Актуальные проблемы научных исследований в спортивном плавании 1980-1990 гг.
Актуальные проблемы научных исследований в спортивном
плавании 1980-1990 гг.
Доктор
педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член
Международной академии информатизации при ООН Н.Ж. Булгакова.
В
большой группе водных видов спорта, которая продолжает увеличиваться в
результате появления новых видов: аквааэробики, синхронного плавания, женского
водного поло, водных лыж и др., ведущее место занимает спортивное плавание.
Плавание в нашей стране и за рубежом - один из наиболее массовых видов спорта,
поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических
упражнений, связанный с гигиеническо-оздоровительным и закаливающим-воздействием
на человека (особенно на растущий организм детей и подростков) водной среды.
Чрезвычайная
популярность плавания связана с фантастическим ростом рекордов в этом виде
спорта. Это стало возможным в итоге проведения широкого комплекса исследований
в плавании по биоэнергетике, биомеханике, гидродинамике, антропомоторике и др.
Из
перечисленных исследования по биоэнергетике можно назвать основными, поскольку
выносливость определяет спортивные достижения в плавании.
Создание
водного тредбана (гидроканала) - бассейна размером 8,3 х 3,1 х 3,3 м со
встречным потоком воды, скорость которого регулируется с точностью до 0,02 м/с,
- позволило воспроизводить различные виды плавательных упражнений одновременно
с регистрацией физиологических и биохимических изменений в ответ на нагрузки
разного характера (П.-О. Остранд, Энгелессон).
Установлены
уровни развития компонентов специальной работоспособности и их соответствие у
высококвалифицированных взрослых пловцов и юных пловцов 11-16 лет. Определена
возрастная динамика развития компонентов работоспособности в диапазоне 11-20
лет (Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко, В.Н. Ершов). Как показали результаты
исследования, выполняемые объемы тренировочных нагрузок аэробной, смешанной
аэробно-анаэробной гликолитической направленности, а также общий объем нагрузки
находятся в линейной зависимости от величины максимального потребления
кислорода (максимальной аэробной мощности).
Объем
нагрузок анаэробной алактатной направленности находится в обратной зависимости
от размеров индивидуального максимума потребления кислорода. Влияние нагрузок
аэробной, смешанной аэробно-анаэробной и анаэробной алактатной направленности
находится в обратной зависимости от абсолютного значения рН, характеризующего
анаэробную гликолитическую емкость. В то же время нагрузки анаэробного
гликолитического воздействия прямо зависят от наибольшего сдвига рН: чем больше
продуктов анаэробного метаболизма образуется в процессе выполнения данного вида
работы, тем меньший объем работы анаэробной гликолитической направленности
может быть выполнен (Н.И. Волков, Ю.Л. Войтенко).
Проведена
систематизация специальных тренировочных упражнений в плавании в зависимости от
индивидуального уровня развития аэробной и анаэробной производительности
организма спортсменов и срочного тренировочного эффекта (В.Р. Соломатин, А.
Журавик).
Изменение
аэробного и анаэробного обмена у спортсменов зависит от избранных значений
параметров выполняемого упражнения, продолжительности пауз отдыха и числа
повторений упражнений, т.е. общего количества выполняемой работы. Варьирование
отдельными параметрами физической нагрузки оказывает неоднозначный эффект на
показатели аэробного и анаэробного обмена при повторной мышечной работе.
Определены
режимы повторной и интервальной нагрузки, вызывающие наибольший прирост
аэробных и анаэробных потенций. Проведен анализ взаимосвязи приростов
показателей специальной работоспособности и выполненных объемов тренировочных
нагрузок различной направленности (В.Р. Соломатин, В.В. Смирнов). Получены
предварительные данные о специфике тренировочного воздействия интервальной
гипоксической тренировки с применением прибора "гипоксика-тор" (Н.И.
Волков, Т.Г. Фомиченко, Н.В. Ковалев).
В
результате многолетних научных исследований в спортивном плавании сложились
представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к
организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны
обобщенные модельные характеристики пловцов высокого класса. Было показано,
что:
1.
Спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения -
тотальных размеров тела, пропорций, конституционного типа, которые определяют
плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых
(обхватные размеры тела, величина мышечной силы, композиция мышечных волокон) и
функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела, композиция
мышечных волокон) потенциях пловцов (Дж. Таннер, К. Титтель, X. Вутчерк,
Хирата, Н.Ж. Булгакова, Э.Г. Мартиросов и др.).
2.
Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и
силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых
движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в
воде при плавании на привязи на нулевой скорости и в гидроканале при различных
скоростях обтекающего потока.
3.
Эффективная реализация силовых способностей в плавании требует высокого уровня
подвижности в плечевых. коленных и голеностопных суставах и гибкости
позвоночника.
4.
Пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями:
абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую
элиты, превышают 6,0-6,5 л/мин, а относительное МПК, несмотря на внушительную
мускулатуру, достигает 75-80 и более мл/кг/мин. Максимальные величины
накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции у
пловцов-спринтеров равняются 20-26 ммоль/л, а у стайеров - 16-19 ммоль/л.
Исследования
последних лет, проведенные на пловцах, показывают, что скорость плавания
разными способами и на разных дистанциях определяется различными особенностями
телосложения, физической и функциональной подготовленности (X. Вутчерк, Н.Ж.
Булгакова, И.Е. Филимонова). Поскольку прямое сравнение показателей
тестирования в возрастных группах с дефинитивными моделями неправомочно, для
отбора в процессе многолетней тренировки разрабатываются возрастные этапные
модели, позволяющие уточнить динамику развития способностей юных спортсменов,
определяющие достижения в зрелом возрасте.
Это
дает возможность проводить прямое сравнение показателей тестирования в
возрастных группах с соответствующей эталонной моделью со следующими целями:
-
диагностики способностей;
-
уточнения специализации внутри избранного вида спорта;
-
коррекции тренировки (В.М. Зациорский, Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева).
Особенностью
современных исследований биомеханики плавания является их направленность на
определение динамических параметров техники и связей этих показателей с
кинематическими характеристиками движений, а также силовыми и функциональными
показателями спортсмена.
Скорость
плавания зависит прежде всего от мощности гребка, основу которой составляет
сила. Поэтому современные пловцы высокого класса уделяют силовой подготовке до
300 и более часов в год (С.М. Вайцеховский).
На
суше выполняются упражнения, по форме и характеру идентичные гребковым
движениям в воде. Для этого применяются специальные силовые тренажеры
инерционного типа "Мини джи", "Биокинетик"), позволяющие
наиболее точно имитировать особенности сопротивления водной среды (возрастание
сопротивления в связи с увеличением скорости гребка). Для сближения силовых
упражнений на суше с гребковыми движениями в воде применяется плавание со,
специальными "тормозами", с лопатками, плавание с растягиванием
резинового шнура и др. Однако прирост силовых качеств, полученный от занятий
силовыми упражнениями общего или специального характера, часто отрицательно
влияет на тренировочные и соревновательные результаты спортсмена.
Приведем
предварительные данные взаимосвязи силовой подготовленности и динамических
характеристик техники плавания юных спортсменов в возрастном диапазоне 11-16
лет, когда силовые возможности увеличиваются в 2,5-3 раза:
1.
Основной механизм гребковых движений (ритмическая структура) складывается у
мальчиков-пловцов уже в 11-12 лет.
2.
В 12-14 лет в силу резкого увеличения длины рабочих рычагов и площади гребущих
поверхностей (за это время длина руки увеличивается на 11,5%, а площадь кисти
на 31,1%) и отставания прироста силовых и скоростно-силовых возможностей
происходит некоторое ухудшение качества выполнения фаз захвата и подтягивания.
Юные пловцы стремятся как можно быстрее перейти к фазе отталкивания, теряя
опору в первой половине гребка.
3.
С 14 до 16 лет улучшаются динамические параметры гребковых движений, что
совпадает по времени с интенсивным увеличением силовых потенций юных пловцов.
4.
Динамические параметры фаз захвата и подтягивания в наибольшей мере
характеризуют техническое мастерство юных пловцов, а динамические параметры
фазы отталкивания и импульс силы связаны с уровнем развития силовых
возможностей (А.Р. Воронцов, Д.А. Биневский).
По-видимому,
проблема реализации силовых возможностей в плавании не потеряет своей
актуальности в ближайшие годы.
В
плавании успешность выступлений взрослых спортсменов определяется эффективной
методикой спортивного отбора, рациональной стратегией многолетней спортивной
тренировки, оптимальным подбором средств и методов тренировки и правильной
дозировкой и соотношением нагрузок на отдельных этапах многолетней подготовки
(В.К. Бальсевич, В.П. Филин, М.Я. Набатникова и др.). Получены данные о
закономерности возрастного биологического развития показателей, лимитирующих
спортивные достижения: возрастная динамика развития физических качеств и
функциональных систем, гетерохронность роста, периоды наиболее интенсивного
роста и возраст "пиковых" приростов, степень консервативности и
изменчивости показателей в процессе развития и тренировки, соотношение уровней
зрелости различных функциональных систем на разных этапах многолетней
тренировки, влияние индивидуальных темпов биологического созревания на динамику
развития физических качеств и спортивных достижений и др. (Н.Ж. Булгакова, М.Н.
Кремлева, А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарева, В.Р. Соломатин, К. Купер, Ю.Л.
Войтенко). Эти данные определяют:
-
периодизацию многолетней спортивной подготовки и сроки этапов отбора;
-
содержание тренировочных и тестовых программ на разных этапах подготовки и
отбора.
