О временах, о нравах. Религиозны ли молодые россияне?
О временах, о нравах. Религиозны ли молодые россияне?
Мчедлов М.П.
Воздействие
религии на сознание и поведение современной молодежи опосредованно несколькими
традиционными факторами. При любом - монархическом или коллективистском,
тоталитарном или либеральном - строе ощутимо проявляется действие ряда
констант, определяющих цивилизационный облик России. Среди них особое место
занимает православие - наиболее многочисленная и прочно укоренившаяся в разных
слоях общества конфессия (православными, согласно нашим многолетним
исследованиям, являются три четверти верующих России, составляющих, в свою
очередь, почти половину населения). В сохранении традиционных ценностей роль
православия тем более ощутима, что сама восточная ветвь христианства - по
сравнению с западными его направлениями - менее подвержена эволюции. Это
обстоятельство способствует консервации традиционных ценностей в быту, обычаях,
общественном поведении, хозяйственной этике, культурных и социальных ориентациях.
То же можно сказать и об исламе - второй по численности верующих и влиянию
религии в России (около 19% среди верующих).
Разумеется,
в каждую эпоху отмеченная тенденция имеет свои нюансы и особенности.
Проведенное нами исследование1 помогает раскрыть специфику воздействия
религиозного фактора на сознание, намерения, ожидания, социальное поведение
молодых россиян именно в современных условиях.
Чтобы
понять особенности сознания и поведения верующей молодежи в нынешней России,
нужно учитывать наличие двух разнонаправленных тенденций: повышение
популярности религии, усиление ее роли и влияния в обществе и - одновременно -
развертывание процессов секуляризации, мировоззренческой неопределенности,
утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности
нерелигиозных ценностей и идей.
Политические
и правовые перемены в стране, ликвидация административных и нравственных
притеснений верующих, принятие прогрессивного законодательства о свободе
совести позволили религиозным организациям выйти из-под невольного состояния, а
верующим свободно, без боязни исповедовать свою веру. Однако этот процесс, что
подтвердило и наше исследование, чрезвычайно противоречив.
С
одной стороны, наблюдаются рост религиозности (44,5% молодых респондентов
заявляют о своей вере в Бога, что почти в 4 раза больше, чем в конце 70-х
годов), ослабление позиции сознательного безверия (8,8% молодых респондентов не
верят ни в какие сверхъестественные силы, что почти в 2,5 раза меньше, чем в
конце 70-х), резкий рост в общественном сознании престижа действующих в стране
конфессиональных организаций, возникновение религиозных общественных движений,
тяга к религии прежде равнодушных к ней людей. Значительно выросло число
традиционных и вновь появившихся религиозных организаций. Активно
осуществляется свободная, все расширяющаяся деятельность церкви в самых разных
сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры,
милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской.
С
другой стороны, позитивный процесс понимания молодежью религии как элемента
культуры, носительницы общечеловеческих ценностей сопровождается рядом
издержек. Взять хотя бы особенности ее мировоззренческих ориентации, характер и
глубину ее религиозности.
Многие
молодые люди обращаются к нетрадиционным для страны, в том числе самым
экзотическим культам, новоявленным гуру, к различным сверхъестественным силам
(веруют не в личностного Бога, а в некую сверхъестественную силу 17,2%). Часть
молодых людей верят даже в такие явления, которые противоречат исходному
представлению о религии (вера в приметы - 16,7%, в НЛО - 13,5%, в колдовство,
магию - 17,9%). Религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих
- особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной "моде", к внешней,
показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием
ясного содержания. Подобные факты свидетельствуют о сложности и неоднозначности
процесса религиозного возрождения.
Говоря
о религиозной самоидентификации респондентов, следует учитывать такой, на
первый взгляд, парадокс: довольно серьезное несовпадение общего числа верующих
в Бога (44,5%) с общим количеством приверженцев конкретных конфессий (60,7%). В
этом также сказывается значительная роль традиций в ментальности молодых
россиян. Хотя при мировоззренческой самоидентификации часть респондентов не
считает себя верующими, в ответах на другие вопросы они относят себя к
приверженцам тех или иных, чаще всего традиционных конфессий. Данный факт
объясняется идентификацией ими "православия" или "ислама" с
национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность
к которым для этих респондентов естественна. Это явление, зафиксированное и в
других наших исследованиях применительно к другим регионам (например, более 60%
среди неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения
национального самосознания), служит основой процесса конфессионализации
этнополитических течений, в том числе радикальных националистических
сепаратистских движений, весьма серьезно дающих о себе знать в последнее время.
Столь
же непоследовательны ответы молодых людей, относящих себя к неверующим (41,3%).
Их значительно больше, чем тех, кто не верит ни в какие сверхъестественные силы
и явления (14,6%). Среди них и те, кто верит в черта (2,1%), приметы (16,7%), в
некую сверхъестественную силу (14,6%), в загробную жизнь (6,8%), колдовство и
магию (5,7%), в переселение душ (5,7%) и т.д.
Приведенные
данные свидетельствуют о противоречивом характере мировоззренческих взглядов и
неверующих молодых людей. Их воззрения, так же как и воззрения верующих,
отличаются размытостью, отсутствием однозначного содержания. Все это еще раз
подтверждает то обстоятельство, что у основной массы молодых россиян (впрочем,
как и у взрослых), не зависимо от того, верующие они или неверующие, в
собственно мировоззренческих взглядах наблюдается немало мистических архаичных,
в том числе дохристианских и домусульманских представлений, языческих традиций.
Поддержанию
традиций в быту, поведении, мировоззрении верующих молодых россиян способствуют
и их социально-демографические особенности, в первую очередь тендерные (см.
рис. 1).
Как
видно из рисунка 1, женщины преобладают среди религиозной части опрошенных, а
мужчины, наоборот, - среди нерелигиозной. Среди верующей молодежи 35,9% мужчин
и 64,1% женщин, среди неверующих - противоположная картина. Преобладание лиц
женского пола среди верующих респондентов связано не только с их
психологическими особенностями (более консервативная приверженность традициям,
что выражается, например, в большей готовности отправлять обряды и праздновать
народные, принявшие религиозную форму, праздники), но и с фактическим
социальным неравенством молодой женщины в обществе, меньшими стартовыми
возможностями, подталкивающими ее к поискам поддержки сверхъестественных сил.
Определенная
часть молодых верующих и неверующих выступает за патерналистский тип
взаимоотношений, придерживается традиционных патриархальных взглядов в сфере
семейных отношений, выступая за уважение к старшим в семье, главенство в ней мужчины
(верующие 28,0%, неверующие 21,9%). Подобное понимание главенства в семье мало
колеблют материальные и рациональные соображения - величина вклада в семейный
бюджет, вносимый тем или иным членом семьи (верующие 1,9% и неверующие 3,6%),
признание за ним способности лучше ориентироваться в современной ситуации и
принимать самые правильные с точки зрения интересов семьи решения
(соответственно 21,7% и 28,6%).
В
современной России отсутствие у многих молодых верующих (впрочем, как и у
верующих старших возрастов) цельного, внутренне непротиворечивого религиозного
мировоззрения, а тем более фанатичной веры парадоксальным образом сочетается с
повышением роли религии в разных сферах личной и общественной жизни. Здесь
следует учесть воздействие ряда факторов. Так, исследование показало
необходимость отказа от существовавшего еще недавно стереотипа, согласно
которому верующие - даже молодого возраста - это политически инертная и
социально пассивная масса, далекая от волнующих общество проблем, избегающая
политической активности. Результаты исследования подводят и к другим выводам. К
началу XXI в. сформировался новый тип молодого верующего со средним и высшим
образованием (см. рис. 2), участвующего в общественном производстве (рабочие -
31,7%, ИТР - 4,4%, гуманитарная интеллигенция - 2,8%, работники государственной
торговли, сферы услуг, транспорта, связи - 9,8%, служащие - 6,8%,
предприниматели - 9,4%, жители села - 17,7%, военнослужащие и сотрудники МВД -
3,2%, пенсионеры городские - 8%, студенты - 12%, безработные - 6,8%).
В
соответствии с требованием времени молодые верующие повышают свой
образовательный уровень, используя современную информационную технику и
специализированные информационные услуги.
Немногим
уступая неверующим сверстникам в пользовании Интернетом (соответственно 19,3% и
16,9%), персональным компьютером (35,4% и 22,2%), верующие несколько
превосходят их в регулярном пользовании статистическими материалами,
коммерческой информацией (11,6% и 7,8%), посещении крупных библиотек (26,6% и
22,9%), в использовании пейджера (4,3% и 3,0%). И те, и другие в равной степени
систематически обращаются к услугам консультативных агентств, информационных и
культурных центров (по 7 %).
Анализ
социально-экономической и идейно-политической ориентации современной верующей
молодежи показывает, что ее оценки положения, сложившегося в России, особенно
хода и характера проводимых реформ, деятельности политических движений и
лидеров, понимание перспектив общественного развития страны в XXI в. в целом
совпадают с позициями неверующих сверстников. Но при общей схожести позиций
улавливается, пусть не очень ощутимо выраженная, тенденция: верующие,
руководствуясь религиозно-нравственными критериями, дают относительно жесткую
оценку негативным нравственным и социальным явлениям, настороженнее относятся к
непродуманным социальным импровизациям, подражательным
общественно-экономическим преобразованиям.
Для
современной российской действительности характерно и то, что сторонниками
конфессиональной "социальной доктрины" оказываются немало неверующих.
Данное обстоятельство объясняется тем, что общественная неразбериха, ухудшение
экономического и экологического положения, политическая нестабильность,
межэтнические конфликты породили у значительной части молодых россиян
устойчивое недоверие к заявлениям и обещаниям светских политиков, и в поисках
надежных социальных ориентиров они стали обращаться к авторитету религии и
церкви, проповедующих проверенные веками гуманистические принципы человеческого
общежития. Не случайно один из главных уроков, который должна извлечь Россия из
практики реформ и исторического опыта XX в., многие молодые респонденты (18,7%)
видят в том, что нельзя жить без веры в Бога (среди взрослой группы - 28,3%).
Самым трагичным событием в российской (советской) истории минувшего столетия
многие респонденты назвали борьбу с религией (10,3%; взрослая группа - 13,5%).
Посещение церкви, чтение религиозной литературы нравится 27,5% молодым и 34,4%
взрослым респондентам, не очень нравится соответственно 43,2% и 40,5%, а не
нравится только 29,2% и 25,1% опрошенных.
Образовавшийся
в России идейный вакуум - после отказа от тех идеалов и ценностей, которыми
свыше 70 лет руководствовалось общество - все еще не удается заполнить
сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей светского характера,
понятной разным возрастным группам и принятой ими, способной увлечь и
обнадежить людей. В этих условиях многие, в том числе молодежь, связывают свои
надежды с традиционными религиозными организациями, видя в них силу, призванную
способствовать решению в патриотическом духе стоящих перед обществом задач.
Дает о себе знать и историческая память народа, запечатлевшая патриотическую
деятельность церкви в прошлые кризисные и переломные периоды (формирование
российского государства, освобождение от монгольского ига, Первая и Вторая
мировые войны). Респонденты всех возрастных групп подходят к оценке социальной
роли церкви весьма осознанно. В ответах на вопрос "какие социальные силы,
общественные и государственные институты играли наиболее важную роль в жизни
России в XX в. и какие должны сыграть эту роль в XXI" разница в оценке
социальной значимости роли церкви в минувшем и наступившем веках выросла среди
молодых респондентов в 2 раза (соответственно 5,2% и 10,5%), что, как известно,
соответствует историческим реалиям (среди взрослой группы - 3,2% и 11,4%).
Говоря
о моральном и социальном авторитете церкви, важно обратить внимание и на другую
тенденцию. Молодые респонденты, невзирая на то, верующие они или неверующие,
отвергают вероятность клерикальной модели развития общества. Так, идея очищения
общества через православную веру, единодушно отвергнутая неверующими, получила
поддержку лишь у 6,8% верующих. Вероятность того, что в нынешнем веке Россия
постепенно будет становиться мусульманской страной, сочли высокой одинаковые
доли молодых - верующих и неверующих-респондентов - по 6,8%. Сочли такую
вероятность невысокой - соответственно 26,1% и 28,1%, совершенно невозможной -
67,1% и 65,1% респондентов.
В
оценке основных исторических периодов, разнообразных бурь и потрясений,
пережитых Россией в минувшем веке, позиции верующей молодежи в целом совпадают
со взглядами неверующей молодежи (аналогичное мнение и у взрослой группы). Все
они отвергают и крайне оптимистические представления о том, что XX в. дал России
больше, чем какой-либо другой, будучи временем великих свершений (верующие 14%,
неверующая молодежь 12%; взрослые -13,4%), и крайне пессимистическую трактовку
как самого неудачного и тяжелого века в российской истории (соответственно
8,7%, 9,8% и 13,5%). Основная масса молодых респондентов - верующих и
неверующих (а также взрослых) - придерживается более реалистичной оценки,
считая, что XX в. был для России временем трагических противоречий, невиданных
достижений, но и огромных потерь (69,6%, 69,8% и 65,1%).
Особо
следует подчеркнуть, что среди верующей молодежи преобладают
государственнические взгляды, идеи приоритета державы, коллективистские,
соборные представления.
Молодые
верующие, почти в той же мере как и неверующие, выступают за то, чтобы
природные богатства страны принадлежали государству (молодые верующие - 34,3%,
молодые неверующие - 35,9%, взрослая группа - 42,2%), среди них мало
выступающих за то, чтобы природные богатства принадлежали тем, кто
непосредственно работает с ними или добывает их (соответственно 8,7%, 8,9%,
6,4%), или тем, кто стал их собственником в результате реформ последних лет
(3,9%, 3,6% и 1,2%).
Примечательны
и ответы на вопрос о приоритетности интересов для молодых респондентов при
решении серьезных вопросов. Относительно большее значение для верующих, по
сравнению с неверующими, имеют интересы коллектива, которого данное решение
непосредственно затрагивает (соответственно 7,7% и 6,8%). Эта тенденция
проявляется более весомо, когда речь идет об интересах своей семьи (57,5% и 39,6%).
Меньше свойственны верующим, чем неверующим, индивидуалистические представления
и побуждения. Руководствоваться своими собственными интересами при решении
серьезных вопросов готовы 30,4% верующих и 43,2% неверующих респондентов
(взрослые - 20,7%).
Для
идейно-политических ориентации многих молодых верующих характерны
коллективистские представления, ориентация на существующую власть и неприятие
либеральных западнических идей. Так, среди них чуть больше, чем среди
неверующих, сторонников коммунистической идеи (соответственно 5,8% и 4,7%;
взрослые - 15,5%), других левых социалистических течений (2,4% и 1,6%; взрослые
- 2,9%). 8,7% опрошенных молодых верующих готовы ориентироваться на ту власть,
которая есть (среди неверующих 9,9%). Неприятие индивидуалистической идеологии,
идей либерализма, радикальных рыночных реформ, сближения с Западом выразилось в
том, что эти позиции поддержали лишь 4,8% молодых верующих и 3,6% неверующих
(3,2% среди взрослых).
В
современной России об идейно-политической ориентации любой возрастной
социальной или мировоззренческой группы свидетельствует отношение к проводимым
на протяжении последних лет рыночным реформам. Неоднозначный подход к ним
обусловлен в значительной степени их негативными социальными последствиями. Эту
позицию почти в равной мере разделяют молодые верующие и неверующие. Но и здесь
есть нюансы. Так, молодые верующие респонденты более требовательно, чем
неверующие, оценивают рыночные реформы. Это связано не только с
социально-экономическим положением верующих: их несколько меньше среди тех, кто
выиграл от реформ (соответственно 10,1% и 12%), и немного больше среди
проигравших (35,3% и 28,1%). Видимо, наряду с собственно материальными
соображениями, отношение верующих к проводимым реформам определяет ряд
особенностей их менталитета. Они более склонны к консервативным позициям,
отвергая социальный риск и скоропалительные действия - в данном случае
непродуманные экономические эксперименты. Саму идею необходимости проведения в
России рыночных реформ безусловно поддерживают 23,2% верующих респондентов
(25,5% неверующих) и, наоборот, молодых верующих больше среди тех, кто считает,
что "скорее всего такой необходимости не было" (15% и 10,9%). Почти в
равной мере представители обеих групп убеждены, что "безусловно начинать такие
реформы не было необходимости" (5,8% и 6,3%).
Аналогичная,
общая для молодых верующих и неверующих, позиция в целом выражена в ответах на
вопрос о необходимости продолжения в России осуществления рыночных реформ. Но и
здесь среди высказавшихся за продолжение реформ в нынешнем виде верующих
несколько меньше, чем неверующих (6,3% и 8,9%). Тем не менее обращает на себя
внимание тот факт, что большинство молодых верующих и неверующих одинаково
поддерживают продолжение реформ при условии изменения форм и методов их
проведения (61,4% и 62,5%), и меньшинство тех и других высказались за их
прекращение (13,5% и 9,4%).
Исследования
показали довольно высокий уровень интернационального сознания у всех возрастных
групп населения. Подавляющее большинство опрошенных (молодежь - 66,2%, взрослые
- 67,2%), безотносительно к их мировоззренческим взглядам, признают, что их
отношение к окружающим не зависит от национальности последних, лишь 6,2%
молодых респондентов и 12,3% взрослых опрошенных признали подобную зависимость.
Этническая толерантность молодых респондентов - верующих и неверующих -
характеризуется тем, что верующих, отрицающих значение национальности во
взаимоотношениях людей, немного больше (66,2%), чем неверующих (65,1%), но зато
среди них и больше признающих подобную зависимость (10,6%), чем среди
неверующих (7,3%).
