О некоторых исследованиях паранормального: тема смерти
О некоторых исследованиях паранормального: тема
смерти.
Карпенко Ю.П.
Исследования
паранормального являются местом встречи различных традиций веры и знания. Из
двух основных хранителей опыта паранормального в истории человечества: мировые
религии и внеконфессиональные магико-мистические традиции и практики, -
последние в первую очередь в лице опыта медиумов и экстрасенсов стали предметом
систематических психических исследований, начиная с конца XIX века.
Известно,
что одной из характеристик, различающих мировые религии и внеконфессиональные
магико-мистические традиции и практики, является тема посмертного освобождения
или спасения. В последних, в отличие от первых она отсутствует [11], хотя вера
в существование души человека после смерти его тела является универсалией всех
религиозных традиций, также как и в существование и возможность контакта с
потусторонним миром.
В
целом тему смерти активного носителя внеконфессиональных магико-мистических
традиций, переживших в отечественном контексте как трагедию репрессий, так и
идеологический прессинг, в традиционных источниках и современных исследованиях
можно видеть в следующих формах: 1) в связи с проблемой трансляции традиции, передачи
знания, как со стороны старшего поколения (трудная смерть в случае отсутствия
преемника), так и со стороны младшего поколения при ненаследственном типе
трансляции традиции (тема "шаманской болезни" и отказа от зова
духов); 2) феноменология в первую очередь шаманских состояний сознания и
глубоких стадий практики (шаманские путешествия и околосмертный опыт;
каталептические и коматозные состояния в шаманских практиках; вселение духа и
выход из тела); 3) отмеченность мест захоронения.
Если
поместить интересующие нас способности в контекст конфессиональных практик, то
можно обнаружить, что очень часто по крайней мере некоторые из них
ассоциируются с глубокими стадиями духовного опыта, который во многом обретает
свой смысл в связи со стремлением к посмертному освобождению или спасению. Эта
связь также позволяет предполагать, что мeханизмы по крайней мере некоторых из
этих способностей связаны с процессом смерти [4, 10.5], что подтверждается не
только сообщениями об экстраординарном контроле над жизненно важными функциями
организма, которые демонстрируют некоторые адепты йоги, буддизма, суфизма, но и
некоторыми общими положениями о связи высшего духовного опыта со смертью, с
одной стороны, и укорененности в нем человеческой природы, с другой [4, 10.5].
Как
уже отмечалось в [3], понятия ?сакральное¦, ?священное¦, ?святое¦ используются
главным образом в связи с опытом религиозных традиций, но не практик, с опытом
которых и редкими случаями нарушения законов природы (полтергейст, например)
парапсихологи имеют дело в первую очередь. Однако поскольку во многом одни и те
же способности и явления встречаются как в опыте практик, так и в опыте
религиозных традиций, то поляризации сакральное-профанное в исследованиях опыта
паранормального в какой-то мере можно сопоставить сосуществование и перплетение
парадигм паранормального и сверхъествественного, о которых шла речь в [3].
Очень
часто, опыт сакрального, священного ассоциируется с контактом человека с силами
иного, божественного мира. Когда такой опыт помещается в контекст научных
исследований, то его статус изменяется: он становится "всего лишь
психическим" (К.-Г.Юнг), "внутренним пространством индивида", а
?психология и психоанализ заменяет духовную проблематику¦ [11]. Cобственно
переход из одного мира в другой происходит в процессе смерти человека. Хочется
надеяться на то, что исследования самого процесса перехода могут пролить
дополнительный свет на эту сложнейшую проблему.
Рассматривая
место темы смерти в исследованиях паранормального, можно обнаружить, что оно
различно в обозначенных в [3] парадигмах сверхъестественного и паранормального.
Если в первом случае эта тема является ключевой как в смысле активного участия
потусторонних сил в паранормальных явлениях, так и в смысле постановки в ней
проблемы посмертного существования субстанций человека, то в парадигме
паранормального тема смерти принимает другие формы [4, 10.3-10.6].
Рассмотрим
некоторые из них [4, 10]. Две формы проявления темы смерти в парадигме
паранормального можно видеть в различных аспектах описания состояний человека
[10.4, 10.5]. Так, одна обнаруживается в условиях, способствующих активизации
паранормальных способностей: одним из таких условий являются близкие к смерти
состояния, кома [10.4]. Другая - в гипотезах о возможных механизмах некоторых
паранормальных способностей. Например, обсуждается гипотеза о том, что опыт
выхода из тела, который в наиболее глубоком варианте описан в исследованиях
осознаваемой клинической смерти, существенен для понимания целого ряда
паранормальных способностей [10.5] (ср. значимость этого опыта для современного
понимания опыта шаманов). Обсуждается также высказанная еще Флуддом де
Флуктибусом (1574-1637) идея о связи механизма левитации с мало исследованным
явлением изменения веса тела в момент смерти человека и животных [10.5]. Это
явление показывает, что смерть человека является не только психологическим,
физиологическим, нейрофизиологическим, биохимическим, но также, по-видимому, и
макроскопическим физическим явлением.