Возрастные
или этапные модельные характеристики (модели промежуточных состояний),
разработанные на основе лонгиту-динальных исследований, являются основным
ориентиром для коррекции многолетней тренировки и отбора, поскольку показатели,
составляющие модель, обладают стабильностью и отражают взаимосвязь ювенильных
промежуточных и дефинитивных состояний пловца (Н.Ж. Булгакова, В.А. Румянцев,
А.Р. Воронцов).
Учет
половой дифференцировки и соотношения таких временных факторов, как
календарный, биологический возраст спортсмена и его тренировочный стаж,
позволяет индивидуализировать содержание подготовки, а также повысить точность
диагностики спортивной одаренности в пубертатном периоде развития.
Сопоставление биологического возраста с соматической и функциональной зрелостью
дает возможность более точно оценить готовность юного спортсмена к выполнению
тренировочных нагрузок различной физиологической направленности. Высокий
уровень соматической и функциональной зрелости при низком балле биологического
возраста служит одним из признаков спортивной перспективности (Н.Ж. Булгакова,
В.Р. Соломатин, А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарев, Е.Е. Вовк, Т.С. Тимакова).
Разработанные
нами шкалы функциональной и соматической зрелости позволили выработать
объективные критерии для оценки перспективности спортсменов и индивидуализации
их подготовки.
Сравнение
основных показателей физического развития и двигательной активности юных
пловцов и школьников, данные о строении, функциях и возрастных особенностях
биологического созревания позволили отобрать наиболее эффективные способы
применения средств плавания для повышения уровня физического развития и
укрепления здоровья детей и подростков.
Совместно
с ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава России нами разработаны и
обоснованы гигиенические нормы допустимых физических нагрузок, направленных на
развитие выносливости, по показателям МПК, PWC120, ЧСС и АД у мальчиков и
девочек 10-15 лет (Л.И. Абросимова, М.В. Антропова, А.Г. Храпкова, И.В.
Чеботарева). Абсолютные показатели физического развития и двигательной
подготовленности у пловцов в возрастном диапазоне 11-16 лет значительно выше,
чем у школьников, не занимающихся спортом, что объясняется влиянием многолетних
занятий плаванием.
Возрастная
динамика развития соматических и функциональных показателей у пловцов и
школьников имеет достоверные различия. У спортсменов обоего пола величины
погодовых приростов больше, а возрастные зоны наибольших темпов прироста на 1
год позже, чем у школьников.
Учитывая
высокую степень подобия динамики созревания морфофункциональных показателей у
девочек и мальчиков с 11 до 16 лет (девочки опережают мальчиков на 1,5-2 года),
планирование и содержание тренировочных программ для девочек в этом возрастном
диапазоне должны коренным образом отличаться от программ для мальчиков (Э.Г.
Мартиро-. сов, И.В. Чеботарева, А.Р. Воронцов, В.Р. Соломатин, Е.Е. Вовк).
Полученные
данные о величинах погодовых приростов и возрастных зонах пиковых приростов
соматических и функциональных показателей у пловцов и школьников являются
основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов
детей и подростков, занимающихся в СДЮСШ плавания и общеобразовательной школе
(Н.Ж. Булгакова, И.В. Чеботарева и др.).
Подчеркнем,
что результаты исследований группы "Школа и здоровье" при президиуме
РАО выявили тревожную тенденцию ухудшения физического развития и двигательной
подготовленности школьников с 1-го по 9-й классы. Так, уровень развития таких
физических качеств, как быстрота, сила, силовая выносливость, подвижность
суставов и пр., не соответствует нормативным требованиям "Комплексной
программы физического воспитания учащихся 1-9-х классов общеобразовательной
школы" (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман). Данные, полученные нами,
ставят под сомнение эффективность организации и методики занятий по физическому
воспитанию как на уроках физической культуры, так и во внеклассной и
внешкольной формах работы (Н.Ж. Булгакова, В.3. Афанасьев, С.Н. Морозов).
В
настоящей статье представлены фрагменты научных данных, полученных в наиболее
актуальных направлениях научных исследований в плавании. Несмотря на то что
обсуждаемые здесь проблемы в ряде случаев решены лишь частично, а некоторые
вопросы до сих пор-ждут своего решения, научный потенциал, накопленный в
исследованиях российских и зарубежных специалистов, в полной мере отражен в
практике подготовки и переподготовки преподавателей и тренеров по плаванию всех
форм обучения в ИФК.
Фундаментализация
образования по предмету "Плавание" идет в направлении разработки и
совершенствования программ, учебников и учебных пособий, тематических поурочных
планов и других учебно-методических материалов, ориентированных на подготовку
специалистов для работы в массовом физкультурном движении и спорте высших
достижений, способных справиться с требованиями завтрашнего дня.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru