Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
Филателия
1896-1912 годов как источник олимпийского образования
Олимпийская
филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и
развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского
движения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческому
аспектам, а образовательному и воспитательному - практически нет. Задача автора
- восполнить этот пробел.
Поводом для
издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые
проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах. Серия
марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф
постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига,
скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы
Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз
победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и
знаменитый памятник Акрополь).
Эскизы марок
создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в
Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер
Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в
Афинах профессор А. Своронас. Печатались марки в правительственной типографии в
Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов
декоративно-при кладного искусства, но и замечательных произведений графического
изобразительного искусства. Впервые на графических миниатюрах - почтовых марках
- было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили в
почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно
считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия
стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских
игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всей
корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю)
производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всех
привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками.
Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз. В то время ни одна газета не
могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почта
доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты.
Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии
растянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских
игр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображени ем головы Гермеса.
Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса
усилили эффект зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве.
Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых
марок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о
современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это
позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия
была главным источником олимпийского образования.
Специальные
ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие
таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры были
лишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой серию
отдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.
В 1906 году
исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого юбилея в
Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К Играм в
Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые возвращают нас к
Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукцией древнегреческого произведения
или воспроизводила сюжеты из древнегреческой мифологии. Их оригиналы хранятся в
музейных собраниях разных стран. На первых двух марках изображен Аполлон,
метающий диск. Этот сюжет взят с серебряной тетрадрахмы острова Кос (455 г. до
н.э.). На следующих двух марках изображен прыгун с гантелями. Две миниатюры
посвящены крылатой богине Нике. Один сюжет взят с серебряной монеты города
Тируни, а другой позаимствован у античного произведения жанрового плана. Есть в
серии и марки, мифологические сюжеты которых хорошо известны. Это знаки
почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух воспроизведен кульминаци онный
момент одного из подвигов Геракла - похищение золотых яблок из сада Гесперид.
На третьей изображена борьба Геракла с Антеем в Ливии. Три марки посвящены бегу
на длинные дистанции. Рисунок перенесен с панафинейской амфоры. Одна из
миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисунка взят с мраморной копии
скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерее Уффици (Флоренция).
Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения в честь Игр. Эта серия
значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах.
Тиражи марок
были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. Согласно Королевским
указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почте принимались только
марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила в почтовое обращение за 15
дней до начала Игр, что способство вало улучшению их рекламы. Почта Греции
использовала опыт применения специальных ручных штемпелей на Всемирных выставках
и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелями гасили корреспонденцию
на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя. Как на марках, так и
на штемпелях был текст "Олимпийские игры". Штемпеля применялись в дни
Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них. Марки использовались на
почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года. Информация об этих Играх
в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтому можно утверждать, что
главным источником информации снова была филателия.
Игры IV
Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повторилась картина
Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрация выпустила два
круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель с текстом:
"Стадион / франко-британская выставка" в обращение почему-то не
поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архиве
почтового ведомства Великобритании.
Очередные Игры
1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с изображением
стадиона и текстом: "Стадион / Стокгольм / Швеция / Олимпийские игры / 29
июня - 22 июля 1912" и "Служащие стокгольмского телеграфа адресуют
всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января 1912" - были посланы
как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции на стокгольмском почтамте
впервые использовался специальный машинный штемпель с текстом:
"Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня - 1912 - 22 июля" на
шведском и английском языках одновременно. В Гетеборге на корреспонденцию,
отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом:
"Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня - 22 июля". Оба штемпеля
применялись с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх.
Рекламные штемпеля в то время использовались редко и сразу же привлекали к себе
внимание, а наличие специального текста только усиливало его зрительное
восприятие. Они ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест.
Особенно много отправлений за несколько месяцев было с почтамта. В отделениях связи,
расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом:
"Стокгольм / стадион", а также наклейка для заказных отправлений с
аналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады "V" впервые
появился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года по
июль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертов
во многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играх
была большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источников
олимпийского образования.
Подводя итоги,
можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью была основным
источником знаний об олимпийском движении в этот период. Филателия
способствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственном
отношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям, происходящим в
стране, социальную активность, милосердие и т.д.
Как предмет
искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие от газет и
журналов филателистический материал является предметом коллекционирования,
который экспонируется на международных филателистических выставках. С июля 1896
по октябрь 1912 года было проведено 17 выставок - в Нидерландах, Швейцарии,
Великобритании, Германии, Франции, Италии и Австрии. Одна из них прошла в 1900
году, в период проведения Игр II Олимпиады. Сюжеты марок давали людям
возможность приобщаться к историческому и национальному опыту греков, далеко
отстоящему от них эпохально и географичес ки. Информация, переданная на языке
филателии, более общедоступна, легче, чем словесная информация, усваивается
другими народами.
Список
литературы
В. Жохов,
Комитет по физической культуре и спорту администрации Раменского района,
Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования