К исследованию феномена "культура здоровья" в области профессионального физкультурного образования
К исследованию феномена "культура здоровья"
в области профессионального физкультурного образования
Декан факультета психологии, доктор психологических
наук, профессор О.А. Ахвердова, Декан факультета физической культуры, кандидат
педагогических наук, доцент В.А. Магин, Ставропольский государственный
университет, Ставрополь
Теоретическое
и экспериментальное исследование феномена "культура здоровья"
показало неразработанность данной проблемы, как в теории, так и в практике
профессионального физкультурного образования. Интерес ученых к культуре
здоровья человека вызван происходящими изменениями в социальной и
образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных
институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания "человека
культуры". С целью изучения сущности данного феномена нами были
рассмотрены понятия "здоровье" и "культура", позволившие
сделать вывод о том, что культура здоровья - это интегративное личностное
образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности
личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также
способности к творческой и активной жизнедеятельности.
Кроме
того, на основании анализа медико-биологической, психолого -педагогической,
философской, социологической литературы была определена структура культуры
здоровья, представляющая собой единство когнитивно -мотивационного,
эмоционального и коммуникативно-волевого компонентов. Определены критерии и
показатели культуры здоровья личности, содержание которых обусловлено тем,
насколько личностью осознаются здоровье и культура как общечеловеческие
ценности; насколько проявляется универсальность связей личности с окружающим
миром и людьми; насколько проявляются ее действенно-волевые качества. О наличии
культуры здоровья мы судим, опираясь на такие критерии, как когнитивный,
мотивационный, эмоциональный, коммуникативно-деятельностный, волевой. Их
показателями выступают ценностные ориентации и качества личности, составляющие
основу культуры здоровья будущего специалиста по физической культуре и спорту.
Определение
уровней культуры здоровья потребовало целого комплекса методов
психолого-педагогического, эмпирического и экспериментального исследования.
Универсальной методики изучения культуры здоровья в науке не разработано. Но
исходя из гипотезы, что культура здоровья представляет собой интеграцию
когнитивно-мотивационного, эмоционального и коммуникативно-волевого
компонентов, были использованы методы, позволяющие изучить каждый ее компонент
в отдельности.
Исследование
проводилось в Ставропольском государственном университете на факультете
физической культуры, в нем приняли участие 178 будущих специалистов по физической
культуре и спорту. При исследовании развития когнитивно-мотивационного
компонента культуры здоровья у будущих специалистов по физической культуре и
спорту было выявлено, что 82% респондентов культуру здоровья определили как
синоним понятия "здоровый образ жизни", 10% затруднились с ответом и
только 8% оказались близки к пониманию данного феномена. Практически все
студенты убеждены в том, что здоровье и культура человека всегда были, есть и
будут одними из основных ценностей, которые характеризуют развитость
цивилизации. Но современные социально-экономические "болезни"
общества способствуют формированию жесткой жизненной позиции у человека и
переоценке общечеловеческих ценностей. В связи с этим студентам было предложено
определить место здоровья и культуры в иерархии жизненных ценностей. На
основании остающихся постоянными на различных этапах развития человеческого
общества ценностей респондентами были определены ранговые места следующих
ценностей: здоровье, любовь, образование, любимая работа, мир, семья, культура.
Исследование выявило различное отношение к перечисленным ценностям. Следует
отметить, что интересующие нас в первую очередь ценности культура и здоровье
получили далекие друг от друга ранги. Так, культуре все респонденты отвели лишь
пятый ранг, а здоровью - второй. Столь отдаленные ранги культуры и здоровья
свидетельствуют о "кризисе" самосознания. И этот кризис определяет
поведение человека, его образ жизни.
Критерии
и показатели культуры здоровья личности
Структурные компоненты
Похожие работы на - К исследованию феномена "культура здоровья" в области профессионального физкультурного образования
|