К.Г.Коротков
сообщает о том, что основанный на эффекте Кирлиан метод газоразрядной
визуализации позволяет различать причину смерти людей. Мониторинг в течение 3
дней после смерти 9 трупов показал, что характеристики посмертной ауры
существенно различаются в случае смерти от старости, суицида и в результате
несчастного случая [5]. Эти данные в целом согласуются с результатам
посмертного мониторинга 8 доноров внутренних органов, которые показали
временное восстановление рефлексов некоторых мышц ног через 6-40 часов после
регистрации смерти мозга [6].
Одним
из важнейших элементов парадигмы паранормального являются физические подходы к
паранормальным явлениям. Поскольку систематические исследования паранормального
в определенном смысле вторичны по отношению к естественным наукам, физике, то к
паранормальным явлениям часто применяются те конструкты теоретической физики, в
которых сознание присутствует по крайней мере в дискуссионной форме [1,2].
Некоторые современные физические подходы к паранормальным явлениям, как
представляется, позволяют обнаружить тему смерти в парадигме паранормального не
только в отмеченных выше формах, но и в связи с этими подходами [10.2, 10.3,
10.6]. В первую очередь это касается поисков общей основы материи и сознания,
результат которых часто выражается в некотором отождествлении предельных
конструктов теоретической физики (единой поле, физический вакуум) с Сознанием,
Богом, Абсолютным Ничто [1, 2, 10.3, 10.6]. Теми редкими явлениями, для
описания которых предлагается привлекать такие идеи, является материализация и
телепортация, т.е спонтанные появления и исчезновения макроскопических объектов
[8], другим - например, психокинез на больших расстояниях [9].
В
конфессиональной перспективе опыт, соответствующий этому уровню организации
Универсума, уровню единства материального и идеального, связывается с высшим
духовным опытом, в котором феномен смерти играет ключевую роль. В связи с этим
естественно предполагать, что не только абстрактные, безличные категории
сознания, материи, но и процесс смерти человека существенен как для описания
указанного уровня организации Универсума, так и для по крайней мере некоторых
из интересующих нас явлений и способностей [10.3, 10.6]. Общую классификацию
смерти йогинов, данную одним из выдающихся буддийских мастеров XIV века [8], в
частности, включающую тип смерти с полным исчезновением вещества тела, в
которую почти невозможно поверить современному человеку, но которая,
по-видимому, соответствуют описанному выше подходу, можно видеть в [7].
Список литературы
1.
А.Е.Акимов, Ю.П. Карпенко, "Место проблемы сознания в системе научного
знания", Сознание и физическая реальность. Т. 4, N 5, сс. 24-35, 1999.
2.
Карпенко Ю.П. О способе применения физики к описанию паранормальных явлений//
Парапсихология и психофизика. N1, сс. 23-40, 1998.
3.
Карпенко Ю.П. О некоторых особенностях исследований паранормального// В этом
томе.
4.
Карпенко Ю.П. О теме смерти в исследованиях паранормального// Доклад на IV
международной междисциплинарной научной конференции "Этика и наука
будущего. Феномен времени", ИВ РАН, г. Москва, 24-26 марта 2004 г.
5.
Коротков К.Г. Свет после жизни. СПб, ИД "Весь", 2002, 159 с.
6.
Родштат И.В. Клиническая физиология некоторых оккультных представлений//
Парапсихология и психофизика. - М., 1997. - N2. - C.3-14.
7.
Смерти вопреки. Антология секретных учений о смерти и умирании в традиции
Дзогчен тибетского буддизма. Перевод с тибетского и комментарий Ламы Сонам
Дордже. М., 2003.
8.
Ханцеверов Ф. Эниология: чудеса без мистики. Кн. 2. Москва, МАЭН, АМН, 1999.
9. Boldyreva L.B., Sotina N.B. Into
the deep of matter// Physicists in parapsychology. Essays. Ed. by L.B.
Boldyreva and N.B. Sotina, M., Hatrol, 2002, pp. 55-84.
10. Karpenko Yu. P. Closing the gap.
1-6. // International Seminar on Earth Fields and Influence on Organism,
26-29.06.03, Kloogarand, Estonia, 2003. Geopathic society, 2003, pp.45-58;
Lithuania, Tamosava, june 3-6, 2004; to be published
11. Townsend J. B. The spirit call:
shamans and non-shamans - a critique// Шаманский дар. К
80-летию д.и.н. А.В.Смоляк. Серия "Этнологические исследования по шаманству
и иным традиционным верованиям и практикам", т. 6, ИЭА РАН, М., 2000, с.
292-311
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://studlib.ru/