Влияние аффективных ценностей неоспорта на олимпийскую культуру школьника
Влияние аффективных ценностей неоспорта на олимпийскую
культуру школьника
Е.
Антипова, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической
культуры
Олимпийская
культура школьника формируется на основе специальных знаний по олимпизму и
мотивации на активное освоение спортивной практики. На основе олимпийской
культуры формируется и олимпийская ментальность современного социума (Л.И.
Лубышева, 1999). В последние годы сформировались две новые научные дисциплины:
"олимпийская педагогика" и "олимпийская культура", объектом
исследования которых является изучение сферы социальной жизни общества,
связанной с олимпийским движением (В.И. Столяров, 1999). Отечественными и
зарубежными учеными ведется поиск эффективных форм и средств направленного
формирования олимпийской культуры школьников через систему олимпийского
образования. Разработаны и успешно внедрены в учебный процесс базовые и
вариативные учебные программы и методические пособия, способные обеспечить
учащимся необходимый уровень олимпийских знаний. Вместе с тем не учитывается
один очень важный фактор: параллельное, условно стихийное, формирование у детей
и подростков интереса и ценностных ориентаций на социально опасные виды спорта
и спортивные зрелища.
Ценности,
как известно, образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной)
культуры любого общества. Как отмечает Фридрих Ницше в работе "Воля к
власти" (1994), любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое, -
ценность. В одном и том же обществе могут существовать плюралистические точки
зрения на одно и то же явление. Ценности - это часть мировоззрения социальных
общностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации. В частности,
по теории Р. Вильямса (1979) аффективные ценности связаны с удовлетворением,
наслаждени ем, получением удовольствия. Если говорить о зрелищности спорта, то
для зрителя спорт в этом случае - аффективная ценность. Ценность любого вида
спорта может рассматриваться в двух аспектах: как его положительная или
отрицательная оценка и как критерий, с помощью которого данный вид спорта
оценивается. Критериями оценки положительного влияния спорта на развитие
человека и общества служат гуманистические идеалы и ценности, высший из которых
- здоровье человека. В этой связи спорт рассматривается в двух аспектах:
педагогическом - с точки зрения меры допустимости нагрузок для занимающихся и
моральном - с позиций содержания ценностного потенциала спортивной деятельности
и видов спорта.
Если
говорить о профессиональном спорте и спортивном шоу-бизнесе, то именно здесь
возникает больше всего антигуманистических проявлений. Именно виды спорта
группы риска, называемые экстремальными , приобретают популярность среди
подрастающего поколения. Опасность влияния ряда видов неоспорта заключается в
том, что антигуманистические ценности могут быть приняты индивидом, социальной
группой или обществом в целом. Например, спортсмен, занимаясь видом спорта, в
котором налицо все проявления жестокости, насилия, грубости, рискует развить в
себе отрицательные черты личности. Зрители, которые регулярно смотрят
соревнования по видам спорта, пропагандирующим зло и насилие, способны
составить социальную группу (возможно, маргинальную), где ценности, признаваемые
обществом отрицательными, могут быть данной группой приняты и возведены в ранг
императивов (требований). Вероятно, аффективные ценности неоспорта во многом
определяют поведенческий выбор подростков и принимаемую ими структуру ценностей
и отрицательно сказываются на процессе формирования олимпийской культуры
личности и олимпийской ментальности общества.
Предпринятое
исследование проводилось с целью определения отношения старших школьников к
рестлингу как к спортивному шоу в условиях процесса направленного формирования
олимпийской культуры. Рестлинг был выбран из группы экстремальных видов спорта
не случайно. Во-первых, он в настоящее время сверхпопулярен в Северной Америке,
а во-вторых, при всей своей зрелищности этот вид неоспорта наиболее социально
опасен для общества, поскольку открыто пропагандирует жестокость, насилие,
властолюбие, беспощадность. Тем не менее по 11-му каналу ТНТ и 6-му
телевизионному каналу Петербурга мы регулярно можем наблюдать репортажи с
чемпионатов мира по рестлингу, который пришел и в Россию.
Основным
методом настоящего исследования являлся анонимный социологический опрос,
который проводился в старших классах общеобразовательной школы
Санкт-Петербурга. Анкета включала 14 вопросов закрытого характера. В опросе
приняли участие 48 человек, в том числе 60,4% юношей. Корреспонденты в возрасте
16-18 лет, посещающие занятия спецкурса "История и теория олимпизма",
составили 81,2%, в возрасте 14-15 лет - соответственно 18,8 %. На момент опроса
различными олимпийскими видами спорта занимались 96,6% юношей и 84,2% девушек.