Патриотическое
мироощущение верующей молодежи, ее привязанность и уважение к Родине
проявляются в том, что значительная часть ее представителей (72,9%, среди
неверующих 68,2%) видит себя гражданами России и вовсе не склонна соглашаться с
космополитическими ("гражданами мира" согласны быть лишь 8,2%
верующих, 8,9% неверующих) и национально-нигилистическими представлениями
(соответственно 13,5% и 20,3%).
Определенный
ажиотаж в религиозно-культурной жизни современной России вызывают энергичное
вторжение в духовную жизнь российских граждан зарубежных религиозных и
псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями,
появление новых религиозных культов и движений не только чужеземного -
западного или восточного, но и отечественного происхождения. Их активная
прозелитическая деятельность, (правда, не принесшая им, как выяснилось,
ожидаемых результатов), противостояние в ряде случаев традиционным для России
конфессиям стали предметом обсуждения в конфессиональных кругах, средствах
массовой информации, среди широкой общественности, в том числе молодежной. В
таких условиях отношение к новым религиозным культам и движениям становится
показателем толерантности, уровня гражданско-правовой культуры, преданности
традиционной вере.
Категорическую
убежденность в том, что в России могут существовать только традиционные религии
(христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие), выразили 25,6% молодых
верующих и 20,3% неверующих. Значительный удельный вес и у более взвешенной
позиции, допускающей полное равноправие всех религий, за исключением сект,
которые посягают на достоинство, права и свободы личности. Этой позиции
придерживаются 40,6% верующих и 41,1% неверующих. Характерно, что положение "в
России могут распространяться любые религии, но приоритет должны получить
традиционные", - которое отображено, по сути, в той или иной форме в
некоторых законодательных актах, принятых в центре и регионах России - получило
значительно меньшую поддержку и среди молодых верующих (16,4%) и среди молодых
неверующих (12,0%). Не воспринимают абсолютное большинство молодежи всех
мировоззренческих ориентации и возможность распространения любых религий;
подобную идею готовы поддержать лишь 5,3% верующей молодежи и 8,9% неверующей.
Таким образом, при всем плюрализме мнений о возможных вариантах распространения
различных религиозных течений, в том числе новых культов и движений,
преобладающими для российской молодежи являются тенденции одновременной
поддержки и традиции, и терпимости.
Значительный
интерес представляет отношение респондентов к вопросам, касающимся ряда
ключевых нравственных проблем. Тягу всех опрошенных молодых респондентов,
невзирая на мировоззренческие и конфессиональные различия, к моральным и
духовным ценностям показывает, например, характер их реакции на понятия
"мораль" (положительный 87,9% верующих и 81,8% неверующих,
отрицательный соответственно 12,1% и 18,2%), "справедливость"
(положительный 96,6% и 94,3%, отрицательный 3,4% и 5,7%), "вера"
(положительный 97,1% и 85,9%, отрицательный 2,9% и 14,1%), "молитва"
(положительный 92,3% и 56,3%, отрицательный 7,7% и 43,8%).
Итак,
проведенное исследование раскрыло ряд новых характеристик российского молодого
верующего. Он - более образован, чужд социальной пассивности и политическому
индифферентизму, старается пополнить свои знания, используя достижения
современной науки и техники, новейших информационных средств. Религиозная вера
у значительной части верующей молодежи не имеет четкого содержания, впрочем, как
и мировоззрение многих молодых неверующих людей. Немало молодежи - верующих и
неверующих - склонно к традиционности, к своим народным "корням", к
исторически "своим", подчас языческим представлениям и обычаям.
Социально-политические
взгляды молодых верующих схожи со взглядами как неверующей молодежи, так и
всего населения. Вместе с тем среди верующих наблюдаются относительно большая
требовательность и непримиримость к проявлениям нравственной ущербности,
социальной безответственности. В большинстве своем они, как и представители
других возрастных и мировоззренческих групп, поддерживают рыночные реформы, не
разделяя при этом нынешние формы и методы их проведения.
Среди
верующей части молодежи преобладают патриотические, государственнические
настроения, ориентация на необходимость восстановления достойного места России
в мировом сообществе, тяга к порядку, сильной власти.
Один
из важных выводов исследования молодежной религиозности состоит в том, что
нельзя определять значение и роль религии и церкви, исходя только из числа
молодых верующих; следует учитывать, что и многие молодые неверующие видят в
церкви общенациональную нравственную опору, признают ее социальный авторитет, в
их сознании религиозное сливается с национальным (данная тенденция проявляется
и среди взрослых респондентов). Все это позволяет полагать, что церковь имеет в
настоящее время и будет иметь в будущем значительные возможности как для
влияния на молодежь в целом, так и для содействия социальному и нравственному
возрождению России.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://studlib.ru/