Космогонические мифы народов Коми
Космогонические мифы народов Коми
Среди достаточно большого количества версий о
сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о
созидательной деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омöля (у к.-п.
Куля). Мир до его сотворения (первобытный хаос) наиболее часто представлен как
безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы в
орнитоморфном облике, Ен - лебедя или утки и Омöль (Куль) - гагары. Землю
(песчинки или ил) со дна водной пучины достает гагара. В других вариациях со
дна "моря-океана" достаются яйца, уроненные в воду матерью-уткой.
Достают их высиженные ею под крыльями два брата-утёнка либо опять же гагара.
Преобладает орнитоморфный облик демиургов и в тех мифах, где первичный хаос
обозначен иначе. Так, согласно одному из них, первоначально в мире были только
"мрак и туман", однажды там встретились два голубя, назвались
товарищами и достали со дна мрака землю. По другой версии, мир некогда представлял
собой огромное болото, из которого однажды вылезли две лягушки (Ен и
Омöль), но землю добыли не они, а голубь Ена, которому мешал ворон - птица
Омöля. В к.-п. мифологии в ряде текстов хаос характеризуется как облако,
или же просто указывается, что в мире не было ничего; демиург предстаёт в
единственной ипостаси, а мир создаётся спонтанно, а не благодаря
целеустремлённой деятельности творца. В одном из к.-п. космогонических мифов
демиург отсутствует вообще - ветер принёс откуда-то пыль и мусор, бросил в
воду, и из них образовалась земля.
Практически во всех космогонических версиях земля
обладала способностью к самопроизвольному росту, вначале она разрасталась до
размеров небольшого острова, а лишь затем, постепенно, приобретала свои
истинные размеры. Демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия
земля сама по себе покрывалась лесом и травой. Земной рельеф тоже создавался не
по воле демиургов. Ен создал камни, но они обрели способность к росту и
тянулись к небу до тех пор, пока Ен не остановил их рост - так появились горы;
реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё
землю пришёл огромный медведь и всю её расцарапал, после чего и появились
болота и горы.
После появления земли космогоническая деятельность
демиургов заключалась в сотворении небесных светил: Ен создал солнце, а
Омöль - луну. По одной версии, светила были сотворены практически
одновременно в самом начале акта творения, по другой, Омöль создал луну,
когда на земле уже жили люди, у них стал вымерзать хлеб, и тогда Ен сотворил
солнце. По третьей версии, вначале было создано солнце, а луна образовалась из
его половинки, оторванной Ом öлем. Вначале светила находились рядом, в
центре неба; затем они были без участия демиургов разведены в разные стороны,
после чего установился их суточный ход по небосклону. В к.-з. мифе это
произошло после того, как солнце и луна, сестра и брат, играя в прятки,
потеряли друг друга и с тех пор безуспешно гоняются друг за другом. У к.-п.
считалось, что это произошло по воле могучего земного колдуна, желающего
разъеденить помещённых им на светила влюблённых. Годовой ход солнца, по к.-п.
мифу, был установлен благодаря солнцеборческой деятельности земного
богатыря-первочеловека Перы. Завершилось сотворение мира сооружением Еном неба,
на которое он после победы над Омöлем (Кулем) в борьбе за космический верх
удалился жить, больше не вмешиваясь в земные дела. Омöль (Куль) удалился
жить под землю, по одной версии добровольно, по другой, - помещён туда Еном,
заманившим его обманом в глиняный горшок. После чего создание трёхмерной по
вертикали: мир верхний, мир средний и мир нижний структуры космоса было
завершено.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/