Инновационная интерпретация физической культуры и спорта: от проблем к решению
ИННОВАЦИОННАЯ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОТ ПРОБЛЕМ К РЕШЕНИЮ
Несмотря на то
что термин "инновация", как утверждают специалисты [5], впервые
используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как
отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и
самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом
оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было
принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и
Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.
Однако
объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация
субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И если
во второй половине XX века эстафету разработки инновационной проблематики из
рук теоретиков социально-политических преобразований принимают эксперты в
области научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом и
физической культурой не торопятся последовать их примеру. Это не обнаруживается
даже у чутких ко всему новому американцев, если судить по достаточно серьезному
с фактологической точки зрения обзору А.В. Серебрякова и Н.И. Пономарева [6].
Что же говорить об отечественной науке, где даже в общей постановке вопроса
социология спорта и физической культуры на один-два порядка уступает в темпах
становления и развития спортивной науки стран-лидеров?
Справедливости
ради необходимо отметить, что у советской теории и практики физической культуры
(по крайней мере в разделах, касающихся спорта высших достижений) был шанс
стать лидером инновационных исследований в стране, опережающим весь
административно -управленческий, идеологический, научный, организационный
комплекс. Речь идет о периоде подготовки к московской Олимпиаде, когда на базе
Киевского института физической культуры была сделана попытка методологического
прорыва в подготовке тренерских и научно-исследо вательских кадров высшей
квалификации [8]. Но Олимпийские игры миновали, и несмотря на то что Киевский
институт вплоть до конца восьмидесятых годов пополнял ряды методологов
системно-деятельностной ориентации, магистральные линии развития методологии
инноватики уходили все дальше от проблемных полей физического развития.
Принимая вызов,
брошенный творцами инновационного бума 70 - 80-х годов [4], инновационную
проблему начинает разрабатывать коллектив авторов, группирующихся вокруг
ведущих специалистов ВНИИСИ ГКНТ АН СССР (проф.Н.И. Лапин и др.) [2], но
интересы и этого научного сообщества не пересеклись с волнующей нас сферой.
Положение мало изменилось и в постсоветский период, чем бы это ни объяснялось:
особенностями российской ментальности, трудностями переходного периода или
относительной молодостью спорта как потенциального заказчика исследований ,
свидетельствующими о социально-культурной зрелости субъекта (коллективного или
индивидуального).
Между тем
актуальность исследований инновационных аспектов физкультурной и спортивной
деятельности обусловлена всем комплексом вне- и внутрисистемных ее
взаимодействий с иными областями общественной жизни. Какие бы акценты ни
расставлялись в дискуссиях о путях развития современной России, совершенно
очевидно, что она, дрейфуя отчасти естественно-исторически, отчасти под
влиянием искусственно-историчес ких воздействий [7], переходит в качественно
новое состояние. И сколь бы ни был велик соблазн все и вся сводить к сетованиям
по поводу недостаточного финансирования, бороться против ухудшения генофонда
нации надо сегодня. Олимпийские игры и чемпионаты мира надо выигрывать сегодня,
превращать физическую культуру и спорт из дотационной сферы в отрасль
деятельности, обеспечивающую не только самофинансирование, но и прибыль в
местные, региональные и федеральные бюджеты, надо сейчас. Для этого необходима
инновационная переориентация, как говаривали в былые времена, "сверху
донизу и снизу доверху".
Если иметь в
виду теоретико-методологическую основу данного процесса, то начинать, как было
упомянуто выше, приходится не с нуля.
По сути дела,
физическая культура и спорт - имманентно инновационные явления. Вспоминаем ли
мы этимологию базового понятия, останавливаем ли свое внимание на важнейшей
социально-адаптационной функции испытания человека (его организма, психики,
личных качеств) в экстремальных, пограничных ситуациях, констатиру ем ли
неразрывную связь рассматриваемой сферы с экономикой, политикой, образованием и
т.д. - всюду обнаруживаем возможность не только абстрактно-теоретического
анализа диалектики старого и нового, функционирования и развития,
традиционализма и модернизма, консерватизма и революционности (хотя бы в
контексте НТП), но и практической реализации инновационно-управ ленческих
технологий.
Правда, в инновационной
трактовке процессов спортивного единоборства и физического развития есть по
крайней мере один пункт, требующий методологической решимости. Он связан с
привычным для общенаучного и философского анализа различением роста и развития.
Новое, как оно трактуется сегодня большинством исследова телей, связано с
переходом изменяющейся (становящейся, прогрессирующей и т.п.) системы в иное
качественное состояние [1]. Привносит ли указанное изменение достижение более
высокого спортивного результата? Во всяком случае определения физического
развития, имеющиеся в базовых учебниках для студентов институтов физической
культуры и иных специальных изданиях [3 и др.], дают много поводов для
критически ориентированных размышлений. Но это не снимает проблемы, а лишь заостряет
ее.
В нынешних
условиях возможно и необходимо использование всего арсенала, накопленного
отечественной и зарубежной инноватикой за последние десятилетия. Для реализации
замысла данной статьи, в целях компактности и цельности, воспользуемся в
качестве основы лишь одним источником [5], достаточно адекватно отражающим
тенденции развития данного научного подхода. На наш взгляд, полноценная
разработка инновационных проблем физической культуры и спорта предусматривает
осуществление следующих программ:
1. Теоретико-методологический
анализ инновационных компонентов данной сферы творческой активности.
