Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования
Здоровьесберегающие технологии в системе высшего
педагогического образования
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин,
Ростовский государственный педагогический университет, Ростов-на -Дону
В
историческом плане разработка здоровьесберегающих технологий в системе высшего
педагогического образования осуществлялась поэтапно. Первый этап проходил с
1996 по 2000 г. и был связан с включением в Государственные образовательные
стандарты высшего профессионального образования (в цикл общепрофессиональных
дисциплин - ДН.00) новой учебной дисциплины "Валеология" (приказ
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 380 от 4
марта 1996 года).
В
связи с новым научным направлением в 1996 г. в РГПУ, а также в других учебных
заведениях были созданы кафедры валеологии.
При
разработке здоровьесберегающих образовательных технологий нами были обнаружены
отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные
различия в действующих программах. В одних программах наблюдается доминирование
основ медицинских знаний (Э.Н. Вайнер, 1993), в других отражаются проблемы
семьи и здорового образа жизни (Л.М. Панкова, 1994), а в третьих (Г.К. Зайцев,
В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, 1994) содержится комплекс знаний по
психофизиологическим и педагогическим основам здоровья человека. Анализируя
другие подходы к проблемам здоровья человека, авторы (Н.М Амосов, Я.А. Бендет,
1989; Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, 2000; И.И. Брехман, 1990; Э.Н. Вайнер,
2002; В.И. Дубровский, 2001; Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова, 2000;
В.В. Колбанов, 2000; Н.И. Куинджи, 2001; В.В. Марков, 2001; В.И. Петрушин, Н.В.
Петрушина, 2002; Тель Л.З, 2001; Б.Н. Чумаков, 2000; R.S. Paffenbarger, 1994, и
др.) отмечают, что опубликованные работы и содержащиеся в них рекомендации не
способствуют эффективному формированию культуры здоровья у населения. Данное
положение связано с множеством факторов, и в первую очередь с отсутствием
теории и методологии здоровья.
В
"Большом энциклопедическом словаре" (А.М. Прохоров, 1985) понятие
"теория" (от греч. theoria - распознание, исследование) трактуется
как "система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного
знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях
действительности".
"Методология
(от греч. methodos - путь, исследование, учение) - учение о структуре,
логической организации, методах и средствах деятельности".
Исходя
из представленных определений, следует, что в науке о здоровье нет общепринятой
теории, так как многие процессы, происходящие в организме, еще не изучены и
соответственно не может быть методологии как логической организации средств и
методов деятельности по формированию культуры здоровья.
Определяя
концепцию проектирования здоровьесберегающих технологий, из множества
определений понятий здоровья мы остановились на наиболее достоверном -
"…как состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней…" (Устав ВОЗ). Исходя из
данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для
студентов педагогического университета (рис. 1) мы взяли за концептуальную
основу изучение физического, психического и социального компонентов здоровья
человека.
В
предлагаемой концепции система валеологического образования направлена на
овладение определенным объемом знаний о своем организме, на формирование
мотивов, убеждений и потребности в здоровом образе жизни. Ведущее место при
Рис
1. Блок-схема валеологического образования
этом
отводится физическому компоненту здоровья и рассмотрению фундаментальных данных
о влиянии оптимальной двигательной активности на состояние здоровья, так как
гиподинамия приводит к снижению иммунных свойств крови, нарушениям
функционального состояния сердца, уменьшению объема циркулирующей крови,
снижению афферентной стимуляции клеток головного мозга, понижению умственной и
физической работоспособности, развитию детренированности систем организма и
механизмов их регуляции. Вредны и большие физические нагрузки, приводящие к
перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния,
уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование
необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных
режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных
задач валеологического образования в подготовке специалистов педагогического
профиля.
Аналогично
рассматриваются аспекты психического и социального компонентов здоровья, где
изучение вопросов психического здоровья связано с лимбико-ретикулярным комплексом
головного мозга и функциональным состоянием эрготропной и трофотропной систем,
а социальные компоненты всецело зависят от культуры здоровья и образа жизни:
его уровня, качества, стиля и уклада.
Второй
этап разработки здоровьесберегающих технологий в университете связан с
созданием в1999 г. новой кафедры медико-педагогических дисциплин и разработкой
комплексной программы по формированию культуры здоровья и здорового образа
жизни.
Рис.
2. Система обеспечения здорового образа жизни
Рис.
3. Факторы риска развития функциональных расстройств у мужчин
Рис.
4. Факторы риска развития функциональных расстройств у женщин
С
целью создания данной программы были проведены исследования
организационно-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни в
университете, в результате которых разработана здоровьесберегающая
педагогическая система, основанная на системно-деятельностном подходе в двух
основных направлениях: проектировочная деятельность и исполнительская
деятельность (рис. 2).
Проектировочная
деятельность осуществляется руководством университета в двух направлениях:
проектирование здорового образа жизни и организация деятельности служб
здоровья, а исполнительская деятельность - в трех: в первом анализируются образ
жизни и состояние здоровья студентов, во втором формируются установки на
здоровый образ жизни и в третьем проводится оздоровительно-профилактическая деятельность.
Дальнейшая
разработка здоровьесберегающих технологий в университете была связана с
экспериментальными исследованиями, направленными на анализ состояния здоровья и
образа жизни студентов.
Полученные
данные диагностики образа жизни показали, что у большинства студентов
отсутствует установка на здоровый образ жизни, более 60% нуждаются в
перестройке своего образа жизни и лишь 4% опрошенных считали состояние своего
здоровья хорошим. Достаточно низкие показатели получены по отношению к
окружающим: более 60% испытывали трудности во взаимоотношениях. Большинство
студентов не проявляют интереса к здоровью, нарушают режим питания и только 9%
довольны своей жизнью.
Обобщенный
анализ результатов исследований образа жизни и состояния здоровья
свидетельствует, что одним из основных факторов риска развития функциональных
расстройств у обследованного контингента является гиподинамия (53%), что в
сочетании с нерациональным питанием (38%) приводит к избытку массы тела: у 67%
по группе, у 71% обследованных мужчин и у 66% обследованных женщин (рис. 3, 4).
У
31% обследованных мужчин выявлена такая вредная привычка, как табакокурение,
46% не занимаются аутотренингом, хотя практически все жалуются на
раздражительность, повышенную психоэмоциональную реактивность.
Наличие
вышеперечисленных факторов риска приводит к плохому самочувствию и большому
количеству жалоб, в первую очередь на состояние опорно-двигательной (69%),
центральной нервной (61%), сердечно-сосудистой (56%) и пищеварительной (56%)
систем. По данным системы компьютерной вычислительной томографии
"Амсат", состояние опорно-двигательной системы было хорошим только у
7,7% обследованных, у 28,2% выявлены функциональные нарушения и у 64,1% - пред-
и патологические. Состояние пищеварительной системы только у 7,7% обследованных
было нормальным, у 85,9% выявлены функциональные нарушения, у 6,4% пред- и
патологические (табл. 1).
В
целом обследование показало наличие субъективных жалоб и объективно
подтвержденных изменений в одной или нескольких системах и органах у подавляющего
большинства обследованных. Ни одному обследованному нельзя было дать заключение
"абсолютно здоров", и лишь 15% могли характеризоваться как
"условно здоровые" (то есть имели только функциональные нарушения).
На
заключительном этапе разработки здоровьесберегающих технологий были
проанализированы полученные данные и построена педагогическая модель
формирования здоровья (рис. 5).
Таблица
1. Выявленные изменения по данным «Амсат»
Системы и органы
Похожие работы на - Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования
|