Опрос показал, что 93,7% респондентов смотрели рестлинг по телевидению, в том
числе 58,3% - нерегулярно, время от времени; 27,1% - только однажды; 8,3% -
каждую неделю. Большинство учащихся (97,9%) считают, что рестлинг относится к
спортивному шоу-бизнесу. Отвратительной бойней данное шоу признали 8,3%
респондентов, в жутком восторге от рестлинга 16,7% старших школьников, т.е.
почти пятая часть подростков, в то время как его противников оказалось в два
раза меньше. О том, что в числе респондентов, не определивших своего отношения
к рестлингу, есть его сторонники, говорят следующие факты: только 41,7%
респондентов не хотели бы заниматься рестлингом; 25,0 % никогда об этом не
думали, однако 27,1% опрошенных школьников предпочитают быть зрителями, а 6,2 %
очень хотели бы заняться рестлингом.
Основной
мотив для занятий рестлингом - возможность заработать в спортивном шоу-бизнесе
много денег (54,2%). Фактически каждый пятый респондент (22,9%) считает, что,
занимаясь рестлингом, всегда можно защитить себя в жизни; 8,3% старших
школьников полагают, что рестлинг дает возможность проявить свои физические
способности, а 4,2% респондентов - волевые качества. Такое же количество
опрошенных (4,2%) в качестве основного мотива назвали желание реализовать себя
там, где можно бороться беспощадно и без правил. Рестлинг, по мнению
респондентов, воспитывает такие волевые качества, как целеустремленность
(22,9%), настойчивость и упорство (16,7%), выдержка и самообладание (14,6%),
решительность и смелость, инициативность и самостоятельность (по 12,5%). И
юноши, и девушки сошлись во мнении, что занятия рестлингом развивают такие
отрицательные качества (свойства) личности, как жестокость (34,5 и 31,6%
соответственно). Юноши считают, что рестлинг развивает в человеке тупость
(20,7%), эгоизм (10,3%), вспыльчивость (6,9%), а также злобность, властность и
тягу к насилию (по 3,4%). Самое опасное при занятиях рестлингом, по мнению
респондентов, - перспектива получить инвалидность (35,4%). То, что рестлинг
несет в себе социальную опасность в плане роста преступности в стране, принятия
обществом антигуманистических ценностей, считают 27,1% старших школьников.
Развитие в рестлинге отрицательных черт личности усматривает 8,3% респондентов,
а 4,2% опрошенных считают, что рестлинг оказывает антигуманное влияние на
зрителей.
Мощным
средством пропаганды спорта в широком его понимании, формирования общественного
мнения по олимпизму и ценностных ориентаций на физическую культуру является
телевидение. Однако, как показало изучение телепрограмм 13 работающих в
Санкт-Петербурге каналов, доля спортивных передач в недельном телеэфире крайне
ничтожна и составляет в среднем 1,6%. Приоритетное положение занимают футбол и
хоккей (37,8 и 19,6% от объема времени всех спортивных передач). На третьем
месте - рестлинг (17,6%), далее новая атлетика (6,8%) и таэквондо (3,2%). Из 29
ч 21 мин недельного эфира, предоставленного для спортивных программ, только
13,3% времени приходится на все остальные виды спорта, за исключением перечисленных
выше. Причем программы "Пенальти" и "Спортклуб" выходят в
эфир после полуночи, а рестлинг кроме ночного показа имеет вечерний эфир (в 19
ч по 6-му каналу и в 20 ч 30 мин по 11-му каналу ТНТ).
Решение
проблемы, по-видимому, заключается не только в альтернативной пропаганде
олимпийских ценностей и идеалов среди детей и молодежи, распростра нении
олимпийских знаний, но и в широкомасштабном развитии олимпийского спорта.
Осуществляя направленное формирование олимпийской культуры школьников, следует учитывать
как комплексность педагогического процесса олимпийского образования, состоящего
из проведения теоретических занятий по истории и теории олимпизма, освоения
учащимися двигательных умений и навыков, активного включения школьников в
занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо выработать стратегию
преимущественного и беспрепятственного продвижения олимпийских видов спорта на
рынке физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых для детей и молодежи. В
основу такого предложения должна быть положена конкурентоспособность услуг
олимпийского спорта, выражающаяся в их доступности для детей и подростков из
семей с различным материальным и социальным положением, а также в большой
привлекательности для юного потребителя. Кроме того, политика формирования
олимпийской ментальности современного социума должна заключаться в выработке
положительного общественного мнения по олимпизму и восприятии обществом
социально опасных видов неоспорта в качестве маргинальных. В занятиях с
учащимися следует делать акцент на преимуществах олимпийского спорта, его
социальной значимости и убедительно разъяснять социальную опасность видов
спорта и спортивных шоу, связанных с проявлением антигуманизма. Олимпийское
образование должно быть признано приоритетным направлением в процессе
формирования олимпийской культуры детей и молодежи в стране и преподаваться в
качестве специальной дисциплины во всех учебных заведениях.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/