Профессиональная подготовка студентов ФФК средствами гимнастики
Профессиональная подготовка студентов ФФК средствами
гимнастики
С. Ф. Бурухин
В
последнее десятилетие с развитием демократизации общественной жизни в России,
изменениями, происходящими во всех сферах науки и образования, происходят
существенные, коренные преобразования, направленные к гуманистическим позициям
и становлению человека как личности, в том числе и в высшем педагогическом
образовании [1, 3].
Современный
этап научно-технического прогресса требует повышения интенсификации умственного
труда учащейся молодежи, предъявляет повышенные требования к специальной
профессионально-педагогической подготовке учителя средней общеобразовательной
школы и по физической культуре в том числе.
Успешность
обучения, развитие личностных качеств, увеличение работоспособности, укрепление
здоровья студентов и, как следствие этого, развитие интеллектуального
потенциала страны, несомненно, зависят от правильного решения поставленных
проблем [6, 7].
В
настоящее время важнейшей задачей педагогического процесса подготовки учителя
физической культуры следует рассматривать преобразование студента в учителя
профессионала, способного решать любые задачи, связанные с обучением,
воспитанием и оздоровлением школьников.
Совершенствование
процесса профессиональной подготовки учителя физической культуры требует не
только новых и эффективных подходов организации учебно-воспитательного процесса
в высшем педагогическом образовании, но и некоторых перемен, изменения
структуры и содержания специальной гимнастической подготовки студентов
факультетов физической культуры, обновления программы для общеобразовательной
школы по физическому воспитанию и гимнастике, в частности, поднятию ее на более
качественный и профессиональный уровень преподавания [5, 2].
Учитывая
вышесказанное, на основе личностно ориентированного подхода к организации
целостного педагогического процесса обучения будущих учителей физической
культуры, можно предложить следующую схему их образования на примере учебного
предмета "Гимнастика" (схема 1).
Схема
1
Физкультурное
образование будущих учителей физической культуры
(Раздел
"Гимнастика")
Представленная
выше схема физкультурного образования будущих учителей физической культуры на
примере гимнастики в настоящем исследовании основывается на Государственном
образовательном стандарте и базовых программах спортивных дисциплин
педагогических вузов.
Особенностью
рассмотрения учебной программы по гимнастике явилось усиление роли
методологического компонента в свете концепции исследования, которая
представляет собой одно из решений проблемы содержания и технологии физкультурного
образования будущего учителя физической культуры:
Педагогический
процесс физкультурного образования определяется представлением о нем как о
научно управляемом процессе,
имеющем
целью достижение высокого уровня гимнастической подготовленности выпускников
педвузов к профессиональной педагогической деятельности (обучению, воспитанию,
оздоровлению и развитию обучаемых средствами гимнастики),
связанном
с реализацией общедидактических принципов: научности, доступности,
дифференциации, гуманизации и т.д.
Организация
учебно-методической деятельности будущих учителей требует реализации важных для
физкультурной деятельности дидактических принципов: целостности, оптимальности,
профессионально-педагогической направленности обучения.
Методическая
подготовка студентов представляет собой единую систему, которая складывается из
проведения лекционного курса, семинарских, практических и обзорно-методических
занятий, самостоятельной и индивидуальной работы с преподавателем и учебной
практики.
Завершается
процесс обучения уровнем готовности к профессионально-педагогической
физкультурной деятельности на основе сформированности педагогических знаний и
умений, личностных качеств студентов, а также предметных знаний, умений и
двигательных навыков, которые определяют степень их обученности.
Уровень
готовности следует рассматривать с позиций дифференцированного подхода в
обучении гимнастическим упражнениям студентов педвуза при помощи различных
средств физического воспитания и технических средств обучения.
Эффективность
педагогического процесса физкультурного образования будущих учителей физической
культуры в значительной степени определяется ходом дидактического процесса
обучения гимнастике, включенностью личности студента в физкультурную
деятельность, активизацией познавательных процессов восприятия сложного
гимнастического содержания.
Педагогическая
система физкультурного образования поэтапной гимнастической подготовки будущих
учителей физической культуры представляет собой целостный процесс (схема 2),
цель и задачи которого - обеспечить с помощью большого спектра средств
гимнастики непрерывность, комплексность и этапность
профессионально-педагогического обучения будущих учителей физической культуры
основам гимнастических упражнений: строевых, общеразвивающих, прикладных - и
комбинаций на гимнастических снарядах с последующими знаниями методики обучения
и проведения отдельных частей урока и урока гимнастики в целом.
