Фундаментальность и гибкость ислама
Фундаментальность и гибкость ислама
Сейран Арифов
Священный
Коран является жизненным руководством Исламской цивилизации.
Между реформизмом (гибкостью) и консерватизмом
(постоянством)
В
наши дни в среде тех, кто пишет о цивилизации ислама и его мировом значении,
сформировались две противоположные группы. Первая группа настаивает на гибкой
стороне ислама, т.е. реформаторском характере его законов и учения. Однако
абсолютизация этого подхода приводит к представлению Шариата в виде аморфного
свода законов, способного менять форму и содержание в зависимости от желаний
людей.
Вторая
группа настаивает на консерватизме законов ислама, и ее крайние приверженцы
представляют Шариат в виде некоего монолита исламского права.
Односторонний
подход – это недостаток многих людей, которого не избежали и приверженцы этих
двух групп. Нам же необходимо адекватно и объективно взглянуть на тот путь, по
которому следует великая цивилизация, живущая по законам Бога. Самодостаточность
и гармоничность этой цивилизации запечатлена в истории.
Мусульманское
общество отличалось от остальных обществ одной выдающейся чертой, которая как
раз и обеспечивает его внутреннюю гармонию и баланс: это та самая «золотая
середина», на которую указывают слова Аллаха: «И также создали мы вас средней
общиной» (Коран, 2:143). Об этом мы подробно говорили ранее.
Применительно
к нашей теме это баланс между консерватизмом (фундаментализмом) и реформизмом,
или между постоянством и гибкостью. Он соединяет их в великолепной гармонии,
отводя каждому свое место: постоянство необходимо в том, что должно остаться на
века, а гибкость – в том, что должно изменяться и двигаться вперед. Такую
выдающуюся особенность, свойственную посланию ислама, не найти ни в одном
другом законе за всю историю человечества.
Принято
считать, что Небесный закон олицетворяет консерватизм, а значит,
закостенелость. История знает немало случаев противодействия великих мужей
научным и освободительным движениям, их неприятия всего нового, что связано с
творческой деятельностью людей.
В
свою очередь, рукотворные законы отражают главенствующую роль гибкости, и
поэтому нам они представляются как нечто изменчивое. Ведь даже конституции,
являющиеся основой законодательства стран, часто аннулируются росчерком пера то
ли победившего правителя, то ли революционного собрания, то ли новоизбранного
парламента – и люди постепенно разубеждаются в постоянстве какой-либо ценности,
закона или устоя.
Но
ислам, которым Господь завершил небесный Закон и Свои послания, содержит оба
эти элемента: и элемент постоянного и вечного, и элемент гибкости и развития.
Это бесспорное чудо ислама, которое обеспечивает ему право на всемирный
масштаб, вечность и универсальность.
Теперь
для большей ясности определим, где допустимы новшества и изменения в законах
ислама и его послании, а где требуется постоянство.
Итак,
постоянство требуется в целях и стремлениях; в принципах и общих правилах; в
религиозных и нравственных ценностях. А новшества и изменения допустимы в
способах и средствах достижения целей; в деталях и частностях; в мирских делах,
предполагающих использование как обыденного, так и научного опыта.
Постоянство
Похожие работы на - Фундаментальность и гибкость ислама
|