Мифология древней Индии
Мифология древней Индии
Ведийская
мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно
под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода
создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к
ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически
связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.
Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и
сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского
общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад,
который был характерен для военной демократии.
Источники
ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим
ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и
символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты,
связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути -
«услышанное» (т. е. откровение).
Ведийская
мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов
соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и
нечленораздельному хаосу.
Тексты
смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых
речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном
законодательстве и т.п.
Некоторые
сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних
индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из
буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась
лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш,
она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из
характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим
богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался
Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка
и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед
обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе
этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов,
индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские
сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные
космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной
форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.
Вот
основные мысли ведийских гимнов:
Нет
ничего вечного, даже боги не вечны.
Творцом
мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
Все
сущее возникло из великана Пуруши.
К
высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога
(333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках - 3306, 3339), причём само
это число - существенная константа, под которую «подгоняется» количество
персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и
небесных. Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев я ещё 2
божества - Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати и т. п.),
противопоставленные по тому же тройственному принципу.
Несмотря
на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви,
Лгни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. - земные; Индра, Трита Аптья, Апам
Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата,
Парджанья, Anac - атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья,
Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные. Более поздние тексты
предлагают иные интерпретации тех же групп: васу - огонь, земля, ветер,
воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры - 10 органов
жизнедеятельности и атман; адитьи - 12 месяцев года (Брихад.-уп. III 9, 1-5).
Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными
космологическими схемами трёхчленной вселенной и составом пантеона (а позже -
основными элементами макро-и микрокосма).
В
основе другой классификации богов лежит различение трёх социальных функций:
магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной
(Индра и маруты - воины), плодородия (Ашвины - производители материальных
благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в
которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.
Ядро
ведийской мифологии образуют космогонические мифы, представленные рядом
вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное
отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих
её функционирование [«Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни
воздушного пространства, ни неба над ним... Тогда не было ни смерти, ни
бессмертия, не было разницы между днём и ночью... Всё это неразличимо текуче»
(РВ Х 129)]; вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения
дышало Единое, и ничего кроме него не было»).
Начало
творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа (ср. брахманы). Из
вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более поздняя версия - путём
пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их - результат совместной
деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант - происхождение из вод яйца
(в частности, золотого), из которого через год появился демиург Праджапати или
бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них
возникли соответственно небо и земля. Некоторые тексты отражают версию,
согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах
(также при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки
в космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и
другие поздние варианты мифа о творении. Речь идёт прежде всего о создании
вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (РВ Х 90; АВ Х 2) - как
природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу,... брахманом
стали его уста, руки - кшатрией, бёдра его - вайшьей, из ног возник шудра. Луна
родилась из мысли, из глаз возникло солнце,... из головы возникло небо...»); в
основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений.
В
центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении», точнее говоря, основной
миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости,
деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В
качестве противника Индры выступают прежде всего демоны - чудовища Вритра,
Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце,
утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота,
вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в
том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с
переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, т. е. к
специфически ведийскому социальному космосу.
Ведийская
мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную
композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda);
каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего
объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме.
Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.
Индуистская
мифология берёт начало (с I тыс. н. э) в индо-арийской ведической культуре
через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество
учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие
религиозные представления. Слово “индуизм” определяет в научной литературе и
публицистике наиболее древние традиционные формы религиозной системы индийцев в
отличие от других этических и религиозных учений – буддизма, джайнизма и
ислама. Оно возникло не в среде коренных жителей Индии, а в среде тех
военачальников и правителей соседних стран, которые исповедовали ислам, и,
начиная с X века, приводили на земли Индии свои захватнические армии. Первой
областью, где стало распространяться их влияние, были северо-западные земли
этой страны. От названия главной водной артерии этих земель – реки
Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия и хинду (индуизм). Сами индийцы именуют
свою страну Бхарат, а индуизм определяют как дхарму, или сантана-дхарму, т.е.
религиозный закон. Дхарма охватывает собою всю сложную систему религиозных,
этических и социально-правовых установлений, которые постепенно складывались в
среде населения страны за последние 5 тысяч лет.
Конечно
же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм –
развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на
первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в
пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так
складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как
проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем
мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма),
деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну –
бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных
направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в
текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в
первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления
индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского,
населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их
соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении
о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ
бога Шивы, который олицетворяет собой плодородие, аскетизм, он является
покровителем скотины, а также в образе танцора-шамана, несет не только
разрушение, но и обобщение различных местных верований. Религиозные концепции
индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского
общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной,
и от верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и
социальных обязанностей. Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита,
представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в форме
диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного бога. В диалоге
затронуты темы судьбы человека, высокой морали, мирского и божественного. В
центре поэмы описание путей, которые приведут верующего к религиозному
освобождению, главным считается любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот
факт, что индуизм, как и всякая другая религия, содержал в своей основе идею о
спасении – религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь
монахи, но стремиться к ней должен каждый.
Список литературы
Мифология.
Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002
А.
Еманов "История мировых цивилизаций", -М.: ТюмГУ, 2003
С.
Фингарет "Мифы и легенды древнего Востока", -М.: Норинт, 2002
Н.
Гусева "Мифы древней Индии", -М.: Летний Сад, 2002
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://godsbay.ru