Послание Иуды
Послание Иуды
епископ Кассиан (Безобразов)
Составитель
послания называет себя "рабом Иисуса Христа'' и "братом Иакова"
(ст. 1). Ссылка на Иакова без дальнейшего определения может относиться только к
Иакову, Брату Господню. Будучи братом Иакова, Иуда оказывается и сам братом
Господним. Действительно, в списке братьев Иисусовых, на последнем месте — в
Мф. (13:55), на предпоследнем — в Мк. (6:3), стоит имя Иуды. Очевидно, он был
одним из младших. Принимая во внимание, что, по свидетельству Ин. 7:5, братья
Иисусовы, в дни Его земного служения, в Него не верили, можно сказать с
уверенностью, что Иуда был Апостолом только в общем смысле этого слова: в число
Двенадцати он не входил, и для отожествления его с Иудою Иаковлевым (Лк. 6:16
== Деян. 1:13, ср. Ин. 14:22; он же Фаддей, Мк. 3: 18, иногда называемый
Леввеем, Мф. 10:3) нет никаких оснований.
Для
суждения об условиях написания Иуд. надо принять в соображение те точки
соприкосновения, которые наблюдаются между ним и 2 Петр. Даже беглое чтение
этих посланий убеждает нас в их чрезвычайном сходстве. Это сходство было давно
замечено, но объяснялось по-разному. В современной либеральной науке
преобладает тенденция доказывать влияние Иуд. на 2 Петр. Как уже было отмечено,
сопоставление обоих посланий, позволяет говорить о их взаимной зависимости. Как
бы то ни было, Иуд. 17-18 можно понять только, как ссылку на 2 Петр. 3: 3.
Отсюда вытекает, что читатели Иуд. были те же малоазийские христиане, к которым
были посланы и оба послания ап. Петра. Представляется возможным и даже
вероятным, что Иуд. было тоже писано в Риме. Во всяком случае, Иуда вращается в
кругу идей ап. Петра. Чрезвычайная близость Иуд. к 2 Петр. наилучшим образом
объяснялась бы его написанием в Риме, вскоре после, смерти Петра. Если Петр
умер в 67 или 68 году, то написание Иуд. было бы неосторожно помещать позже 70
г. Эта датировка подтверждается еще и тем, что послание никак не отзывается на
разрушение Иерусалима. С другой стороны, если Иуда, брат Господень, был сын
Иосифа от первого брака, он был старше Господа по плоти, иначе говоря родился
ранее 4 г. до Р. Хр. К концу шестидесятых годов нашей эры ему было, во всяком
случае, за семьдесят лет.
Из
того соотношения, которое наблюдается между Иуд. и 2 Петр., вытекает и цель
Иуд. Как Петр, переживший Павла, считал нужным подтвердить его учение для
основанных Павлом Церквей, так и Иуда, переживший Петра, напоминал его учение
тем, к кому Петр обращался с последним словом наставления. И, как Петра, так и
Иуду побуждало к тому не сознание старшинства — Иуда ни в каком смысле не мог
быть выше Петра, — а долг и право пережившего. Это напоминание — устами
пережившего — являет еще раз единство христианского мира и откровения Нового
Завета, тем более, что Иуд. обнаруживает точки соприкосновения не только с 2
Петр., но и с другими новозаветными книгами. Необходимость напоминания Иуда
должен был считать тем более настоятельною, что до него дошли сведения о
появлении лжеучителей, оправдывавшем тревожные ожидания ап. Петра. Получение
этих сведений и заставило Иуду дать своему посланию ту форму, в которой оно до
нас дошло.
После
обращения стт. 1-2, в котором адресаты обозначены столь же общею формулою, как
и во 2 Петр., Иуда говорит об изменении его первоначального намерения. Вместо
пастырского послания общего характера, он направляет к ним призыв
"подвизаться за веру, однажды преданную святым" (ст. 3). Причина
перемены выясняется в стт. 4 и слл., вводимых частицею ибо. Иуда получил
сведения о вопиющих искажениях христианской жизни, с которыми было, неизбежно,
связано и отступление от чистоты христианского учения. Останавливаясь на этих
скорбных явлениях, в которых мы узнаем характерные черты гностического
либертинизма, Иуда только в ст. 20 переходит к положительному учению, иначе
говоря, к выполнению задачи, поставленной в ст. 3.
Мысль
Иуды в стт. 4-16 течет параллельно II Петр. Отправляясь от исторических
примеров, он говорит о неизбежности наказания грешников (стт. 4-11) и дает
оценку и характеристику их грехов (стт. 12-16). Исторические примеры Иуда заимствует
не только из канонических писаний Ветхого Завета, но и из апокрифов. В ст. 14
он прямо цитирует апокрифическую книгу Еноха. Подробности ст. 9 тоже
заимствованы из апокрифического "Успения Моисея''. Так как, начиная с 3-го
века, в Церкви установилось отрицательное отношение к апокрифам, то некоторые
церковные писатели склонны были распространять его и на Иуд. Его место в
Новозаветном каноне закрепилось сравнительно поздно. Но многие исторические
примеры Иуд. (ср. стт. 6, 7, 9) совпадают с историческими примерами 2 Петр.
(ср. 2:4, 6, 11). С другой стороны, ссылка ст. 5 возвращает нас к Евр. (3:7-4:
3) и даже к 1 Кор. (10:1-14). Грехи, привлекающие внимание Иуды, — те же, о
которых идет речь во 2 Петр. С особым ударением он останавливается на грехах плоти
(ср. стт. 4, 7-8, 10, 12, 13, 16), а в ст. 12, как уже было отмечено, говорит с
полной ясностью об осквернении агап. Оценка грехов, как впадения в небытие
(стт. 12-13), совпадает с параллельным местом 2 Петр. 2:17. Стт. 17-19 звучат
утешением. Искажение христианских нравов, о котором скорбит Иуда, было
предсказано Апостолами Христовыми. Мы уловили в этом утешении ссылку на 2 Петр.
3:3. Предсказание Апостолов относилось к последним временам. Его исполнение —
такова была, несомненно, мысль Иуды — доказывает наступление последних времен.
Если Иуд. было составлено до разрушения Иерусалима, представляются вероятным,
что и он готов был связывать мировую катастрофу с катастрофою Иудейства. Ст. 19
имеет параллели в 1 Кор. 2:14 (ср. еще 15:44 и слл.) и, что особенно интересно,
в Иак. 3:15 .
В
ст. 20 Иуда приступает к осуществлению той положительной задачи, которую он
поставил в ст. 3. Он призывает своих читателей строить здание своей
христианской жизни на основании святейшей веры (стт. 20-23). Ударение отрывка —
практическое. Отвлекаясь от трудных вопросов критики текста, можно сказать,
что, по мысли Иуды, верующие должны, ревнуя о чистоте, думать не только о
собственном спасении, но и о спасении других. Весьма вероятно, что библейский
образ ст. 23б (ср. Лев. 13:47 и слл. 15:16-17) надо толковать приточно.
Иуд.
заканчивается славословием стт. 24-25. Указание на славу Божию в ст. 24 (ср.
Мф. 25:31-33) сообщает этому заключению ясно выраженное эсхатологическое
ударение.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/