Кришнаиты в России
Кришнаиты в России
Сергей Иванович Иваненко доктор философских наук,
Каждый
россиянин хотя бы раз соприкоснулся с культурой Индии. Это могли быть чуть
наивные, но добрые индийские фильмы, в которых любовь всегда побеждает зло, или
живописное величие Гималаев на полотнах Николая Рериха, а может быть —
бессмертная «Бхагавад-гита» в руках проповедника-вайшнава.
Россия
и Индия. Испокон веков эти две страны проявляют взаимный интерес к истории,
культуре и религиям народов населяющих их. Индия вдохновляла замечательных
русских поэтов: Фета, Брюсова, Жуковского. Великий Лев Толстой в своем
творчестве не раз обращался к духовной и нравственной сокровищнице индийской
мудрости. В наши дни народы Индии и России связывают не только тесные
экономические отношения, широкий культурный обмен, но и активно развивающиеся
духовные связи между различными религиозными объединениями.
Интересно,
что о Кришне россияне узнали более чем 350 лет тому назад. Это убедительно
доказывают недавно расшифрованные гравюры и рисунки известного «видописца»
прошлого Емельяна Корнеева. Среди многочисленных работ Корнеева особое место
занимают две, сделанные им в 1809 г. и изображающие классическое индуистское
богослужение в Астрахани. Подлинность сюжетов на «индийских» гравюрах Корнеева
подтверждает схожий набросок, сделанный чуть раньше художником Гейслером,
который путешествовал по стране с академиком Петром Палласом.
Согласно
так наз. Ключаревской летописи (нач. XIX в.), первые индийские купцы пришли в Астрахань
в 1615–1616 гг. В 1649 г. местные власти обустроили там «индийский двор» с деревянными
избами для жилья, лавками и лабазами. В 1673 г. подворье было заново отстроено
из камня и простояло в таком виде до 1842 г.
Известно,
что индийские купцы и члены их семей поклонялись Богу в собственном храме,
обустроенном по всем правилам вайшнавизма: в храме были установлены Божества,
читались священные книги вайшнавов. Интересно, что остатки этого храма
сохранились до наших дней в Астрахани, где в настоящее время планируется
создать музей.
Появление
индийцев на Руси объясняется отнюдь не только поиском перспективного рынка
сбыта. В эпоху деспотичных правителей из династии Великих Моголов индусы
подвергались всяческим гонениям, в том числе, по религиозным мотивам. И уже
точно зная, что на лежащих за Персией землях крепнет могущественная держава,
способная оказать покровительство и заинтересованная и дружбе с негоциантами,
состоятельные индийцы бросали насиженные земли и отправлялись в далекое
путешествие «за тридевять земель».
В
тогдашнем русском государстве, особенно при Петре I, индийским гостям жилось
куда легче, чем в самой Индии. «Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать,
чтобы им ни от кого обид не было», — указывал властям Петр. Для индийцев были
снижены пошлины, им предоставлялись ссуды из царской казны, а главное — никто
не мог вмешиваться в их частную жизнь, в первую очередь, в духовную.
Астраханские гравюры Емельяна Корнеева — это еще и свидетельство давнего
интереса россиян к духовной культуре Индии. К этому можно добавить также тот
факт, что основное Священное Писание вайшнавов — «Бхагавад-гита» («Песнь Бога»)
— была впервые переведена и издана в России еще в 1788 г. известным русским
просветителем Новиковым. Следует отметить, что в последующие годы интерес к изучению
«Бхагавад-гиты» усиливался, о чем свидетельствует то, что было издано более 5 различных
переводов на русский этого всемирно известного духовного произведения.
«Махабхарата» (включая «Бхагавад-гиту») и «Рамаяна» — памятники духовности
древней Индии — входили в программу по истории в гимназиях и университетах
ХVIII-ХХ вв.
Индуизм
является древнейшей из живых религий, занимая третье место по числу
последователей после христианства и ислама. В настоящее время общая численность
приверженцев индуизма составляет свыше 1 млрд. человек, которые проживают в более
чем 80 странах мира.
Индуизм
представляет собой совокупность множества религиозных течений и богословских
школ, доктрин и культур, сформировавшихся в древней Индии на основе священных книг
индуизма — Вед (III-II тысячелетие до н.э.). Основные, наиболее многочисленные
течения индуизма — вайшнавизм (свыше 700 млн. последователей), шиваизм и шактизм.
Со
второй половины I тысячелетия н.э. ведущей тенденцией в толковании священных
текстов индуизма становятся монотеизм и утверждение первостепенности личностных
отношений любви и преданности между Богом и верующим. Эта линия и соответствующие
религиозные течения в индуизме в целом получили название «бхакти». Большинство
течений и групп бхакти связаны с почитанием Вишну.
Из
всех течений индуизма наиболее близко к монотеистической авраамической
традиции, свойственной иудаизму, христианству и исламу, именно вишнуистское
бхакти, к которому, в частности, относится и Общество сознания Кришны. Этим
объясняется значительная популярность Общества сознания Кришны за пределами
Индии по сравнению с другими течениями индуизма, в которых акцент делается на мистической
практике или йогических упражнениях.
Вместе
с тем, в индуизме в ХIХ-ХХ веках произошли определенные реформы, поэтому
представители самых разных течений индуизма стали миссионерами, что прежде для
них было абсолютно нехарактерно. В результате, в различных странах, в том числе
и в России, представлены самые разные течения индуизма, а также духовно-просветительские
организации и религиозно-философские школы, связанные с индуистской традицией.
Многообразие
и несхожесть организаций, связанных с индуизмом, заставляет задуматься, какие
из них являются традиционными (ортодоксальными) с точки зрения критериев,
существующих в самом индуизме?
Важной
особенностью индуизма является отсутствие организационного и теологического
единства. На протяжении всей своей истории индуизм существовал как совокупность
множества относительно самостоятельных религиозных течений и богословских школ.
Главными критериями их ортодоксальности, то есть принадлежности к индуистской
традиции, в Индии считаются:
1.
Признание последователями той или иной организации авторитета священных книг
индуизма;
2.
Наличие храмов и особой группы священнослужителей;
3.
Соблюдение принятой в индуизме преемственности
в
передаче религиозного знания от духовного наставника к его ученикам (особую
роль этот критерий играет при оценке ортодоксальности той или иной организации
в зависимости от того, является ли основатель или руководитель этой религиозной
организации религиозным лидером, получившим необходимую квалификацию от авторитетного
духовного наставника с соблюдением принятых в индуизме правил);
4.
Соблюдение основных поведенческих предписаний и запретов, которые разнятся в зависимости
от того, к какой возрастной, половой и социальной категории принадлежит данное
лицо.
На
протяжении большей части своей истории индуизм был преимущественно национальной
религией. Однако во второй половине XIX века начался процесс распространения
индуизма за пределами Индии и превращения индуизма в мировую религию, имеющую
последователей среди различных народов. Этот процесс усилился после обретения
Индией государственной независимости в 1947 году. В настоящее время в ряде стран,
в том числе и в России, сформировались индуистские общины, включающие и выходцев
из Индии, постоянно или временно проживающих в этих государствах, и представителей
народов, не связанных своим происхождением с Индией.
В
Российской Федерации постепенно сложился широкий спектр индуистских религиозных
и духовно-просветительских организаций и групп. Наиболее крупные и авторитетные
из них, например, Орден Рамакришны и Общество сознания Кришны, уже получили
признание и в Индии, и в России, стали известны своей активной религиозной,
духовно-просветительской и благотворительной работой. Благодаря этому, наряду с
христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом, в России представлен и индуизм в качестве
одной из древних религий, обладающий огромным духовно-нравственным и миротворческим
потенциалом.
В
последней четверти XX столетия в России появилось немало религиозных и духовно-просветительских
организаций, позволяющих удовлетворить растущий интерес россиян к религии и культуре
Индии. Во многих городах России открылись культурные центры и храмы различных
течений индуизма, проводятся выставки и фестивали, издаются переводы священных
текстов, действуют учебные заведения, где углубленно изучаются различные
аспекты индийской духовности, и т.д.
К
сожалению, эти факты не всегда адекватно воспринимаются. Иногда, в частности,
появляются публикации, искажающие принципы и ценности как индуизма в целом, так
и различных его течений. Это может привести к разжиганию межнациональной и межрелигиозной
розни и даже нанести ущерб добрососедским отношениям Индии и России. Еще
великий русский философ В. Соловьев писал о недопустимости возбуждения в России
религиозной вражды, которая «в корне развращает общество и может привести к нравственному
одичанию, особенно при ныне уже заметном упадке гуманитарных идей и при
слабости юридического начала в нашей жизни, что крайне опасно для будущности
России».
Развитие
движения сознания Кришны в России началось в 1971 году, после пятидневного
визита Бхактиведанты Свами в Москву. В течение почти 20-ти последующих лет
Движение развивалось в условиях гонений и подполья, в полной изоляции от своих
зарубежных единоверцев и централизованного руководства. Таким образом, в России
изначально сформировалась вполне автономная организация. Объединяя в своих
рядах тысячи последователей по всей России, общество сознания Кришны внесло
позитивный вклад и решение социальных проблем современности и культурно-нравственное
воспитание россиян. Другие организации пока не достаточно знакомы россиянам,
однако и они заслуживают внимания в качестве новых и динамично развивающихся
явлений религиозной и духовной жизни, отражающих те или иные аспекты великой и древней
культуры Индии.
Российские
вайшнавы прошли трудный период преследований и репрессий в годы «застоя» и политики
государственного атеизма после попытки зарегистрироваться в 1981 году. После
начала «перестройки» надуманные обвинения и претензии к вайшнавам были сняты,
их религиозное движение было реабилитировано и официально зарегистрировано
Советом по делам религий при Совете Министров СССР 20 мая 1988 г.
Следует
отметить, что Общество сознания Кришны было первой «новой» конфессией,
зарегистрированной в СССР за 70 лет советской власти. Перед регистрацией Совет
по делам религий при Совете министров СССР поручил экспертам ряда профильных
исследовательских учреждениях и академических институтов дать заключения о возможности
и целесообразности регистрации религии гаудия-вайшнавов.
Была
проведена тщательная проверка и всестороннее исследование различных аспектов
вайшнавской религиозной традиции. В результате были получены положительные
заключения от таких организаций, как:
1.
Институт питания АН СССР;
2.
Институт Востоковедения АН СССР;
3.
Кафедра истории религии и религиоведения МГУ;
4.
Центр по изучению психического здоровья населения АН СССР;
5.
Институт философии АН СССР;
6.
Институт США и Канады;
7.
Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС;
8.
Институт этнологии и этнографии АН СССР;
9.
Комитет Государственной Безопасности СССР1.
Большое
значение для развития дружеских индийско-российских связей имели визиты
президента РФ В.В. Путина в Индию в 2000 и 2002 годах, а также посещение
Российской Федерации премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи и другими
представителями высшего руководства Республики Индии.
Поддерживаются
регулярные контакты политического руководства России и Индии. В 1994 году главы
государств подписали «Декларацию по охране интересов многонациональных
государств», имеющую колоссальную ценность особенно в наши дни, когда над миром
нависла угроза со стороны международного терроризма, агрессивного национализма,
религиозного экстремизма и сепаратизма. Следуя этому документу, Индия и Российская
Федерация обязуются предпринимать совместные шаги для устранения угроз, с которыми
сталкивается мировое сообщество.
Декларация,
в частности, провозглашает: «В Индии и России существуют различные религии,
которые обогащают духовные ценности их обществ и мировую цивилизацию. Право
использовать, отправлять и проповедовать любую религию обеспечивается
Конституциями обеих стран и является характерной чертой их повседневной жизни.
Притязания на религиозную исключительность представляют угрозу реализации этого
права, поощряют экстремизм и нетерпимость как внутри государств, так и между
ними.
Индия
и Россия намерены защищать культурное и религиозное многообразие своих обществ
от этой опасности. Они со всей ответственностью заявляют о недопустимости
разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, поощрения агрессивного
национализма и религиозного фанатизма«.
В
течение последнего десятилетия XX века были зарегистрированы общины в Киеве,
Тбилиси, Баку, Ташкенте, Сиге, Вильнюсе, Самаре, Петербурге, Перми,
Новосибирск, Владивостоке и др. В 1992 году была зарегистрирована
централизованная организация Центр обществ сознании Кришны в России (ЦОСКР).
В
России на 1 января 2003 г. зарегистрировано 97 религиозных общин ОСК. Крупные
общины действуют в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пермь,
Екатеринбург, Томск, Барнаул, Владивосток, Новосибирск, Краснодар, Самара,
Нижний Новгород и др. Помимо этого существует около 250 небольших приходов,
имеющих статус религиозных групп ОСК. Всего религиозные общины и группы ОСК
существуют в 180 городах России.
Структура
Российского ОСК традиционна для Общества сознания Кришны. В настоящее время
роль головного центра исполняет храм, расположенный в Москве. Для принятия
решений по тем вопросам, которые затрагивают интересы более чем одной общины, в
каждом крупном регионе существует Региональный совет. Для удобства управления и
координации общин ОСК на территории России выделены 9 основных регионов.
В
региональных центрах, как правило, существуют храмы, монастыри (ашрамы),
благотворительные и миссионерские центры, учебные заведения. Помимо этого, во многих
городах существует система небольших приходов на уровне религиозных групп
(численностью 10–20 человек), которые еженедельно собираются на квартирах,
проводят богослужения, изучают и обсуждают священные писания вайшнавов,
отмечают религиозные праздники, осуществляют проповеднические программы и пр. Такого
рода группы духовного общения называются нама-хатты (в переводе с бенгали —
«места, где раздают Святое имя Бога»).
В
ОСК на данный момент (результаты статистического обследования 2001 г.) 11000
активных членов, которые участвуют в богослужениях, посещают праздники, изучают
священные писания. Из них около 1500 приняли на себя организационную или
духовную ответственность (руководителей храмов, Центров Нама-хатт, кураторов,
консультантов, старших проповедников, преподавателей).
Характерной
чертой деятельности религиозных организаций вайшнавов в России, по сравнению с прошлым
десятилетием (1990–2000), является усиление акцентов на развитие общин,
координации малых центров (нама-хатт), забота о духовной жизни прихожан
(обучение, образование, консультации и др.). Во многих городах общины ОСК
активно участвуют в научных конференциях, ведут духовно-проповедническую и благотворительную
деятельность, создают центры по пропаганде здорового и высоконравственного
образа жизни, организуют духовные фестивали, активно участвуют в городских и региональных
праздниках. Ежегодно (как правило, в летнее время) проводятся
культурно-просветительские фестивали, в которых принимают участие около 8 тысяч
человек.
Ведется
строительство храмов и культурных центров ОСК в городах: Челябинск, Сочи,
Ессентуки, Новороссийск, Казань, Ярославль. В 22 городах существуют монастыри
(ашрамы). ЦОСКР поддерживает активные отношения с общинами ОСК в Украине,
Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане, а также с общинами ОСК в Индии,
Европе, Америке.
В
рамках ЦОСКР в г. Москве создан Вайшнавский Университет, ведущий подготовку и повышение
квалификации кадров для общин вайшнавов в России. Действуют две Ведические
гимназии (гурукулы), три воскресных школы. В ряде городов силами общин ОСК
открыты вегетарианские кафе и рестораны. Существует пять сельскохозяйственных
общин. В общинах ОСК действуют четыре театра, 5 танцевальных коллективов, хор,
4 культурных центра. В рамках ЦОСКР ведется большая работа по подготовке
кадров, межконфессиональным взаимоотношениям, связям с общественностью,
благотворительной деятельности.
Общество
сознания Кришны находится в общем русле индийской культуры и религиозной
традиции и пользуется поддержкой культурных и общественных организаций в Индии.
Высшее политическое руководство Индии высоко оценивает вклад Общества сознания
Кришны в возрождение духовно-нравственных ценностей как в Индии, так и за рубежом.
В
августе 2001 г. Премьер-министр Индии А.Б. Ваджпаи поздравил российских членов
ОСК с 30-летием существования. Хорошо известно, что без глубинного изучения
индийской культуры невозможно эффективное стратегическое сотрудничество между
Россией и Индией. В свою очередь, нельзя отрицать тот факт, что уровень
религиозности в Индии и по сей день считается одним из самых высоких в мире. В этом
смысле ОСК получает дополнительную полезную «нагрузку». Оставаясь чисто
духовным движением, оно в то же время успешно формирует основы
духовно-культурного обмена, служа новым мостом, связывающим Индию и Россию.
Этим последователи Прабхупады заслужили признание в правительственных кругах
Индии.
Из
речи премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи на открытии духовно-культурного
комплекса «Слава Индии»: «В мире трудно найти пример второго такого движения,
как ИСККОН, так ярко отличающегося от всех других духовных организаций своим
стремительным глобальным ростом, уникальным межнациональным, межкультурным
подходом к распространению духовного послания, а также скромностью,
бескорыстием и энтузиазмом своих последователей».
Подчеркивая
немаловажную роль российских кришнаитов в деле популяризации уникальных
духовных ценностей Индии и утверждения добра в обществе, Премьер-министр Индии
Атал Бихари Ваджпаи в своем приветствии по случаю 30-летия Российского ОСК
отметил: «Вот уже несколько десятилетий МОСК играет важную роль в популяризации
во многих странах мира благородного учения Гиты и вдохновляющих преданий о жизни
Господа Кришны. Наградой последователям МОСК за их неколебимый дух является то,
что им удается и течение тридцати лет продолжать свою деятельность и России.
Это наглядное свидетельство тому, что вечное учение Кришны обращено ко всем
людям, в какую бы эпоху они ни жили».
Во
время официального визита в Россию в ноябре 2001 года премьер-министр принял
делегацию российского Общества сознания Кришны и поддержал идею строительства в
Москве Индийского культурно-духовного Центра.
Заметим,
что для большинства верующих нет ограничений в отношении гражданских прав и обязанностей.
В отношении армейской службы ограничения касаются небольшой группы верующих,
включающей священников (брахманов) и монахов (санньяси), для которых предписано
строгое следование принципам ненасилия и которые приняли обет строгого
соблюдения этих принципов в своей жизни. В силу вышеперечисленного, указанная
группа верующих не должна служить в армии. Поэтому руководство ЦОСКР будет в соответствии
с законодательством Российской Федерации ходатайствовать о предоставлении
отсрочки от службы в армии для этой категории верующих.
С
другой стороны — Священные Писания вайшнавов рекомендуют верующим, обладающим
определенной психофизической природой, в частности, природной силой, смелостью,
отвагой, решительностью и др., — избирать службу в армии в качестве своей
основной деятельности, т.е. для тех, кто обладает вышеперечисленными
качествами, служба в армии будет естественной формой их профессиональной
деятельности.
Кришнаиты
уделяют повышенное внимание благотворительной деятельности и социальному
служению. Главная благотворительная программа движения ОСК — «Харе Кришна —
Пища Жизни», действующая практически во всех странах мира и в большинстве
городов России и СНГ. Цель программы — обеспечивать полноценной горячей пищей
всех нуждающихся, а также оказывать духовно-психологическую помощь
обездоленным, особенно в местах военных конфликтов и стихийных бедствий.
Гуманитарная
Миссия «Харе Кришна — Пища жизни» — это единственная в мире международная
организация по раздаче вегетарианской пищи. Она основана в 1974 г. Международным
Обществом сознания Кришны с целью обеспечения полноценным вегетарианским
питанием социально незащищенных слоев населения, а также людей, пострадавших от
стихийных бедствий и военных конфликтов, вне зависимости от их расы,
национальности, политических или религиозных убеждений и пола.
В
настоящее время «Харе Кришна — Пища жизни» действует в более чем 50 странах
мира. За время ее существования нуждающиеся во всем мире получили более 70 миллионов
бесплатных обедов.