Схема
2
Содержание
и формы поэтапной гимнастической подготовки будущих учителей физической
культуры (целостный процесс)
В
содержание учебной практики входит материал по интегрированной реализации
компонентов целостной структуры осваиваемой профессии в системе
"обучающий-обучаемый", где в качестве обучающего выступает студент, а
в качестве обучаемых - студенты-коллеги или школьники. На этой основе
происходит формирование и совершенствование профессиональных умений в процессе
педагогической практики в школе.
Процесс
обучения завершается формированием профессионально-педагогической готовности
индивида к выполнению самостоятельной педагогической деятельности.
В
связи с этим в целостной системе обучения мы выделяем два этапа в процессе
профессионального становления будущих учителей физической культуры. Первый
этап, который назвали учебно-академическим, включает 1-2 курсы. Он связан с
началом формирования личности студента и его учебной деятельностью,
соответствующей требованиям обучения в педагогическом вузе. На данном этапе
происходит проверка и реализация профессиональных ожиданий, способов учебной
деятельности, сформировавшихся в школе, а также исходных результатов физической
подготовленности и физического развития обучающихся. Второй этап -
учебно-профессиональный, охватывает 3-4 курсы и связан с возникновением новой
ситуации в профессиональном развитии будущего педагога, которая определяется
умением проведения отдельных частей и урока гимнастики в целом, а также
прохождением педагогической практики в школе. На этом этапе формируются более
реальные представления о профессии учителя физической культуры, происходит
перестройка базовых учебных знаний по предмету гимнастика в профессиональные.
Формирование
педагога-профессионала - это многоэтапный процесс. Он должен начинаться до
поступления школьника в профессиональное учебно-педагогическое учреждение, но
данный процесс не может закончиться одновременно с его окончанием.
Количественные и качественные характеристики профессионализации личности
педагога зависят от стадии его профессионального становления. Они будут
различны на этапе допрофессиональной подготовки, на стадии
профессионально-педагогического обучения и на стадии самостоятельной
профессиональной деятельности. Такого мнения придерживается Е.И. Смирнов [4];
тем не менее между этими показателями должна быть преемственность, которая
отражает общую динамику и направление развития личности педагога-профессионала.
Нормативный объем и содержание профессионально-педагогических целей и задач
определяется требованиями к уровню готовности личности, к обучению в
педагогическом университете и последующей деятельности в качестве учителя на
данном этапе развития общества. Готовность зависит от уровня сформированности
предметных знаний, двигательных умений и навыков в области физической культуры,
развития специальных и личностных качеств (интеллектуальный уровень, характер,
темперамент, функциональное состояние организма, внешний вид, осанка, манера
держаться и др.), от уровня сформированности общеучебных знаний и умений
(адаптивные возможности, коммуникативные качества), а также отношения школьника
к обучению в педвузе и будущей профессиональной деятельности (направленность
личности, поведенческая мотивация, интересы).
Гармонизация
интересов общества и личных интересов и мотивов деятельности студентов
педагогического вуза определяет следующие цели и задачи организации целостного
педагогического процесса подготовки учителя физической культуры:
обеспечить
подготовку учителя физической культуры на высоком предметном, педагогическом,
гуманитарном и методическом уровне с большим спектром реализации
профессиональных возможностей для работы в общеобразовательной школе;
формировать
в ходе педагогического процесса личность учителя физической культуры:
а)
мотивацию обучения; желание освоить профессию учителя, совершенствовать свое
спортивное мастерство, укреплять здоровье;
б)
общеучебные знания, двигательные умения и навыки;
в)
адаптивные возможности.
формировать
творческую активность личности учителя физической культуры;
создать
благоприятные условия и обеспечить развитие профессиональных качеств личности
будущего учителя физической культуры:
а)
педагогическое мастерство;
б)
спортивное и физическое совершенствование;
в)
волевые и интеллектуальные качества;
г)
функциональные механизмы психики (восприятие, память, речь, мышление,
самоанализ деятельности и др.).
Учитывая
вышесказанное, педагогический процесс физкультурного образования может
определяться как научно управляемый процесс, имеющий своей целью достижение
высокого уровня профессиональной готовности будущих учителей физической
культуры к выполнению функций обучения, воспитания и развития занимающихся
средствами физической культуры и гимнастических упражнений в частности.
Список литературы
Асмолов
А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
Бурухин
С.Ф. Гимнастика - это важно // Физкультура в школе. 2000. № 8. С. 10-11.
Рожков
М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 63 с.
Смирнов
Е.И. Дидактическая система математического образования студентов педагогических
вузов: Автореф. дис. ... док. пед. наук. Ярославль, 1998. 36 с.
Организация
и планирование самостоятельной работы студентов на ФФК / Сб. науч. тр. М.,
1991.
Шадриков
В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.:
Логос, 1996. 160 с.
Шкребко
А.Н. Медицинские основы применения новых технологий в физическом воспитании
студентов. Автореф. дис ... док. мед. наук. М., 1998. 41 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru