Атеизм
Атеизм
Атеизм
— мировоззрение, согласно которому естественный, материальный мир является
единственным и самодостаточным, а для объяснения явлений и описания законов
природы не требуется привлечение сверхъестественных сил, например Бога, богов,
духов, других внематериальных существ. Атеисты считают все существующие религии
и верования творением самого человека, а появление Вселенной рассматривают с
научной точки зрения.
Основной,
наиболее общественно значимый вид атеизма, научный или позитивный атеизм тесно
связан с рационализмом, скептицизмом, светским гуманизмом и свободомыслием. С
этими течениями его роднит неприятие веры в качестве инструмента познания мира,
утверждение в качестве инструмента такого познания научных методов, борьба с
догматизмом (в том числе и среди атеистов) и свободное обсуждение философских
проблем. С точки зрения научного атеизма религия и наука являются
взаимоисключающими явлениями общественной жизни, одно обязательно исключает
другое.
Классификация
течений атеизма ещё до конца не устоялась и имеет множество трактовок. Например
классификация по степени осознания атеистических идей делит атеизм на
неосознанный — стихийный, и осознанный. Также различают практический и
теоретический атеизм (В. Бруггер); радикальный, агностический, постулатный (Х.
Шмидт); марксистский, рационалистический, экзистенциалистский (И. Лепп), три
вида атеизма, связанные с именами О. Конта, Л. Фейербаха и К. Маркса, а также
Ф. Ницше (А. де Любак). Кроме позитивного атеизма существует и негативный
атеизм.
Современное состояние атеизма
Для
современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди
широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых
странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых
ритуалов, происходит увеличение числа людей причисляющих себя к агностикам или
атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение.
Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом
книги под названием: «Почему христианство должно изменится или умереть: Епископ
обращается к верующим» (Why Christianity Must Change or Die: A Bishop Speaks to
Believers.288 pages 1-th edition — May 1998). В промышленно развитых странах
основной опорой религиозного мировоззрения остаётся немногочисленное сельское
население, а идеологическим стержнем — гуманитарная интеллигенция. Атеисты
связывают религиозность этой части интеллигенции с её односторонним
образованием, отсутствием знаний о передовых достижениях естественных наук и
техники.
Совершенно
иная ситуация в развивающихся странах, в том числе и странах бывшего СССР. В
странах Африки, на Ближнем Востоке непрерывно возрастает рост религиозности,
доходящий до фанатизма и фундаментализма. В большинстве исламских стран, атеизм
считается преступлением, за так называемое «богохульство», в Пакистане могут
приговорить к смертной казни. Ситуация с атеистическим движением в России и
странах СНГ так же очень сложна. Крах господствующей «коммунистической»
идеологии, которая провозглашала в качестве основного мировоззрения
«официальный атеизм» и действовала при этом методами не убеждения, а репрессий,
насильственно насаждая этот псевдоатеизм, где вместо Бога предлагалось верить в
непогрешимость пророков марксизма-ленинизма, привёл к сильной реакции общества,
качнул маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. Возросло
влияние Русской Православной Церкви, началось её частичное сращивание с
государственными органами власти, произошёл всплеск мистических настроений в
обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Несмотря на
это российское атеистическое движение набирает силу, используя информационное
пространство Рунета для обсуждения общих проблем, координации и консолидации
усилий по предотвращению дальнейшей клерикализации государства.
История атеизма
Атеистические
убеждения по-видимому зародились почти одновременно с появлением религиозных
культов. Первоначально это был неосознанный атеизм, выражавшийся в
прагматическом отношении к ритуалам среди самих служителей культа и вождей
племён, которые использовали религиозные формулы для упрочнения своего влияния
на население. Более осознанный, агностический атеизм стал оформлятся только с
появлением философских школ.
Древнеиндийские
источники доносят до нас эхо споров между представителями философской школы
Локаята (Брихаспати, Дхишан — V век до н. э.) и сторонниками ведического
учения. Сочинения философов этой школы не сохранились, о их позиции известно
только благодаря трудам их противников. Однако можно сказать, что локаята были
первыми последователями атеизма — они утверждали, что бога нет, что мир никто
не создавал, что он появился и развивается по своим внутренним законам, они
отказывались признать существование жизни после смерти, и считали что все, что
написано в Ведах — представляет собой обман.
Известные атеисты
В.
Л. Гинзбург — российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 2003
год.
К.
Саган — выдающийся американский астроном и популяризатор науки.
К.
Маркс — философ, экономист, создатель марксистcкого учения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.secularism.ru/