На
территории бывшего СССР миссия «Харе Кришна- Пища жизни» начала свою
деятельность в 1988 г. в зоне разрушительного землетрясения в г. Спитак
(Армения), где горячее питание в течение четырех месяцев ежедневно получали
более 2 000 человек.
С
1992 г. по 1994 г. группа из 10 добровольцев ежедневно, несмотря на отсутствие
электричества и артобстрелы, обеспечивала горячей пищей до 2 000 жителей города
Сухуми (Абхазия), в основном стариков и детей, что фактически спасло их от голодной
смерти. Программа раздачи пищи в Сухуми проводилась в тесном сотрудничестве с Федеральной
миграционной службой России и с Международным Комитетом Красного Креста.
В
начале июня 1995 г. трое сотрудников миссии «Харе Кришна — Пища жизни» по просьбе
Министерства по чрезвычайным ситуациям России вылетели на Сахалин, чтобы
принять участие в спасательных работах в Нефтегорске, разрушенном
землетрясением 31 мая 1995 г. В течение двух недель они готовили горячую пищу
для оставшихся в живых и бригад спасателей, круглые сутки занимавшихся
извлечением оказавшихся под обломками зданий людей.
В
декабре 1994 г., с первых дней ведения широкомасштабных боевых действий в Чечне,
добровольцы «Харе Кришна — Пища жизни» организовали на базе столовой школы №2 г.
Назрани (Ингушетия) приготовление и раздачу горячей пищи беженцам из Чечни.
Программа в Назрани продолжалась вплоть до июля 1995 г., ежедневно обеспечивая
горячими обедами из 4–5 блюд 500 беженцев.
В
январе 1995 г. аналогичная программа началась в Хасавъюрте (Дагестан) и в течение
двух месяцев обеспечивала питанием 600 беженцев в день. В марте-апреле 1995 г. центр
бесплатного питания действовал в Гудермесе (Чечня), а с 16 марта 1995 г. по 5 августа
1996 г. — в городе Грозном.
8
марта 1995 г. команда из восьми добровольцев «Харе Кришна — Пища жизни» из Санкт-Петербурга
прибыла в Чечню военно-транспортным спецрейсом с 5 тоннами продовольствия,
выделенного администрацией г. Санкт-Петербурга для организации раздачи пищи в Грозном.
Через неделю им удалось открыть первый в Грозном центр раздачи горячего питания
на базе пищеблока городской больницы №4, в котором пищу стали получать до 3 000
человек каждый день.
Обслуживающий
персонал программы состоял из 6–10 имеющих необходимую квалификацию
добровольцев, которые собирали продовольственные и денежные пожертвования,
готовили пищу и развозили ее по 11 раздаточным точкам в Грозном.
На
протяжении самого тяжелого для жителей Грозного периода центр «Харе Кришна —
Пища жизни» являлся единственной бесплатной столовой в городе, где каждый
нуждающийся мог получить горячее питание.
За
время деятельности программы роздано более 800 тыс. горячих обедов
пострадавшему населению.
Женщины,
старики, беженцы и дети в наибольшей степени нуждались в помощи и поддержке во время
чеченского военного конфликта. Часто обед, полученный от вайшнавов ОСК, был
единственной пищей за много дней.
Центр
программы «Харе Кришна — Пища жизни» в Грозном действовал непрерывно вплоть до 6
августа 1996 г., когда в городе возобновились боевые действия. Один из добровольцев
миссии, Андрей Савицкий (1968 г. рожд., г. Новгород), погиб от пулевого ранения
7 августа 1996 г. в Грозном. В феврале 1997 г. Международная Ассоциация
Религиозной Свободы (Российское отделение) наградила посмертно Андрея Савицкого
Орденом религиозной свободы.
Международная
религиозная гуманитарная миссия «Харе Кришна — Пища жизни», организованная
Обществом сознания Кришны в России, осуществляет широкую благотворительную программу
бесплатной раздачи пищи н нашей стране. Центры Миссии действуют в более чем 40 городах
России. В 26 городах центры официально зарегистрированы как общественные
благотворительные фонды. В большинстве случаев благотворительная деятельность
центров осуществляется в тесном сотрудничестве с городскими государственными
социальным службами, а также с другими неправительственными благотворительными
организациями, такими, как местные отделения Красного Креста.
В
настоящее время «Харе Кришна — Пища жизни» — единственная в России
неправительственная организация по обеспечению людей питанием в условиях
чрезвычайных ситуаций. Она поддерживается за счет пожертвований граждан и организаций.
В ряде случаев программа осуществляется при содействии филиалов Международного
Красного Креста и ЮНИСЕФ, как это было в Сухуми, а также в Белграде и Соуэто
(ЮАР). «Пища Жизни» неоднократно высоко оценивалась российскими
государственными и общественными деятелями2.
Кроме
раздачи пищи Общество сознания Кришны проводит благотворительные мероприятия
под общим названием «Дайте этим людям шанс» в местах лишения свободы — СИЗО и ИТР
(Бутырская тюрьма в Москве, «Кресты» в Санкт-Петербурге, следственные изоляторы
и колонии Мурманска, Архангельска, Северодвинска, Новгорода и других городов),
а также программу реабилитации наркоманов «Возвращение к жизни».
Необходимо
отметить, что для индуизма в целом и для вайшнавизма в частности характерна
высокая степень терпимости и концептуального плюрализма в отношении других
религиозных традиций (христианства, ислама, буддизма и др.). «Единство в многообразии»
— уникальный универсальный тезис, присущий индуизму и закладывающий основу для
уважения и сотрудничества последователей разных религий. Вайшнавы оценивают
любое проявление религиозности в соответствии с тем, насколько в нем отразилась
универсальная идея бхакти. Бхактивинода Тхакур считал, что в храме любой другой
религии поклоняются тому же Богу, хотя и называют Его другим именем.
Каждое
вероучение дается Богом в соответствии со временем, страной и степенью
подготовленности людей к восприятию вечных принципов религии, не зависящих от ее
временных форм. Поэтому вайшнавы не отвергают другие вероучения, не занимаются
прозелитизмом и избегают каких-либо споров с верующими других конфессий.
Участники движения сознания Кришны всегда готовы идти на контакт со всеми, будь
то верующие или неверующие, для того, чтобы обсуждать и решать важнейшие
вопросы современности — как предотвратить религиозную и национальную рознь, как
устранить последствия военных конфликтов и стихийных бедствий, как решить
проблему детской и подростковой преступности и наркомании и т.д. Вайшнавы
охотно принимают участие в любых формах межконфессионального диалога. Для этого
они организовывают круглые столы, конференции, межконфессиональные встречи
сами, а также принимают участия в подобных мероприятиях, организованных
другими.
В
1996 г. в Заявлении ЦОСКР «Об отношении к религиозным традициям» была выражена
уважительная позиция российских вайшнавов по отношению к традиционным для
России конфессиям, необходимости межрелигиозного диалога и сотрудничества
прежде всего в социально-благотворительной и культурно-просветительской сферах.
Вайшнавы ценят любые проявления религиозности в других культурах и рассматривают
межрелигиозный диалог как способ обмена духовными ценностями и убеждениями при
условии взаимного уважения.
Еще
в пятидесятых годах Шрила Прабхупада в обращении к лидерам мировых религий
выражал эту позицию так: «…Индуисты, мусульмане, христиане и последователи
других вероисповеданий, имеющие непоколебимую веру в авторитет Бога, не должны
предаваться праздности и безмолвно взирать на стремительный рост цивилизации
безбожников. Существует высшая воля Господа, и ни одна нация или общество не смогут
жить в мире и процветании без принятия этой важной истины. Дорожа нашей
собственной духовной культурой и провозглашая веру в Кришну, мы считаем
неприемлемым пытаться привлекать людей к поклонению Всевышнему, опорочивая,
неверно представляя или насмехаясь над членами других конфессий».
Принципам
миротворчества, миролюбия, уважения и терпимости к различным проявлениям
религиозного и иного мировоззрения следуют сегодня российские вайшнавы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusoir.ru/