История отечественного права
План:
1.Образование
Древнерусского государства:
1.1.
Введение…………………………………………………3
1.2. Историки о происхождении Древнерусского
государства. Теория
норманистов и антинорманистов.
Теория возникновения
слова "Русь"…………………..5
1.3. Предпосылки образования Древнерусского государства…………………………………………………..10
1.4. Возникновение Древнерусского государства...13
1.5. Заключение……………………………………………..16
2. Представьте себе,
что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя.
Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав
межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и
какое наказание требовать для обидчиков?.......17
3. Раскройте содержание терминов и
выражений:
- Бояре
- Казачество
- Погост
- Пожилое
- Посадник
- Урочные лета
- Шемякин
суд…………………………………………..18
4. Список использованной
литературы……………...20
1.1.Введение:
Множество факторов влияет на ход исторических событий: природно-климатические,
экономические, внешнеполитические, духовно-психологические, социальные и
другие. Абсолютизация одного из них ведет к искаженному представлению о
развитии народа, неверным оценкам современных и прошлых событий и прогнозам на
будущее.
Когда я только начала изучать историю России, больше всего меня заинтересовал
вопрос образования Древнерусского государства. Я считаю эту тему очень
интересной и увлекательной, может быть, потому что хочу узнать, какие же
предпосылки и истоки были для его возникновения.
Я уверена, что вопрос: Как же возникло наше государство? - волнует не только
меня, но и очень многих людей, а в особенности ученых.
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень
длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к
государственным формам жизни людей, весьма условно. Первобытное общество могло
существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную
жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Такие правовые обычаи формировали
юридический быт славяно-русских племен*.
Фрагменты
древнерусских правовых обычаев и юридического быта запечатлены в Повести
временных лет, в текстах договоров Руси с Византией 912, 944 и 971 гг.
Архаичный «Закон русский» приводится в первых восемнадцати статьях «Русской
правды» Ярослава в краткой редакции. Византийские историки(Константин
Багрянородный, Лев Диакон и другие) также описывали юридический быт населения «Скифии»,
то есть восточных славян. В экономические отношения со славянами в Хазарии
часто вступали арабы, поэтому их свидетельства не менее важны в характеристике
складывающегося древнерусского права. Повесть временных лет говорит, что
древляне и другие племена «сами творят себе закон»
*
Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к
экзаменам. Москва, «Астрель», 2004, С. 8
и что их обычаи отличаются от более
правильного, с точки зрения летописца, юридического быта полян.
Некоторые восточнославянские племена
(вятичи и северяне) входили в состав Хазарии, а позднее – в независимое от
Киева Чернигово-Тмутараканское княжество Мстислава Великого. Поэтому право у
этих племен в некоторых чертах отличалось от права Киевского Древнерусского
государства.
Среди других наказаний отмечается изгнание из
рола и штрафы. За нанесение обиды иноземцу определялся штраф в половину
имущества.
Семейно-брачные обычаи, основанные на
патриархате, допускали многоженство, воровство и выкуп невесты. Добрачное
прелюбодеяние не пресекалось. Имущественные вопросы в случае развода или смерти
главы семьи не регламентировались. Возможно, женщина не имела прав на
наследство и поэтому считала смерть супруга своей смертью, - известны случаи,
когда вдова кончала жизнь самоубийством*.
Вот
некоторые из правовых обычаев восточных славян. Этих принципов было достаточно,
пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и
устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было
необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их
соблюдение, т.е. в государстве.
* Цечоев В.К. История государства и права России с
древнейших времен до 1861 г. С. 28-32
1.2. Историки о
происхождении Древнерусского
государства. Теория
норманистов и антинорманистов.
Теория возникновения слова "Русь".
К вопросу образования Русского государства обращалось и обращается большое число
представителей различных наук - от истории, археологии до лингвистики и
географии. Положительным является то, что увеличивается число публикаций,
повышается комплексность исследования вопроса о происхождении Древнерусского
государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения
Древнерусского государства. Анализ исторических исследований показывает, что
прав был, наверное, М. Н. Покровский, определивший историю как "политику,
опрокинутую в прошлое".
