Исторические аспекты возникновения и развития общественного мнения
Исторические аспекты возникновения и развития
общественного мнения
Короткова Л. Н.
Историческую
реконструкцию первоначального типа общественного мнения следует соотнести с
первыми объединениями коллективов людей, которые в истории называются
праобщинами. Ведущей характеристикой этого периода является установление
социального (над биологическим, животным эгоизмом) приоритета в человеке, в
общественных отношениях. Чтобы выжить и продолжить род, нужны были
организованность, дисциплина, справедливое распределение общинного труда. Все,
что этому мешало, подавлялось силой такого регулятора социальной жизни, как
общественное мнение. Конечно, это было еще «стадное» мнение и проявлялось оно в
сфере материальных потребностей с дальнейшим разделением труда, с осознанием
своих интересов, поступков. Общественное мнение выступает как способ
самоуправления общин.
Появление
родовых общин (первобытнообщинный строй), крупные сдвиги в развитии
производительных сил и, как следствие, изменение в организации общества
общественное мнение начинает приобретать относительную самостоятельность как
социальный феномен, включающий уже в себя интеллектуальную, эмоциональную и
волевую стороны общественного сознания. Предельно простая иерархия управления
родовыми отношениями выражалась в простом и демократическом самоуправлении, на
вершине которого находилось общественное мнение. Общественное мнение формирует
и утверждает традиции, нормы, обычаи, формы поощрения и наказания. Общественное
мнение в этот период носит оценочный характер. Именно в этот период
закладывались корни механизма действия общественного мнения и в наше время.
Рабовладение
с расцветом культуры и делением общества на классы порождает и новые качества
общественного мнения. Смена формации идет в жесткой борьбе внутри самого
мнения. Консерватор по своей сути, оно отстаивало сохранение родоплеменных
отношений, боролось со всеми новыми ростками прогресса. И одних экономических,
организационных рычагов для его усмирения было недостаточно.
В
этот период появляются первые манипуляторы общественного мнения
духовно-идеологические. Постепенно укрепляясь, приобретая гибкость и
организованность воздействия, оно рождает особый слой идеологов, способных
объяснить и показать правильность безраздельного господства меньшинства над
большинством. Появляются и новые структурные компоненты общественного мнения:
относительно самостоятельная идеология и общественная психология. Безусловно,
существовало и второе общественное мнение мнение порабощенного класса. Оно
развивалось и определялось крайне медленно и основой для его объединения
служила та часть мыслителей, писателей, ученых, которые поднимали вопросы о
ценности человека, о Добре и Зле, Судьбы и Свободы, распространявшиеся на всех
людей несмотря на классовую принадлежность.
Феодализм
не только сохраняет, но и усиливает экономическое, политическое и
идеологическое господство правящего класса. Однако и мнение «низов» также
расширяется и активизируется. С одной стороны, оно изобилует иллюзиями и слепой
верой в то, что «все от бога», с другой создает свои, народные традиции,
обычаи, культуру. В конце средних веков общественное мнение играет значительную
роль и в церковных реформах. К концу эпохи феодализма общественное мнение
бесправного большинства как бы останавливается в своем социальном росте. Только
следующая общественно-экономическая формация оживляет и активизирует его.
Капитализм
с его всплеском в духовной культуре (книгоиздание, появление газет, расцвет
наук, искусства), вольный дух буржуазных революций дает видимость того, что
общественное мнение вот-вот займет то главенствующее место, которое оно
занимало на заре возникновения человечества. Однако буржуазия, до этого активно
использовавшая мнение большинства в борьбе с остатками феодальных отношений,
укрепляет свои позиции и направляет все усилия на разработку идеологической
системы, которая обеспечила бы ее власть и господство. Появляется идеология,
мораль, в которой частный интерес (как основа предпринимательской деятельности)
провозглашается как высшая цель и главный мотив человеческой жизни. Социальное
неравенство закрепляется не только в идеологии, но и в праве. Наступает период
манипулятивной пропаганды с использованием социально-психологических,
пропагандистских и коммуникативных механизмов.
Было
бы неверным считать, что общественное мнение «низов», особенно с развитием и
упрочением позиций пролетариата, оставалось неизменным и полностью зависимым.
Через профсоюзы, политические партии, через активные действия субъектов
общественное мнение масс народа становится все более весомым и значимым. И
сегодня можно говорить, что общественное мнение в большинстве развитых
капиталистических стран существует как социальный институт.
Капитализм
это и начало теоретического осмысления и изучения общественного мнения. Здесь в
числе первых исследователей называют французского социолога Габриэля Тарда
(18431904 гг.). Он считал, что общественное мнение порождается публикой,
которая возникает, как социальная общность, при капитализме. Это общность, с
весьма подвижными и неясными границами, произрастает из особенностей массовых
духовно-психологических процессов. Существуют различные виды публики, имеющие
некоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. Связь
поддерживается через средства массовой информации. Взаимодействуя, публика
формирует общественное мнение (Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905).
В середине XIX века общественное мнение анализируется не только социологами, но
и, например, юристами. Можно отметить работу немецкого юриста Франца
Гольцендорфа (1829-1889 гг.) «Общественное мнение» (СПб., 1899). Он,
поддерживая идею безличности общественного мнения, все же понимает, что его
рождение связано с определенными сословиями населения.
В
начале XX века появляется интересная работа нашего отечественного социолога
Вениамина Михайловича Хвостова (18681920 гг.) под названием «Общественное
мнение и политические партии» (М., 1906). Не будучи марксистом, В.М.Хвостов
связывает зарождение общественного мнения с интересами определенных социальных
групп. Он рассматривает вопрос о взаимоотношениях общественного мнения и
политических партии.
Таким
образом, постепенно накапливался опыт осмысления такого явления, как
общественное мнение.
Отечественная
школа изучения общественного мнения относительно молода. Первые работы
появились в 20-е годы (например, Хвостов В.М. Общественное мнение и
политические партии. М., 1906). Но эти научные исследования не были
комплексными и рассматривали метод исследования, а не его предмет. Только в
середине 60-х годов начинается всестороннее изучение этого уникального явления.
Среди основополагающих работ следует назвать работы Уледова А.К. «Общественное
мнение советского общества» (М., 1963); Грушина Б.А. «Мир мнений и мнения о
мире» (М., 1967). В это же время активизируются и прикладные исследования
общественного мнения.
В
последующие годы появляются работы, дополняющие гносеологический анализ
общественного мнения социологическим (например. Коробейников B.C. Пирамида мнений.
Общественное мнение: природа и функции. М., 1981).
В
90-е годы появляется значительное число исследований, посвященных как анализу
эмпирических исследований общественного мнения, так и
теоретико-методологическому анализу гносеологической и социологической сущности
этого феномена. Наиболее интересными и комплексными являются работы Гавры Д.П.
«Формирование общественного мнения: ценностный аспект» (СПб., 1995);
«Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт»
(СПб., 1995). Так что же «скрыто» в этом социальном явлении, вызывающем столь
неослабленный интерес?
Сам
термин «общественное мнение» (public opinion) появился в Англии в XVI веке, а с
XVII века становится общепринятым. В Кратком словаре по социологии общественное
мнение определяется как «состояние массового сознания, заключающее в себе
скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам,
событиям и фактам действительности» (М., 1988. С. 199). Фиксируя особенности
общественного мнения как специфического способа отражения действительности, это
определение является гносеологическим подходом к анализу явления. Однако,
общественное мнение не только духовный феномен. Это определенные действия людей
по преобразованию этой действительности.
Следовательно,
общественное мнение следует рассматривать как «совместную заинтересованно
ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных
субъектов и их (деятельностей) результат»; как специфический социальный
институт, «способный функционировать во всех сферах жизни общества» (см.: Гавра
Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный
институт. СПб., 1995. С.63).
Подобный
подход является социологическим и, дополняя гносеологический анализ, позволяет
рассматривать общественное мнение во всех аспектах его бытия. В дальнейшем мы
будем придерживаться комплексного подхода, предложенного Гаврой Д.П.
Список литературы
1.
Андреев И.А. Происхождение человека и общества. М., 1982.
2.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный
институт. СПб., 1995.
3.
Горшков М.С. Общественное мнение. М., 1988.