История отечественного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    ИГП
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,44 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История отечественного права

План:

1.Образование Древнерусского государства:

1.1. Введение…………………………………………………3
1.2. Историки о происхождении Древнерусского

государства. Теория норманистов и антинорманистов.

Теория возникновения слова "Русь"…………………..5
1.3. Предпосылки образования Древнерусского государства…………………………………………………..10
1.4. Возникновение Древнерусского государства...13
1.5. Заключение……………………………………………..16

2. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?.......17

    3. Раскройте содержание терминов и выражений:

- Бояре

- Казачество

- Погост

- Пожилое

- Посадник

- Урочные лета

    - Шемякин суд…………………………………………..18

   4. Список использованной литературы……………...20









1.1.Введение:

Множество факторов влияет на ход исторических событий: природно-климатические, экономические, внешнеполитические, духовно-психологические, социальные и другие. Абсолютизация одного из них ведет к искаженному представлению о развитии народа, неверным оценкам современных и прошлых событий и прогнозам на будущее.
Когда я только начала изучать историю России, больше всего меня заинтересовал вопрос образования Древнерусского государства. Я считаю эту тему очень интересной и увлекательной, может быть, потому что хочу узнать, какие же предпосылки и истоки были для его возникновения.
Я уверена, что вопрос: Как же возникло наше государство? - волнует не только меня, но и очень многих людей, а в особенности ученых.
 Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.  Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Такие правовые обычаи формировали юридический быт славяно-русских племен*.

Фрагменты древнерусских правовых обычаев и юридического быта запечатлены в Повести временных лет, в текстах договоров Руси с Византией 912, 944 и 971 гг. Архаичный «Закон русский» приводится в первых восемнадцати статьях «Русской правды» Ярослава в краткой редакции. Византийские историки(Константин Багрянородный, Лев Диакон и другие) также описывали юридический быт населения «Скифии», то есть восточных славян. В экономические отношения со славянами в Хазарии часто вступали арабы, поэтому их свидетельства не менее важны в характеристике складывающегося древнерусского права. Повесть временных лет  говорит, что древляне и другие племена «сами  творят себе закон»

* Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. Москва, «Астрель», 2004, С. 8

 и что их обычаи отличаются от более правильного, с точки зрения летописца, юридического быта полян.

 Некоторые  восточнославянские племена (вятичи и северяне) входили в состав Хазарии, а позднее – в независимое от Киева Чернигово-Тмутараканское княжество Мстислава Великого. Поэтому право у этих племен в некоторых чертах отличалось от права Киевского Древнерусского государства.

Среди других наказаний отмечается изгнание из рола и штрафы. За нанесение обиды иноземцу определялся штраф в половину имущества.

Семейно-брачные обычаи, основанные на патриархате, допускали многоженство, воровство и выкуп невесты. Добрачное прелюбодеяние не пресекалось. Имущественные вопросы в случае развода или смерти главы семьи не регламентировались. Возможно, женщина не имела прав на наследство и поэтому считала смерть супруга своей смертью, - известны случаи, когда вдова кончала жизнь самоубийством*.

 Вот некоторые из правовых обычаев восточных славян. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т.е. в государстве.

* Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. С. 28-32

1.2. Историки о происхождении Древнерусского

государства. Теория норманистов и антинорманистов.

Теория возникновения слова "Русь".


К вопросу образования Русского государства обращалось и обращается большое число представителей различных наук - от истории, археологии до лингвистики и географии. Положительным является то, что увеличивается число публикаций, повышается комплексность исследования вопроса о происхождении Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, наверное, М. Н. Покровский, определивший историю как "политику, опрокинутую в прошлое".
В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с 18 века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманнами). Они и положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились государства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "Русь" норманнского происхождения.
Антинорманнисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть места, которые противоречат легенде о призвании двух братьев княжить. За 852 год есть указания о том, что при царствовавании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Согласно исследованию А. А. Шахматова, варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии, ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
"Ученые давно, еще в XVIII веке, заинтересовались рассказом летописи о призвании варягов - руси и толковали его различно. Одни (академик Байер и его последователи) под варягами правильно подразумевали норманнов; а, доверяя летописи в том, что "русь" было племя варяжское, они и "русь" почитали норманнскую. Против такого взгляда тогда же вооружился знаменитый М. В. Ломоносов. Он различал варягов и "русь" и производил "русь" из Пруссии, население которой считал славянским. Оба эти взгляда перешли в XIX век и создали две ученые школы: норманнскую и славянскую. Наиболее яркими представителями этих школ в последнее время были: норманнской - М. П. Погодин и славянской - И. Е. Забелин.
Всего правильнее будет представлять себе дело так, что "русью" в древности наши предки называли не отдельное варяжское племя, ибо такого и не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название "сумь" означало тех финнов, которые сами себя звали Suomi, так у славян название "русь" означало, прежде всего, тех заморских варягов - шведов, которых финны звали Ruotsi. Это название "русь" ходило среди славян одинаково с названием "варяги", чем и объясняется их соединение у летописца в одно выражение "варяги - русь". Образованные заморскими выходцами - варягами среди славян княжества стали зваться "русскими", а дружины "русских" князей от славян получили название "русь". Так как эти русские дружины действовали везде, вмести с подчиненными им славянами, то название "русь" постепенно перешло и на славян, и на их страну. Греки варягами звали только тех северных выходцев - норманнов, которые поступали к ним на службу. Русью же греки звали большой и сильный народ,

в составе которого были и славяне, и норманны".*

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое "русь"; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез.

Возникновение государства на Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в 9-10 вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине 9 века образовалось Великоморавское княжество, на рубеже 9-10 вв. - Чешское. В середине 9 в. шло объединение польских племен, во второй половине 10 века было создано Древнепольское государство. В 9 в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. 9 век - время появления объединенного англо - саксонского королевства, а 10 век – Датского**.
Однако в исторической науке не закончены дискуссии по поводу того, было Киевское государство первым государством восточных славян или у него были исторические предшественники?
Арабские историки ал-Балхи и ал-Истархий в начале 10 века называли три таких объединения: в 8 веке Куябу (Киевская земля), Славию (Новгородская земля) и Артанию или Артсанию. Одни историки (В. В. Мавродин) склонны видеть в Артсании Рязань, другие (Х. Ловмянский, А. П. Новосельцев) - Ростов Великий, третьи (В. Л. Янин) - Таманский полуостров. Описываются еще более ранние образования во главе с Божем и Маджаном, имевшие место в 6 и даже 4 веках. Не вызывает сомнения существование названных политических образований. Все же скудность источников не позволяет с достоверностью судить, были ли они уже государствами или чем-то догосударственным, например, племенными союзами.
При всех спорах и неясности достоверным остается одно: в 9 веке государственность у восточных славян уже существовала. Объединение земель вокруг Киева, безусловно, было государством.

* Платонов С.В.. Учебник русской истории для средней школы. Москва, «Звено», 1994 г. С. 51-53

** Барабанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. Москва, «Астрель», 2004 г. С.8


 Согласно "Повести временных лет" объединение древнерусского государства началось варягами с севера.

За 859 годом в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере чудь, славяне, меря и кривичи платили дань варягам.
Достоверность описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы. В первой половине 9 века норманны или викинги (на востоке их называли варягами) совершали набеги на территории приморских стран. Они вымогали выкупы или дани. В 836 и 837 гг. викинги напали на Фризию, и каждый раз получали выкуп. В 845г. норманны опустошили селения по берегам Сены до Парижа. Король Франции Карл Лысый вынужден был уплатить огромный выкуп, чтобы спасти Париж от разграбления. Видимо, как и на Западе, в зависимости от норманнов были северные племена Восточной Европы и некоторые племена по торговому пути "из варяг в греки."
Далее летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязычных племен. Да и в самом Новгороде, мира не было, поэтому то пришлось пригласить князя, "который бы владел и судил по праву".*
В литературе существуют разные мнения и об основах происхождения государства. В 18 веке В. Н. Татищев полагал развитие государственной власти из семейной. И в дальнейшем этой позиции придерживались и норманнисты, и славянофилы. Но, как считал В. Н. Паранин, такой ход государственного строительства на такой обширной территории и при великом множестве разноязычных народов представляется весьма сомнительным. И. В. Киреевский считал государственность естественным развитием народного быта. По его мнению, маленькие сельские общины сливались в большие - областные, племенные и прочие. А из них уже слагалось одно общее согласие русской земли.
В советской историографии существует три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей достоверными

* www.hist.msu.ru

(М. Н. Покровский, Б. Д.Греков,В.В.Мавродин). Другие - полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших русское общество конца 11- начала 13 вв. (Б. А. Рыбаков, Д. С. Лихачев, С. В. Юшков). Третьи, наконец, улавливают в предании о Рюрике отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех. что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани 11 и 12 столетий (А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев). Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные.
В отличие от всех исследователей И. Я. Фроянов выдвигает концепцию, по которой Русь, по крайней мере, до конца 10 века, остается еще не государством, а племенным союзом, т. е. переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии. Дань он рассматривает не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена, в пользу государственной власти или ее агентов, никак не соотнося ее с классово эксплуатацией трудового населения. Само государство со второй половины 11-12 вв. вырастает на общинной форме и принимает общинную форму "городских волостей - государств".

 Князья и знать, как связанная с князьями, так и земская, в своей политической деятельности выражают, по крайней мере, интересы и потребности свободных членов общества таких государств (т.е. свободных горожан и свободных крестьян), причем союзы общин в этих государственных образованьях возглавляет торгово-ремесленная община главного города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный характер.
Л. В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.


1.3. Предпосылки образования Древнерусского государства.

"Повесть временных лет" - древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестор.
В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерусского государства, деятельности первых киевских князей IX- начала XI в. "Повесть..." - уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих поколений.
"И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех лях пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру. А в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским".*
Древнейшим местом жительства славян в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и славен были известны еще в готские


и гуннские времена.

Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки), и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII веке и, постепенно расселяясь, пошла до оз. Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений. Славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами.
По религии славяне в то время были язычниками. Они верили ни в одного какого-либо Бога, а у них сложился целый пантеон Богов.
"Единым высшим богом - "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков - Зевс, у славян был Перун. У большинства славянских племен слово "Перун" и до сих пор употребляется в смысле грома. "Чтоб Перун тебя взял", так бранятся теперь. Понятие о боге - громовнике сливалось, однако же, у славян с понятием неба вообще (именно движущегося, облачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у древних славян название бога "Сварога". Сливаясь с Перуном, Сварог оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Солнце обоготворялось под названием "Даждь бога": слово, которое прежде переводилось "палящий бог". Другое название того же бога - "Хорс". Наконец, и "Велес", скотий бог, хранитель стад. Все эти названия высшего бога были очень древние и употреблялись всеми славянами".*
 К числу соседей и сожителей славян принадлежат варяги. Они жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря".

* Милюков П.Н. Религия славян. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. П.Г. Виноградова. В 4 вып. Вып.1. Москва, 1896. С. 106-112

Именем "варягов" ("варягов", "вэрингов") не только

славяне, но и другие народы (греки, арабы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX века среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу, или же просто искали добычу и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою
родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди русских славян с середины IX столетия варягов было так много, и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море", на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.















1.4. Возникновение Древнерусского государства

Как и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских "хрониках"), переведенных на славянский язык. Собрание таких народных преданий, в соединении с выписками из греческих хроник, было сделано в Киеве в XI веке и составило особую повесть о начале русского государства и первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или "лета" от сотворения мира) и доведен до 1074 года, до того времени, когда жил сам "летописец", то есть составитель этой начальной летописи. На "начальной летописи" дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так получился в начале XII века Киевский летописный свод, составителем которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод, носивший название "Повесть временных лет", переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т.д.
Так как начало разных летописных сводов было одинаково, то одинаков был везде и рассказ о начале государства на Руси. Этот рассказ таков.
В былое время варяги, приходя "из заморья", брали дань с новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. И вот данники восстали на варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить города. Но между ними начались усобицы, и встал город на город, и не стало в них правды. И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил бы у них справедливый порядок. Они отправились в 862 году за море к варягам - руси (потому что, по мнению летописца, это варяжские племя называлось русью так же, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, готами) и сказали руси: "Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите княжить и владеть нами". И вызвалось 3 брата со своими родами и с дружиною. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). После смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже и в Киеве, и в Новгороде. Так произошла династия, объединившая под своей властью племена русских славян.
 "Начало российский истории представляет нам единственный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие, в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец"*
"Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов - шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером. Столкновения с местным населением проходили с переменным успехом: то "находникам варягам" удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена "изгънаша варягы за море и не даша им дани". Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на
Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе, кроме варягов, участвовали войска девяти славянских племен.
Варяги использовались на Руси в X-XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир.
Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский.
Признав концепцию редакторов "Повести временных лет"

 * Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 годов. Кн.1, т. 1. Москва, 1988 г. С. 47-50

искусственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории государства руси?
Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока.

Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению».




























1.5. Заключение.

Таким образом, мы видим, какое положительное влияние оказала на дальнейшее развитие Руси централизация.
Изучив все многообразие теорий возникновения Древнерусского государства, я все-таки придерживаюсь антинорманской теории. Я считаю, что к тому времени, когда трех варяжских князей пригласили править Русью, у наших предков уже было государство, хотя, может быть, и не такое развитое, как Византия.
Я придерживаюсь этого мнения, так как, ознакомившись с материалом о жизни и быте славян, отметила, что у наших предков были такие навыки как рыболовство, охота, скотоводство и т.д. Затем они начали объединяться в семьи, роды и, наконец, общины, что свидетельствовало о переходе к военной демократии (переходный период от первобытнообщинного строя к государственности).*
























*Рыбаков Б.А. Мир истории. Москва, 1984. С.13-17, 36-38, 50.

2. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?

Во времена правления Владимира Крестителя «Русской правды» еще не существовало, поэтому данный вопрос рассматриваться не может.

































    3. Раскройте содержание терминов и выражений:

- Бояре

- Казачество

- Погост

- Посадник

- Урочные лета

       - Шемякин суд

Бояре – 1) высший слой общества в России в X – XYII вв. Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. 2) С XY в. – высший чин среди служилых людей «по отечеству» в Русском государстве. Бояре занимали высшие должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром I в начале XYIII в. В связи с ликвидацией Боярской думы.

Казачество – военное сословие в России, которое включало население ряда южных районов России. Казачество пользовалось особыми правами и привилегиями на условиях обязательной и всеобщей воинской повинности. Складывается с XIY в., когда по окраинам княжеств селятся вольные люди, несущие по найму сторожевую и пограничную службу. В  XY – XYI вв. возникают и развиваются самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, основную массу которых составляли беглые и посадские люди. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах, а к концу XYIII в. Полностью подчинило его. Казачество превратилось в привилегированное военное сословие. В 1920 г. Казачество упразднено как сословие.

Погост – первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. Место сбора дани, позднее – центр административно-податного округа.

Пожилое – в Русском государстве XY–XYII в. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян.

Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском городе, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал  войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.

Урочные лета – устанавливаемые царскими указами с конца XYI в. Сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). Отменены в середине XYII в., когда сыск стал бессрочным, Соборным уложением 1649 г.*

   Шемякин суд - несправедливый суд. В рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием               «Повесть о Шемякином суде» рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который в расчете на взятку  выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского читателя ассоциации были связаны с судом,  творимым князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало нарицательным.**















* Барабанов В.В.Указ.соч. С.406-442

** #"#">http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm

8.www.hist.msu.ru



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!