В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с 18
века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие ученые Байер и Миллер,
работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые
попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами
(норманнами). Они и положили начало норманнской теории происхождения
Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение,
что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем
без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М. В. Ломоносов, которому
императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба
норманистов и антинорманистов не утихает.
Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают,
что норманны добились государства над восточными славянами путем внешнего
военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить);
во-вторых, они считают, что слово "Русь" норманнского происхождения.
Антинорманнисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхождения
и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть
места, которые противоречат легенде о призвании двух братьев княжить. За 852
год есть указания о том, что при царствовавании в Византии Михаила уже была
Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что
варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Советские
исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считают, что запись о призвании
варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два
государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось
указать иностранное происхождение династии. Согласно исследованию А. А. Шахматова,
варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в
Скандинавии, ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
"Ученые давно, еще в XVIII веке, заинтересовались рассказом летописи о
призвании варягов - руси и толковали его различно. Одни (академик Байер и его
последователи) под варягами правильно подразумевали норманнов; а, доверяя
летописи в том, что "русь" было племя варяжское, они и
"русь" почитали норманнскую. Против такого взгляда тогда же
вооружился знаменитый М. В. Ломоносов. Он различал варягов и "русь" и
производил "русь" из Пруссии, население которой считал славянским.
Оба эти взгляда перешли в XIX век и создали две ученые школы: норманнскую и
славянскую. Наиболее яркими представителями этих школ в последнее время были:
норманнской - М. П. Погодин и славянской - И. Е. Забелин.
Всего правильнее будет представлять себе дело так, что "русью" в
древности наши предки называли не отдельное варяжское племя, ибо такого и не
было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название "сумь"
означало тех финнов, которые сами себя звали Suomi, так у славян название
"русь" означало, прежде всего, тех заморских варягов - шведов,
которых финны звали Ruotsi. Это название "русь" ходило среди славян
одинаково с названием "варяги", чем и объясняется их соединение у
летописца в одно выражение "варяги - русь". Образованные заморскими
выходцами - варягами среди славян княжества стали зваться "русскими",
а дружины "русских" князей от славян получили название
"русь". Так как эти русские дружины действовали везде, вмести с
подчиненными им славянами, то название "русь" постепенно перешло и на
славян, и на их страну. Греки варягами звали только тех северных выходцев -
норманнов, которые поступали к ним на службу. Русью же греки звали большой и
сильный народ,
в составе которого были и славяне, и
норманны".*
Научные результаты двухсотлетних дискуссий
состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое
"русь"; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин
на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез.
Возникновение
государства на Руси хронологически вписывается в процесс
государствообразования, протекавший в 9-10 вв. на территории Северной,
Центральной и Восточной Европы. В первой половине 9 века образовалось
Великоморавское княжество, на рубеже 9-10 вв. - Чешское. В середине 9 в. шло
объединение польских племен, во второй половине 10 века было создано
Древнепольское государство. В 9 в. сложилась государственность в Хорватии и на
сербских землях. 9 век - время появления объединенного англо - саксонского
королевства, а 10 век – Датского**.
Однако в исторической науке не закончены дискуссии по поводу того, было
Киевское государство первым государством восточных славян или у него были
исторические предшественники?
Арабские историки ал-Балхи и ал-Истархий в начале 10 века называли три таких
объединения: в 8 веке Куябу (Киевская земля), Славию (Новгородская земля) и
Артанию или Артсанию. Одни историки (В. В. Мавродин) склонны видеть в Артсании
Рязань, другие (Х. Ловмянский, А. П. Новосельцев) - Ростов Великий, третьи (В.
Л. Янин) - Таманский полуостров. Описываются еще более ранние образования во
главе с Божем и Маджаном, имевшие место в 6 и даже 4 веках. Не вызывает
сомнения существование названных политических образований. Все же скудность
источников не позволяет с достоверностью судить, были ли они уже государствами
или чем-то догосударственным, например, племенными союзами.
При всех спорах и неясности достоверным остается одно: в 9 веке государственность
у восточных славян уже существовала. Объединение земель вокруг Киева,
безусловно, было государством.
* Платонов С.В.. Учебник русской истории для средней
школы. Москва, «Звено», 1994 г. С. 51-53
** Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России
для подготовки к экзаменам. Москва, «Астрель», 2004 г. С.8
Согласно "Повести временных лет"
объединение древнерусского государства началось варягами с севера.
За
859 годом в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань
хазарам, а на севере чудь, славяне, меря и кривичи платили дань варягам.
Достоверность описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы.
В первой половине 9 века норманны или викинги (на востоке их называли варягами)
совершали набеги на территории приморских стран. Они вымогали выкупы или дани.
В 836 и 837 гг. викинги напали на Фризию, и каждый раз получали выкуп. В 845г.
норманны опустошили селения по берегам Сены до Парижа. Король Франции Карл
Лысый вынужден был уплатить огромный выкуп, чтобы спасти Париж от разграбления.
Видимо, как и на Западе, в зависимости от норманнов были северные племена
Восточной Европы и некоторые племена по торговому пути "из варяг в
греки."
Далее летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но
среди разноязычных племен. Да и в самом Новгороде, мира не было, поэтому то
пришлось пригласить князя, "который бы владел и судил по праву".*
В литературе существуют разные мнения и об основах происхождения государства. В
18 веке В. Н. Татищев полагал развитие государственной власти из семейной. И в
дальнейшем этой позиции придерживались и норманнисты, и славянофилы. Но, как
считал В. Н. Паранин, такой ход государственного строительства на такой
обширной территории и при великом множестве разноязычных народов представляется
весьма сомнительным. И. В. Киреевский считал государственность естественным
развитием народного быта. По его мнению, маленькие сельские общины сливались в
большие - областные, племенные и прочие. А из них уже слагалось одно общее
согласие русской земли.
В советской историографии существует три подхода к известиям летописи о
призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей достоверными
* www.hist.msu.ru
(М. Н. Покровский, Б. Д.Греков,В.В.Мавродин).
Другие - полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение
реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много
позже описываемых событий в пылу идеологических и политических страстей,
волновавших русское общество конца 11- начала 13 вв. (Б. А. Рыбаков, Д. С.
Лихачев, С. В. Юшков). Третьи, наконец, улавливают в предании о Рюрике
отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех. что поведаны
летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в
идейно-политической борьбе на грани 11 и 12 столетий (А. Н. Кирпичников, И. В.
Дубов, Г. С. Лебедев). Последняя точка зрения представляется более
конструктивной, чем остальные.
В отличие от всех исследователей И. Я. Фроянов выдвигает концепцию, по которой
Русь, по крайней мере, до конца 10 века, остается еще не государством, а
племенным союзом, т. е. переходной к государственной организации формой,
соответствующей этапу военной демократии. Дань он рассматривает не как вид
феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена,
в пользу государственной власти или ее агентов, никак не соотнося ее с классово
эксплуатацией трудового населения. Само государство со второй половины 11-12
вв. вырастает на общинной форме и принимает общинную форму "городских волостей
- государств".
Князья и знать, как связанная с князьями,
так и земская, в своей политической деятельности выражают, по крайней мере,
интересы и потребности свободных членов общества таких государств (т.е.
свободных горожан и свободных крестьян), причем союзы общин в этих
государственных образованьях возглавляет торгово-ремесленная община главного
города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный
характер.
Л. В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси.
Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как
феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось
распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.
1.3. Предпосылки образования Древнерусского
государства.
"Повесть
временных лет" - древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в
начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестор.
В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерусского
государства, деятельности первых киевских князей IX- начала XI в.
"Повесть..." - уникальный памятник, запечатлевший начало русской
истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились
летописцами последующих поколений.
"И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по
всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели
славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян
разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых
сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие
назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне
сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех лях пошли поляки. Также и эти
славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами,
потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались
дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же
славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами,
и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму
и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили
отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру. А в
верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро
великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и
устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское
море; это море слывет Русским".*
Древнейшим местом жительства славян в Европе были, по-видимому, северные склоны
Карпатских гор, где славяне под именем венедов и славен были известны еще в
готские
и гуннские времена.
Отсюда
славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи,
моравы, поляки), и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла
на Днепр, вероятно, еще в VII веке и, постепенно расселяясь, пошла до оз.
Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и
волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на
его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на
его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже
вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль
словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на
северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений. Славяне пришли в непосредственную
близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами.
По религии славяне в то время были язычниками. Они верили ни в одного
какого-либо Бога, а у них сложился целый пантеон Богов.
"Единым высшим богом - "творцом молнии", каким был у индусов
Индра, у греков - Зевс, у славян был Перун. У большинства славянских племен
слово "Перун" и до сих пор употребляется в смысле грома. "Чтоб
Перун тебя взял", так бранятся теперь. Понятие о боге - громовнике
сливалось, однако же, у славян с понятием неба вообще (именно движущегося,
облачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у
древних славян название бога "Сварога". Сливаясь с Перуном, Сварог
оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Солнце обоготворялось под названием
"Даждь бога": слово, которое прежде переводилось "палящий
бог". Другое название того же бога - "Хорс". Наконец, и
"Велес", скотий бог, хранитель стад. Все эти названия высшего бога
были очень древние и употреблялись всеми славянами".*
К числу соседей и сожителей славян принадлежат варяги. Они жили "за
морем" и приходили к славянам "из-за моря".
* Милюков П.Н. Религия славян. Книга для чтения по
истории средних веков. Под ред. П.Г. Виноградова. В 4 вып. Вып.1. Москва, 1896.
С. 106-112
Именем "варягов"
("варягов", "вэрингов") не только
славяне, но и другие народы (греки, арабы)
называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы
стали появляться с IX века среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на
Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или
нанимались на русскую и византийскую военную службу, или же просто искали
добычу и грабили, где могли.
Трудно сказать, что именно заставляло варягов
так часто покидать свою
родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было велико выселение норманнов
из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию,
Францию, Испанию, даже Италию. Среди русских славян с середины IX столетия
варягов было так много, и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать
прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами,
вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то
варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море",
на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать
влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не
было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского
населения той эпохи.
1.4. Возникновение Древнерусского государства
Как
и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не
помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и
записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в
частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях
(византийских "хрониках"), переведенных на славянский язык. Собрание
таких народных преданий, в соединении с выписками из греческих хроник, было
сделано в Киеве в XI веке и составило особую повесть о начале русского
государства и первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по
годам (считая годы или "лета" от сотворения мира) и доведен до 1074
года, до того времени, когда жил сам "летописец", то есть составитель
этой начальной летописи. На "начальной летописи" дело не
остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно
повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в
Киеве и других местах. Так получился в начале XII века Киевский летописный
свод, составителем которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря
Сильвестр. Его свод, носивший название "Повесть временных лет",
переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими,
Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т.д.
Так как начало разных летописных сводов было одинаково, то одинаков был везде и
рассказ о начале государства на Руси. Этот рассказ таков.
В былое время варяги, приходя "из заморья", брали дань с новгородских
славян, с кривичей и с соседних финских племен. И вот данники восстали на
варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить города. Но
между ними начались усобицы, и встал город на город, и не стало в них правды. И
они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил бы у них
справедливый порядок. Они отправились в 862 году за море к варягам - руси
(потому что, по мнению летописца, это варяжские племя называлось русью так же,
как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, готами) и сказали
руси: "Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет:
пойдите княжить и владеть нами". И вызвалось 3 брата со своими родами и с
дружиною. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой - Синеус - на
Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). После смерти Синеуса и
Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже
и в Киеве, и в Новгороде. Так произошла династия, объединившая под своей
властью племена русских славян.
"Начало российский истории представляет нам единственный и едва ли не
беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее
народное правление и требуют государей от варягов, которые были их
неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие,
в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш
летописец"*
"Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже
сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов - шведов в славяно-финские
земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером.
Столкновения с местным населением проходили с переменным успехом: то
"находникам варягам" удавалось взять дань со славян и чуди, то
местные племена "изгънаша варягы за море и не даша им дани".
Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно
с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого
каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя.
Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно
известен только по походу на
Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе, кроме
варягов, участвовали войска девяти славянских племен.
Варяги использовались на Руси в X-XI веках как наемная военная сила. Нанимали
варягов Святослав и его сын Владимир.
Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно
объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а
русский.
Признав концепцию редакторов "Повести временных лет"
* Карамзин Н.М. История государства Российского.
Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 годов. Кн.1, т. 1. Москва, 1988 г.
С. 47-50
искусственной, мы должны ответить на вопрос:
какова же действительная роль варягов в ранней истории государства руси?
Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной
торговле Руси со странами Востока.
Варяги во второй половине IX века начали
совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги,
вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к
славянскому населению».
1.5. Заключение.
Таким образом, мы видим, какое положительное
влияние оказала на дальнейшее развитие Руси централизация.
Изучив все многообразие теорий возникновения Древнерусского государства, я
все-таки придерживаюсь антинорманской теории. Я считаю, что к тому времени,
когда трех варяжских князей пригласили править Русью, у наших предков уже было
государство, хотя, может быть, и не такое развитое, как Византия.
Я придерживаюсь этого мнения, так как, ознакомившись с материалом о жизни и
быте славян, отметила, что у наших предков были такие навыки как рыболовство,
охота, скотоводство и т.д. Затем они начали объединяться в семьи, роды и,
наконец, общины, что свидетельствовало о переходе к военной демократии
(переходный период от первобытнообщинного строя к государственности).*
*Рыбаков Б.А. Мир истории. Москва, 1984. С.13-17, 36-38,
50.
2. Представьте себе, что Вы находитесь в
Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок
земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи
«Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание
требовать для обидчиков?
Во времена правления Владимира Крестителя
«Русской правды» еще не существовало, поэтому данный вопрос рассматриваться не
может.
3. Раскройте содержание терминов и
выражений:
- Бояре
- Казачество
- Погост
- Посадник
- Урочные лета
- Шемякин суд
Бояре – 1) высший
слой общества в России в X – XYII вв. Занимали ведущее место после великого князя в государственном
управлении. 2) С XY в. – высший чин среди
служилых людей «по отечеству» в Русском государстве. Бояре занимали высшие
должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром I в начале XYIII в. В связи с
ликвидацией Боярской думы.
Казачество – военное
сословие в России, которое включало население ряда южных районов России.
Казачество пользовалось особыми правами и привилегиями на условиях обязательной
и всеобщей воинской повинности. Складывается с XIY в., когда по окраинам княжеств селятся вольные люди, несущие по найму
сторожевую и пограничную службу. В XY – XYI вв. возникают и развиваются самоуправляющиеся общины так называемых
вольных казаков, основную массу которых составляли беглые и посадские люди.
Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах, а
к концу XYIII в. Полностью подчинило
его. Казачество превратилось в привилегированное военное сословие. В 1920 г.
Казачество упразднено как сословие.
Погост –
первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй
половины X в. Место сбора дани, позднее – центр
административно-податного округа.
Пожилое – в Русском
государстве XY–XYII в. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев
день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян.
Посадник – выборное
должностное лицо в древнерусском городе, глава исполнительной власти. Вместе с
князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил
вечевым собранием и боярским советом.
Урочные лета –
устанавливаемые царскими указами с конца XYI в.
Сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет).
Отменены в середине XYII в., когда сыск стал
бессрочным, Соборным уложением 1649 г.*
Шемякин суд - несправедливый суд. В
рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием
«Повесть о Шемякином суде» рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который
в расчете на взятку выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского
читателя ассоциации были связаны с судом, творимым князем Дмитрием Юрьевичем
Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало
нарицательным.**
* Барабанов В.В.Указ.соч. С.406-442
** #"#">http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm
8.www.hist.msu.ru