Церковная история
Церковная история
Церковно-исторические
знания проникли в среду русских книжных людей, преимущественно духовенства,
вместе с самим христианством; источником их были агиографические сборники,
творения святых отцов и византийские всемирно-исторические хроники в славянских
переводах, выборках и обработках.
Весьма
долго русские пользовались ими в целях богословско-полемических. Так как девиз
православия - хранение предания, то при всяком возникавшем крупном разномыслии
по вопросам догмата или канона каждая сторона стремилась доказать, что
предание, то есть история церкви, на ее стороне. Так было, например, в XV - XVI
веках, в эпоху разделения русской метрополии, споров о монастырских землях и
ересей стригольников, жидовствующих и Феодосия Косого ; но особенно энергичный
толчок полемике дан был Брестской унией и попытками протестантских богословов
войти в общение с восточной церковью, а затем исправлением книг и расколом
старообрядства.
Замечательнейшие
труды русских книжников XV - XVII веков: "Просветитель" Иосифа
Волоцкого , "Великие Минеи-Четии" митрополита Макария , трактат Адама
Зерникова о Святом Духе и сочинения Христофора Филалета (Брянского) против
унии. Более правильно и устойчиво церковно-исторические знания стали
культивироваться сперва в Западной Руси, в школах православных братств и
особенно в Киевской академии; оттуда они перешли в Москву, в
Славяно-Греко-Латинскую академию. В полемических сочинениях первой эпохи борьбы
с расколом обе стороны посвящают много внимания истории и археологии церкви;
так например, в "Поморских ответах" братьев Денисовых содержатся
целые трактаты, выполненные местами с большим знанием дела и остроумием
(например, "ответ" о двуперстии и в особенности блестящая критика
подложного "деяния на еретика Мартина", выдвинутого против
раскольников известным Питиримом Нижегородским). В XVIII веке
церковно-исторические знания в России, сравнительно с XVII веком, пришли скорее
в упадок, чем поднялись, несмотря на умножение духовных училищ, а потом,
постепенно, и академий.
Выдающимся
историком конца XVIII и начала XIX века может быть назван только митрополит Платон
. Вслед за ним явился весьма видным деятелем не только церковной, но и вообще
русской истории и археологии киевский митрополит Евгений (Болховитинов) ,
трудами которого, главным образом по собиранию, описанию и систематизации
всякого рода памятников старины, руководила непосредственно любовь к такому
изучению помимо богословских целей. Религиозное оживление, охватившее всю
Европу после 1815 г., создало на Западе историческую богословскую школу, в
которой церковная история приобрела, наконец, полную самостоятельность особой
научной дисциплины. В русской церковно-исторической науке этот благоприятный
поворот долго не мог сказаться с полной силой и ясностью: в деятелях чисто
научного духа недостатка не было, но господствовавший режим стремился удержать
их в старой, вероисповедно-полемической колее, и заставить служить целям
официальной народности и официального православия. Вследствие этого наука
далеко не получила всего, чего могла ожидать, например, от протопопа Павского
(первого русского богослова-гебраиста), профессора Гилярова (талантливого
расколоведа, одну сторону воззрений которого потом непомерно развил Щапов ) и
других. С вступлением на престол императора Александра II внешние условия стали
гораздо благоприятнее, особенно после издания устава духовных академий 1874 г.
Русская церковно-историческая наука остается православной, но деятели ее
начинают чаще и живее отзываться на течения западной науки, и стремятся усвоить
общеисторический метод, сблизиться с русскими светскими историками. Впрочем, в
этом отношении и до сих пор дело еще не доведено до желанного положения; между
прочим, этому содействовал и личный характер некоторых из деятелей русской
церковно-исторической науки - их крайняя скромность и замкнутость, их крайне
недоверчивое отношение к результатам собственных исследований, к собственным
взглядам и теориям. Все знавшие, например, профессора протопопа Горского говорят,
что по его печатным трудам нельзя и понятия себе составить об обилии его знаний
и глубине его исторического понимания; тоже надо сказать и о некоторых других
профессорах, например Ловягине и Чельцове . В духовных академиях имеются по
церковной истории несколько специальных кафедр (история Вселенской церкви,
русской церкви, западных исповеданий, славянских церквей, русского раскола);
духовная цензура во многих областях чисто исторического характера не ставит
препятствий критическому исследованию и изложению фактов, требуя лишь
православного отношения к ним (при Александре II ставились внешние преграды
лишь лицам, считавшимся крайними отрицателями, например, Ф. Терновскому ).
Преобладающие направления русской церковно-исторической науки за время с 1855
по 1899 г. - с одной стороны, старое, вероисповедно-полемическое, с другой
стороны, новое, историко-критическое. Отличительная черта этого периода -
появление ряда самостоятельных русских работ по истории церкви Вселенской,
византийской и даже западной, тогда как ранее русские являлись с
самостоятельными работами почти исключительно по истории русской церкви.
Историко-критическое направление не дозволяет широких историко-философских
концепций; отсюда другая преобладающая черта - монографичность и бедность
выходящих за пределы монографии обобщений. Обязанности духовного пастырства
отвлекают от научной работы много молодых сил; можно назвать ряд
исследователей, замолкнувших совсем или почти совсем после магистерской
диссертации. Из научных деятелей выдаются по палеографии, библиологии,
археологии - профессор протоиерей Горский, архимандрит Леонид , Амфилохий , Порфирий
(Успенский) , профессор Н. Покровский , Красносельцев (умер в 1898 г.), Дмитриевский
; по всеобщей церковной истории - профессор И.Е. Троицкий ("Арсений и
арсениты" - замечательный взгляд на взаимоотношения белого и черного
духовенства в западной и восточной церкви и на влияние этих отношений на судьбы
обеих церквей), профессор А. Воронов ("Кирилл и Мефодий"), протоиерей
А.И. Иванцов-Платонов ("Ереси и расколы III первых веков
христианства"), профессор В.В. Болотов , один из первых знатоков церковной
истории не только в России, но и в Европе ("Учение Оригена о Святой
Троице" и множество важных журнальных статей особенно по истории Востока),
профессора Курганов , Голубев , Лебедев (собрание сочинений А.И. Лебедева,
выходящее теперь в свет, дает полную историю церкви до разделения и византийско-восточной
церкви до наших дней); по церковной литературе: архиепископ Филарет Гумилевский
("Историческое учение об отцах церкви"), архимандрит Сергий
("Полный месяцеслов Востока" - ценный свод сведений из житий святых
восточной церкви), профессор Н.Н. Глубоковский ("Блаженный Феодорит,
епископ Кирский"), А. Спасский ("Аполлинарий Лаодикийский"); по
истории русской церкви - архиепископ Филарет Гумилевский ("История русской
церкви"), митрополит Макарий ("История русской церкви"),
профессор Е.Е. Голубинский ("История русской церкви в домонгольский
период" и ряд статей в журнале "Богословский Вестник", составляющих
ее продолжение), протоиерей П. Николаевский ("Учреждение патриаршества в
России"), П. Знаменский , священник Морошкин ("Иезуиты в
России", "Воссоединение унии"), профессор Коялович ("История
воссоединения западно-русских униатов"), Ю.Ф. Самарин ("Феофан
Прокопович"). Постоянными органами церковной науки служат журналы духовных
академий: "Христианское Чтение" (Санкт-Петербург), "Богословский
Вестник" (Москва), "Труды Киевской Духовной Академии" (Киев),
"Православный Собеседник" (Казань). Творения святых отцов в русском
переводе издаются при Московской, Петербургской и Киевской духовных академиях;
из изданий Казанской академии особенно важен перевод деяний Вселенских соборов.
Другие периодические органы, где являлись и являются ценные статьи: "Вера
и Разум", "Чтения в обществе любителей духовного просвещения",
"Чтения в обществе любителей древней письменности", "Чтения
Московского Общества Истории и Древностей Российских",
"Странник", "Душеполезное Чтение", "Православное
Обозрение", "Русский Вестник", "Русское Обозрение",
"Византийский Временник". Славянофилы - Хомяков и Киреевский - дали
первую русскую философию церкви и ее истории. Теория церкви Хомякова нашла в
церковной православной среде и поклонников, и противников; отношение к ней
церкви и факультетской науки доселе не установилось, но она во всяком случае
остается глубоко интересным и знаменательным явлением. Наследниками взгляда
Хомякова на сущность исповеданий явились у нас К.Н. Бестужев-Рюмин , Н.Я.
Данилевский , Н.Н. Страхов и другие; из присяжных деятелей церковной науки во
многом был солидарен с ней протоиерей профессор А.И. Иванцов-Платонов;
славянофильская же теория дала толчок к теориям церкви и ее истории К.Н.
Леонтьева и Владимира Соловьева ("La Russie et l'eglise
universelle").
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru/