качественно нового, более высокого уровня физического и общественного развития
человека в процессе купания новорожденных и обучения плаванию детей и взрослых
различного возраста, имеющих разнообразные отклонения и тяжесть заболеваний,
отсутствие системы теоретического осмысления и объяснения для совершенствования
имеющихся и разработки новых эффективных средств и методов воздействия на
подрастающее поколение.
2. Проблема
критических ситуаций тренера по плаванию.
Экспериментально
совместно с В.Г. Сазыкиным [3] выявлены и визуализированы на видеомагнитных
носителях информации условия возникновения критических ситуаций, основные
следствия, вытекающие из их развития, средства и методы предупреждения и
преодоления критических ситуаций. Дальнейшее раскрытие проблем критических
ситуаций представляется в изучении особенностей их проявления в зависимости от
возраста, характера и тяжести заболеваний и поражений.
3. Проблема
безопасности занятий.
Ее решение
является жизненно необходимым и происходит всегда в условиях стрессовых
ситуаций общения ребенка-инвалида и тренера по плаванию. Отмечается особенно
высокий уровень испытывае мого стресса у тренера, ученика, родителей и
обслуживающего персонала на первых занятиях начального обучения. Настоящая
проблема - комплексная и проявляется как внутренняя, связанная со здоровьем и
жизнью ученика и тренера, так и как внешняя - организационная, методическая,
юридическая.
4. Проблема
особенностей проявления в условиях водной среды последствий заболеваний и
поражений ребенка.
Знания
характерных особенностей проявления двигательных действий, умственных и
психических возможностей, их учет подчас в супероперативной ситуационной
обстановке позволяют выбирать и разрабатывать новые необходимые эффективные
дидактические средства, методы и приемы.
5. Проблема
дидактических основ плавания инвалида.
Данная
проблема включает отражение двигательных действий, умственных и психических
возможностей больного ребенка в средствах накопления, сохранения и передачи
накопленного опыта, а также дидактические основы становления, развития и
сохранения умений и навыков в условиях водной среды. Проблема требует
разработки новых средств и методов индивидуального и группового обучения с
учетом особенностей взаимодействия внутренних сил организма и внешней
окружающей среды, в том числе и социальной.
6. Проблема организации
учебного процесса.
Проблема
затрагивает особенности организации занятий по обучению плаванию в условиях
глубокого и мелкого бассейнов, крытого и открытого, искусственного или
естественного; учет характера проявлений и тяжести заболевания ребенка;
суточного времени проведения, продолжительности одного и последующих занятий;
режима дня ребенка.
7. Проблема
водобоязни.
Проблема
вскрывает дидактическое определение водобоязни, причины ее возникновения и
развития. Средства и методы преодоления водобоязни. Средства и методы обучения
детей с проблемами умственного развития.
8. Проблема
особенностей подготовки тренера-преподавателя.
Выявлены
проблемы, наравне с общеизвестными трудностями, подготовки тренера-преподавате
ля по плаванию. С их учетом нами разрабатываются дидактические принципы:
соответствия ученика своему тренеру, долготерпения, развития от спонтанно
выполненного к осознанному двигательному действию ребенка, педагогического
резонансного метода взаимодействия в условиях водной среды тренера и ученика,
стимула для тренера и для родителей и другие.
9. Проблема
подготовки родителей.
Проблема
содержит дидактические, моральные, этические, нравственные и иные стороны
взаимодействия тренера, родителей и ребенка в условиях непосредственного и опосредованного
контакта в плавательном бассейне, домашней и общественной обстановке.
10. Проблема
дидактического отражения гидродинамических, физиологических, биомеханических,
интеллектуальных, психических и иных особенностей взаимодействия тренера и
ребенка в условиях водной среды.
Проблема
заключается в дидактическом осмыслении, анализе, обобщении и развитии
существующих в научной и специальной литературе знаний об особенностях
различного рода взаимодействия людей в условиях окружающей водной среды, результатов
проводимых научных исследований, результатов проводимых нами совместно с
учениками и коллегами поисковых педагогических и специальных экспериментов,
доказывающих принципиальную возможность обучения плаванию ребенка с любыми
нарушениями и поражениями. При этом происходит положительное качественно новое
повышение уровня его физического, интеллектуального и психического развития,
например зафиксированы факты, когда 10-12-летние дети в результате занятий
плаванием впервые в жизни начинают ходить, говорить, переходят на
самообслуживание в домашних, учебных и общественных условиях.
11.
Дидактическая проблема медицинского контроля.
Проблема
заключается в умении и личной необходимости тренера организовать условия
обеспечения медицинского контроля исходя из местных возможностей плавательного
бассейна, врачебного контроля по месту жительства и наблюдения у специалиста по
ведущему заболеванию или поражению.
12. Проблема
оборудования и инвентаря.
Проблема
состоит не только в финансовых затруднениях по приобретению необходимого
оборудования и инвентаря, но и в принципиальном отсутствии индивидуальных
средств, выполненных с учетом особенностей проявления и развития в условиях
водной среды двигательных, умственных и психических возможностей больного
ребенка.
Выводы
Выявленные в
процессе естественного педагогического эксперимента проблемы организации
начального обучения плаванию представляют лишь малую, хотя и ведущую, часть
разнообразных общих и частных проблем. Вместе с тем их постановка в настоящее
время позволит определиться в начальном направлении развития углубленных
научных и методических исследований и разработок, привлечь внимание
специалистов и в конечном итоге способствовать решению важнейших проблем
развития и оздоровления общества.
Список литературы
1. Бабанский
Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (методологические основы). -
М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Мосунов
Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсменов.
- С.-Петербург: Плавин, 1996. - 177 с.
3. Мосунов
Д.Ф., Сазыкин В.Г. Критические ситуации при обучении плаванию ребенка-инвалида.
- С.-Петербург, 1997. - 30 с.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru