Отношение людей к абортам

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,51 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношение людей к абортам

Отношение людей к аборту

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.

Для верного понимания моральных аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность - это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной (ее организмом), а с другой, - это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу "меньшего зла", следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму
(моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека. В связи с этим неверно, как это иногда делается, считать его обычным средством "планирования семьи" наравне с контрацептивами.

Морально-этические аспекты проблемы искусственного аборта

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Специалисты так формулируют ее содержание : "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?".

Аргументация, которая обосновывает право женщины на свободный ответственный выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или абортировать его, наиболее полно изложена в документах и публикациях МФПС - международной федерации планирования семьи. Вопрос об аборте - это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень важный аспект здоровья вообще и предполагает: а) способность производить потомство, б) свободное принятие решений в этой сфере, в) доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь. Репродуктивный выбор - проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. В первую очередь речь идет о сознательном и ответственном отношении личности к этим вопросам. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во многих международных документах по правам человека и национальных законодательствах.

Важнейшее из репродуктивных прав - охраняемое государством право иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всех современных средств планирования семьи, одним из которых ( хотя и наименее подходящим) в определенных ситуациях может считаться и искусственный аборт. К сожалению, в современном обществе аборты неизбежны.

Подлинным социальным злом являются последствия аборта для женщины.
Ежегодно в мире от них гибнет около 70 тыс. женщин.

Репродуктивные права в определенном смысле являются основополагающими, в особенности - для женщин. Как говорила одна из первых активисток движения за право женщины на аборт А. Дэвис: "Какие бы права женщинам не предоставляли - голосовать на выборах, получать образование и т. д. - все это ничего не стоит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы". Эксперты МФПС отмечают : " Для всех европейских стран путь их развития должен проходить не через ограничение репродуктивного выбора, а, напротив, его расширение". Таким образом, идеологи МФПС говорят о "двойной стратегии". В современном обществе женщина должна иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования фертильности. Но при наличии этих возможностей ей должен быть доступен безопасный и легальный аборт.

Противники абортов делают главный акцент на том, что эмбрион, плод имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек. Искусственный аборт - это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть, убийство, а потому - как можно говорить о "праве на убийство"?

В традиционном медицинском подходе к проблеме аборта едва ли не главным всегда считался вопрос о жизнеспособности плода, то есть о той границе в его внутриутробном развитии, когда он уже в состоянии выжить вне организма матери с учетом возможностей, предоставляемых технологиями выхаживания недоношенных. В нашей стране до начала 90-х годов считалось, что такой границей является срок беременности 28 недель при массе плода от
1000 гр. Когда в 1993 г. акушерская служба РФ перешла на рекомендованные
ВОЗ критерии живорождения, граница была снижена до 22 недель беременности, показателя массы тела плода - до 500 гр.

Особая тема - чувствует ли плод боль. В 1997 г. рабочая группа, организованная Королевским колледжем акушеров и гинекологов Великобритании, опубликовала доклад "Сознание плода", который был посвящен и вопросу о том, когда плод начинает чувствовать боль. При проведении процедур на зародыше или прерывании беременности на 24-й неделе или позже в докладе рекомендуется применение обезболивающих и седативных средств для зародыша.
Если же обратиться методическим рекомендациям Минздрава СССР "Обезболивание операции искусственного прерывания беременности" (1988г.), то вопроса об обезболивании для плода мы здесь не найдем - рекомендациях речь идет только о беременной женщине.

Большой эмоциональной силой обладают эмбриологические данные о развитии плода, приводимые противниками абортов. Сердцебиение возникает у плода на 18-й день после зачатия, на 21-й день у него имеется замкнутая система кровообращения, на 40-й день можно обнаружить электрические импульсы головного мозга, на 6-7-й неделе плод начинает самостоятельно двигаться и т. д.

Причины абортов

Причин, побуждающих женщину, прервать беременность не так уж много. К ним можно отнести неуверенность в мужчине и завтрашнем дне, зачатие ребенка от нелюбимого человека и ряд других. Условно всех наших клиенток можно разделить на три группы:

1. СЕКСУАЛЬНО БЕЗГРАМОТНЫЕ ПОДРОСТКИ - молоденькие девочки (15% от всех абортируемых особ), которые недавно познали "взрослую" жизнь,
"нагуляли" беременность. Как правило, это инфантильные особы, привыкшие думать не "до" или "вместо", а "после" полового акта. Они полностью зависимы от родителей, социально несостоятельны. Существование беременности для них - неприятное открытие. Кавалеры, узнав об интересном положении своей возлюбленной, как правило, немедленно исчезают из жизни "залетевших" девушек, оставив их один на один со своею бедой. У девочек - подростков 15-
17 лет 75% беременностей заканчивается абортом, т.е. на 1 роды приходится около 5 абортов. Из - за того, что девочки бояться наказания со стороны мам, их родительницы узнают о беременности чада поздно. Прерывание беременности у подростков в 25% случаев происходит на сроках 22 - 27 недель. Вот что пишет об абортах Гаврилова Л.В. в своей книге
"Репродуктивное поведение населения России в современных условиях: "Важно знать отношение мальчиков –подростков к аборту. Знают ли они о медицинских, психологических и других последствиях этой операции? Опрос показал, что значительная часть из них знает о вреде аборта. Однако 75,3% опрошенных не смогли указать, какие последствия несет эта операция для женщины и ее будущего ребенка. Многие мальчики-подростки (71,4%) считают вполне естественным для девушки, не состоящей в браке, прерывание первой беременности.

Опрос мальчиков-подростков показал, что более половины их (54,0%) никогда не говорили с родителями на темы контрацепции и последствий аборта,
17,3% обсуждали некоторые аспекты семейной жизни, личной гигиены с матерью,
15,0% с отцом, 11,7% - со старшим братом, 2,0 % - с дедом."

2. ЖЕНЩИНЫ С "БЕЗВЫХОДНОЙ" СИТУАЦИЕЙ. В эту группу входят более физически и нравственно зрелые женщины. На аборт их вынуждает пойти не планируемая беременность возникшая в результате, неэффективности таблеток или других средств от беременности, изнасилования или при невозможности продолжать беременность в связи с тяжелой остро возникшей болезнью, со смертью или разводом с мужем, при отсутствии социальных условий для воспитания ребенка.

3. ЖЕНЩИНЫ, СОЗНАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ АБОРТ, КАК СРЕДСТВО ДЛЯ
"ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ". Подобно нашим 60 -70 летним бабушкам, которые не знали другого средства защиты от беременности, как аборт, их современницы, в силу своей темноты, низкого социального и образовательного уровня, нищеты, идут на аборт, который для них что-то типа укола, "раз и готово". К сожалению, много среди таких падших и эмоционально отупевших особ.

История отношения к абортам

Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более, чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. Как отмечала в 1996 г.
Комиссия по народонаселению и развитию ООН, "во многих странах - как развитых, так и развивающихся - искусственному прерыванию беременности общественность уделяет повышенное внимание". При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов - материнская заболеваемость
(нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые - проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.

Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности ("Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария"). В то же время Аристотель считал аборт допустимым. В позиции
Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости); одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась
"чувствительность" и "двигательная активность".

В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличении числа рабов, женщина и лица, способствующие производству аборта, строго наказывались.

В то время для производства аборта стали применять препараты спорыньи.
К сожалению, не у всех она вызывает выкидыш, зато побочные явления появляются у всех. Известные нам народные названия болезней "Антонов огонь", "Злая корча" - это все явления передозировки спорыньей.

В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион
(nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.

Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.

Один из отцов церкви Василий Великий (IV - V вв.) писал: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство". В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление. Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые богословы и философы- схоласты (уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день. Эти положения неожиданно "перекликаются" с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности. В средние же века утверждение церкви об обретении эмбрионом бессмертной души в определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым наказанием за аборт. Согласно своду германских законов "Каролина" (XIV в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью.
Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России; отменена она была столетие спустя.

Преимущественный интерес представляет эволюция отношение врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий. Так, основоположник отечественного акушерства Н. М. Максимович-Амбодик еще в
1784 г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода. В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика материнских смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких случаях.

Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость матки инструментов известна примерно с 1750 г. Однако вначале по причине высокого риска дипломированными врачами они делались очень редко. Если этот метод и применялся в те годы, то незаконно практикующими врачевателями.

Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной
Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к
1880г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов
XX в.

В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе.

В дореволюционном законодательстве России четко различались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким- либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности.
Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.

В профессиональной медицинской среде моральные оценки искусственного аборта отнюдь не совпадали целиком с юридической квалификацией. Среди отечественных врачей во второй половине XIX - начале XX в. имелись альтернативные подходы к этой проблеме. Особый интерес представляет собой дискуссия об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговского общества в 1913 г. Выступая на съезде, доктор Л. Личкус говорил: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества". Соглашаясь в целом с моральным осуждением аборта, другие врачи подчеркивали на Съезде также и такие аспекты данной проблемы: насколько совместим искусственный аборт с целями врачебной профессии; допустима ли коммерциализация такого рода медицинской практики и т.д. Все русские врачи четко разграничивали "аборт по просьбе" и
"аборт по медицинским показаниям".

Пироговский съезд, признав аморальность искусственного выкидыша, тем ни менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовного наказания плодоизгнания. В резолюции Съезда , в частности, сказано:

"1. Уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не должно иметь места. 2. Также должны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш по просьбе или настоянию. Исключение из этого положения должны составлять врачи, сделавшие искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду врачебных советов".

В XX веке в дискуссии о допустимости абортов особенно активно включаются феминистские движения. Протест сторонников феминизма против традиционного положения женщины в обществе (против "отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность") касался и ее сексуальной роли, то есть обязательно затрагивал и вопросы полевой морали.

В 50-е годы XIX в. одна из первых американских феминисток, С. Гримке, в очерке "Супружество" писала о "праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах". В начале XX в. американская феминистка М. Сангер впервые употребила понятие "контроль над рождаемостью", которое вначале имело смысл пропаганды использования средств контрацепции, а несколько позже стало рассматриваться также и в контексте евгенических идей.

Первым государством , легализовавшим "аборт по просьбе" была Советская
Россия. Один из создателей советской системы здравоохранения - З. П.
Соловьев - назвал "историческим документом" совместное постановление
Наркомздрава и Наркомюста от 18 ноября 1920 г., в котором в частности говорилось "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность""

Эта была мера, направленная в первую очередь против криминальных абортов. Однако уже в 1924г. органы здравоохранения создают "абортные комиссии", которые выдавали разрешение на бесплатный аборт, применяя при этом классовый подход и соблюдая такую очередность: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные; занятые на производстве; многодетные жены рабочих; все остальные застрахованные; прочие гражданки. Для многих женщин, не получивших "разрешение на аборт", он стал платным. В 1926 г. были введены и другие ограничения.

До 1930 г. в СССР еще публиковалась статистика об абортах, которая свидетельствовала о постоянном росте их числа. В обществе все больше распространялся взгляд на аборты как зло с демографической точки зрения.
Говоря об этом, нельзя не упомянуть о значительной убыли населения России в связи с гражданской войной, массовым голодом, коллективизацией, репрессиями. В 1936 г . ЦИК и СНК приняли Постановление, запрещающее аборты. В повороте государственной политики в отношении абортов на 180 градусов наряду с демографическим фактором важную роль сыграл также фактор идеологический. Дело в том, что со временем эффективность работы "абортных комиссий" стали оценивать по числу выдаваемых ими "отказов". Факт разрешения на аборт как бы противоречил утверждениям официальной пропаганды о постоянном росте благосостояния трудящихся. Этим же можно объяснить и засекречивание в начале 30-х годов статистики об абортах. А в 1939 г. сбор статистических данных об искусственных абортах был полностью прекращен.

Современное состояние проблемы в России

1. Отношение к аборту:

А) Официальная медицина: постепенный отказ от абортов. Замена искусственного прерывания беременности другими методами планирования семьи, сексуальное просвещение населения;

Б) Православная Церковь: немедленный запрет прерывания беременности, запрет любой контрацепции, т.к. она идет против воли создателя. Обвинение гормональной контрацепции в том, что она является абортивной. Абсолютный запрет на половое воспитание, которое "развращает людей". Позиция: если подростки узнают о безопасном сексе с использованием презерватива, то сразу начнут предаваться греху. Утверждается поголовная греховность, человек создан для страдания и должен быть темным и непросвещенным.

2. Борцы с абортами:

А) Министерство Здравоохранения РФ

Лидер: Шевченко Юрий Леонидович

Идеология: в данный момент прерывание беременности оплачивается из средств Фонда Обязательного Медицинского Страхования.

Конечная цель: снижение статистических показателей по абортам

Формы работы: разработка регламентирующей аборты документации, надзор за качеством и условиями оказания медицинских услуг по прерыванию беременности. Создание центров планирования семьи. Санитарно- просветительская работа среди населения.

Б) Российская Ассоциация Планирования Семьи

Лидер: Гребешева Инга Ивановна

Идеология: Аборт запрещать нельзя. Контрацепция - разумная альтернатива аборту.

Конечная цель: Снижение числа абортов. Осознанное материнство.

Формы работы: распространение информационных материалов, участие в общественных акциях, выступление в СМИ, лекционная работа.

В) Медико - Просветительский Центр "Жизнь".

Лидер: Обухов Максим

Идеология: Полный запрет абортов, в т.ч. по медицинским и социальным показаниям. Запрещение любой контрацепции.

Конечная цель: увеличение количества верующих, снижение числа абортов

Формы работы: Распространения в метро "самоклеек" с изображением расчлененной головки ребенка, издание брошюр, листовок, выступления в СМИ, закупка, перевод и демонстрация фильмов противоабортной тематики, лекционная работа, психологическое давление на женщин.

Похожие работы на - Отношение людей к абортам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!