Анализ динамики процесса повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту
Анализ динамики процесса повышения квалификации
специалистов по физической культуре и спорту
Доктор педагогических наук, профессор, ректор академии
В.У. Агеевец; доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной
работе С.П. Евсеев; кандидат педагогических наук, доцент, декан Б.Е. Лосин,
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта
Важная
проблема современного физкультурного образования - повышение квалификации
дипломированных специалистов.
Без
серьезной системы последипломного образования (повышения квалификации)
специалистов невозможна мобильная профессиональная подготовка кадров, которые
могли бы обеспечить научно-технический прогресс общества.
Практика
показала, что знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном
заведении, недостаточно для плодотворной работы специалиста в течение всей
трудовой деятельности. Знания, как и многое другое, имеют свойство устаревать,
и их необходимо периодически обновлять и пополнять. Считается, что сегодня за
3-4 года информация устаревает наполовину [1]. Не случайно в странах с развитой
экономикой уже сейчас доля бюджета на образование взрослых превышает долю
бюджета на систему базового образования [3].
По
мнению ряда специалистов [2], не может быть конечного образования, т.е.
образования на всю жизнь. Необходимо образование через всю жизнь, т.е.
непрерывное. Для решения этих задач в нашей стране введена система повышения
квалификации, которая предусматривает регулярное (не реже одного раза в пять
лет) обучение физкультурных кадров.
До
недавнего времени большинство специалистов в стране повышали свою квалификацию
в рамках курсовой подготовки [4], однако в настоящий момент эта доля
значительно снижена. На практике, в силу современных социально-экономических
условий, существующая система повышения квалификации специалистов в области
физической культуры и спорта не обеспечивает также и столь необходимой регулярности
повышения квалификации специалистов. Только в 1996 году более половины всех
специалистов, обучавшихся на ФПК СПбГАФКа им. П.Ф. Лесгафта, не были охвачены в
установленный пятилетний срок очередным повышением квалификации.
Нами
была проанализирована динамика работы ФПК СПбГАФКа им. П.Ф. Лесгафта в течение
всех (почти 30) лет существования системы повышения квалификации. Для удобства
сопоставления деятельности факультета была рассчитана так называемая
"мощность" работы ФПК (в человеко-часах) в среднем за учебный год.
Мощность, как известно, определяется как отношение величины работы к промежутку
времени, в течение которого она совершена. В нашем случае промежуток времени
равен одному году, а объем работы факультета определялся произведением
количества слушателей факультета за год на число учебных часов, прослушанных
каждым слушателем.
Мы
понимаем, что такой подход к определению работы факультета достаточно условен
и, может быть, не вполне корректен с точки зрения математики, однако он
позволяет дать обобщенную картину работы факультета. Близкие к этому подходы
используются и в некоторых странах Запада при оценке работы центров занятости,
деятельность которых характеризуется количеством человеко-дней переподготовки
специалистов. Рассчитан ная таким образом "мощность" работы
факультета позволяет проследить динамику процесса повышения квалификации
специалистов по физической культуре и спорту. При расчете "мощности"
деятельности факультета нами не учитывалась работа со слушателями, которые
проходили профессиональную переподготовку.
Анализ
динамики "мощности" работы ФПК в течение 28 лет (см. таблицу)
показывает, что быстрыми темпами прирост количества слушателей происходил в
период становления факультета и системы повышения квалификации в стране в целом
(в 1970-1980 годах).
Так,
среднегодовое количество слушателей с момента образования факультета к 1975
году увеличилось более чем на 230%. С 1975 по 1985 год на факультете стабильно
обучалось в среднем более 560 слушателей в год.
Начиная
с 1985 года количество слушателей уменьшается, и за пять лет среднегодовое
снижение составило 17%. Уже в последующую пятилетку этот процесс значительно
усиливается (происходит снижение на 82%). Меньше всего слушателей обучалось на
факультете в 1991-1994 годах. В этот период значительно ослаб государственный
контроль со стороны вышестоящих организаций за соблюдением положения о
повышении квалификации специалистов по физической культуре и спорту. Анализ
специального анкетирования слушателей факультета СПбГАФКа им. П.Ф. Лесгафта
показал, что имеются и другие причины, которые мешают специалис там по
физической культуре и спорту повышать квалификаци: отсутствие у них
материальной заинтересованности в этом и большая загруженность.
Начиная
с 1994 года наблюдается небольшой прирост количества слушателей на факультете,
и уже в 1995/96 учебном году происходит увеличение среднегодового количества
слушателей по сравнению со средними показателями 1990-1995 гг. на 133%. Прирост
был обеспечен в основном благодаря специально организованным курсам, составленным
по согласованию с организациями-"заказчиками". Такие курсы были в
максимальной степени ориентированы на "потребителя" и на решение
актуальных проблем физической культуры и спорта.
При
анализе среднего объема учебных часов курсов необходимо отметить постепенный
рост объема часов, начиная с момента образования факультета и вплоть до 1990
года. В 90-х годах средний объем учебных часов уменьшается почти в три раза
(см. таблицу).
Изменения
показателей деятельности работы ФПК СПбГАФКа им. П.Ф. Лесгафта
№ п/п
Похожие работы на - Анализ динамики процесса повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту
|