Для пояснения
здесь можно привести еще один пример. А.И. Пригожин, определяя предмет
инноватики как форму управленческого развития, целенаправленного процесса перехода
управляемой системы в качественно иное состояние, при котором среда внедрения
обогащается новыми, относительно стабильными элементами [там же], при этом
подчеркивает, что кадровые перестанов ки (например, в составе сборной команды
или назначение ее нового тренера. - А.Г.), как и ремонт однотипного
оборудования, в собственном смысле нововведением не являются. Но тогда
значительная часть творческой активности субъектов управления в сфере
физической культуры и спорта (в первую очередь - тренеров) заведомо лишается
возможности инновационной интерпретации. Значит, надо, начиная с азов, -
определения, что есть новшество, инновация, инновационный процесс в данной
сфере, - адаптировать устоявшийся тезаурус (или создать новый) на основе
специально разработанных концептуальных схем.
2.
Осуществление паспортизации наиболее существенных по значимости инновационных
проектов регионального и федерального уровня, как реализованных в недавнем
прошлом, так и принимаемых к внедрению. Типовая методика такой паспортизации инновационных
процессов разработана и неоднократно апробирована энтузиастами отечественного
инновационного движения первой волны. В результате ее применения к сфере
физической культуры и спорта были бы возможны экспертиза инновационного
потенциала отрасли в целом, отдельных субъектов управления, создание карты
инновационных потоков, локализация "мертвых" с точки зрения развития
зон.
3. Создание
отраслевого (регионального, фирменного, клубного и т.д.) банка инновационных
идей и нереализованных проектов с целью формирования базы для разработки
инновационной стратегии развития физической культуры и спорта в конкретных
локусах, оказания помощи субъектам инновационных инициатив.
4. Проведение
конкретных социологических, социально-психологических, педагогических и т.д.
исследований с целью диагностики инновационного потенциала различных
профессиональ но-деятельностных групп, представленных в отрасли. Так, по
наблюдениям автора статьи, совпадающим с констатацией других исследователей
(например, З.Т. Усмановой, КамГИФК, 2000 г.), инновационная ориентация
студентов и выпускников вузов катастрофически падает по мере увеличения стажа
работы по специальности, особенно среди специалистов, успешно реализующих свой
карьерно-административный потенциал.
5. Разработка
спецкурсов лекционных, практических занятий для студентов специализированных
учебных заведений и системы повышения квалификации по проблематике:
"Инноватика и спорт", "Инноватика и физическая культура",
"Инноватика и спортивная педагогика", "Инноватика и спортивный
менеджмент" и т.п., а также тренинговых программ, нацеленных на
актуализацию и развитие творческого мышления, овладение эвристическими
технологиями, формирование инновационно-творческой мотивации. К сожалению, опыт
научно-педагогической деятельности автора показывает тревожную динамику в
изменении указанной мотивации у студентов физкультурного вуза. А это обещает
обострение инновационно-управленческих проблем в недалеком будущем.
Фронтальный
прорыв в разработке научно-исследовательских и социально-технологических
программ инновационной ориентации возможен, если не надеяться на спорадические
вспышки местечкового энтузиазма. Как показывает опыт отечественной и зарубежной
инновации, он возможен только тогда, когда возникает заказчик, обладающий
достаточно солидным инновационным потенциалом. Речь идет не столько о
финансовых возможностях, сколько о наличии стратегически ориентированной
организационно-управленческой воли к запуску процессов обновления.
Конечно,
возможно наличие перспективных инновационных проектов, но еще более значимо
стремление к их разработке или заимствованию для внедрения.
Если не один из
ведущих спортивных клубов, то, может быть, редакция журнала "Теория и
практика физической культуры" в союзе с ведущими организациями учебной и
научно-исследовательской направленности возьмет на себя указанную миссию?
Список литературы
1. Гайков А.В.
Старое и новое как философские категории //Теоретические и практические аспекты
профессиональной подготовки специалистов физической культуры: Межвуз. сб.
научн. тр. - Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 1998, с. 99 - 104.
2.
Инновационные процессы: Труды семинара. - М.: ВНИИСИ, 1982. - 161 с.
3. Матвеев Л.П.
Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ.. - М.:
ФиС, 1991. - 543 с.
4. Перлаки И.
Нововведения в организациях. - М.: Экономика, 1981. - 186 с.
5. Пригожин
А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). -
М.: Политиздат, 1989. - 271 с.
6. Серебряков
А.В., Пономарев Н.И. Социология спорта США на службе капитализма. - М.: ФиС,
1987. - 223 с.
7. Щедровицкий
Г.П. Схема мыследеятельности: Системно-структурное строение, смысл и содержание
//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1986. - М.:
Наука, 1987, с. 124 - 146.
8. Щедровицкий
Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма
организации и метод развития коллективной мыследеятельности //Нововведения в
организациях: Труды семинара. - М.: ВНИИСИ, 1983, с. 33 - 53.
9. А.В. Гайков,
кандидат философских наук, доцент. Инновационная интерпретация физической
культуры и спорта: от проблем к решению.