Амазонки
Амазонки
А. А. Тахо-Годи
Амазонки
(Ἀμαζόνες),
в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии
(Ароll. Rhod. II 990—993).
Обитают
на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий
Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723—725, 416—419). В
определённое время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними
племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков
и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, лёгким щитом, сами
изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от
названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения
оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А.
сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Ноm. Il VI 179). Геракл осадил город
амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408—415).
Тесей взял в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины (Plut.
Thes. 26—28). А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом
(Diod. II 46,5). А. приписывали основание города Эфеса и постройку там
знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об А. и их борьбе с олимпийскими
героями отразились элементы матриархата. Легенды об амазонках широко известны
во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо
распространением греческой.
*
* *
С
кругом мифов об А. связаны многочисленные произведения античного
изобразительного искусства начиная с 7 в. до н.э.: сцены амазономахии, т.е
битвы между А. и греческими героями [западные метопы Парфенона; метопы
сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза 'храма
Аполлона в Бассах, 5 в. до н.э.; рельефы фриза Артемиды в Магнесии, 5—4 вв. до
н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н.э.;
рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до и др.; рельефы
саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных
произведений занимали статуи А.; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat.
hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй А. для храма Артемиды в Эфесе
состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие
источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих
оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной
живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П; Рубенс).
Мифы
об А. привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16—17 вв.
(«Ипполита» Р. Гарнье; «А.» Лопе де Вега, «А. в Индии» Тирсо де Молины и др.);
в 19 в. к сюжетам об А. обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «А.» Ф.
Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие
которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные
мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я.
Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).
*
* *
Геродот
История
IV,
110. О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с
амазонками (скифы называют амазонок ойорпата, что на греческом языке [означает]
«мужеубийца», так как мужа они называют «ойор», а «пата» означает «убивать»),
тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на
трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили
мужей, напав в море. (2) С кораблями же они не были знакомы, не знали, как
пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они,
напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к
берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных
скифов. Здесь, сойдя с кораблей, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив
первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить
страну скифов.
IV,
111. Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого
племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что
[амазонки ] — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву.
Когда скифы завладели трупами, [оставшимися] после битвы, они таким образом
узнали, что это были женщины. (2) Посоветовавшись, они решили больше их не
убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно
столько же, сколько было [амазонок]. Те должны были расположиться лагерем
вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же [амазонки] станут их
преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся,
они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от
этих [женщин] родились у них дети.
IV,
112. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что
те пришли без всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с
каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и
амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они,
образ хизни, занимаясь охотой и грабежом.
IV,
113. Амазонки же в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и
по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга. Узнав об
этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них,
оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступитьс
ней в связь. (2) И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но
показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и
привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую.
(3) Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же
место и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда
остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.
IV,
114. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с
которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык
женщин, женщины же усвоили язык мужчин. (2) А после того, как они поняли друг
друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и
имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем
жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие
[женщины]». (3) Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с
вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука и мечем
дротики, и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не
делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются
женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. (4) Так вот мы не можем
ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли
считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите [свою] часть
имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе».
IV,
115. Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть
имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее: (2)
«Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и
лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. (3) Но так как вы
желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте
уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и
этого.
IV,
116. Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от
Танаиса и на расстояние трех дней [пути ] от озера Меотиды в направлении
северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они
заселили ее. (2) И с того времени жены савроматов придерживаются древнего
образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от
мужей; они так же ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.
Список литературы
Мифы
народов мира. М., 1991. Т.1.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/