Государственное управление конфликтными ситуациями в республике Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,14 kb
  • Опубликовано:
    2008-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное управление конфликтными ситуациями в республике Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

На тему:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

МИНСК, 2008

ХХ век ушел в историю не только как век атома, космоса, мировых войн, катастроф и стихийных бедствий. Прогресс науки и развитие технологической сферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем развитие техносферы сегодня выступает как необходимое условие выживания человечества.

Доказано, что человечество для развития обладает огромными ресурсами. Даже при существующих сельскохозяйственных технологиях Земля может прокормить более 10 млрд человек. И то, что четверть населения Земли в определенные годы голодает, что сотни тысяч людей страдают от чрезвычайных ситуаций, связаны не с пороками техносферы как таковой, а с выбранным вариантом стратегии и принятой обществом шкалой ценностей.

Анализ мировой динамики позволяет выделить две ключевые тенденции:

1) взрыв человеческой активности, изменивший мир;

2) глобализация проблем и поиск способов их решения в рамках мирового сообщества.

Более 10 лет назад Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию определила концепцию устойчивого развития как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворить нужды настоящего поколения, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять их нужды. Данная концепция является в настоящее время основой Декларации по окружающей среде и устойчивому развитию (выработана и подписана на Всемирном форуме по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992г., созванном по инициативе ООН), включающей основные принципы управления экономической деятельностью и поведения в области охраны окружающей среды с целью достижения глобальной устойчивости. Иерархия целей, преследуемых при обеспечении безопасного развития социальной системы, выглядит следующим образом (рис.1)

                                  Устойчивое развитие

     Качество жизни                                                           Безопасность

 

      Экономика      Образование        Права            Здоровье           Социаль-        Природа

                                                человека                                  ная среда

Рис. 1. Иерархия целей, преследуемых при обеспечении безопасного развития социальной системы

В Республике Беларусь — первой из стран СНГ — разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), которая была одобрена в первом квартале 1997г. Национальной комиссией по устойчивому развитию и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь.

В НСУР определены модель устойчивого развития нашей страны, национальные ресурсы и социально-экономический потенциал, направления, механизмы и средства осуществления устойчивого развития. Особое внимание уделено сохранению и рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

В качестве важнейших компонентов модели устойчивого развития рассматриваются следующие блоки: геополитические и социально-экономические особенности Республики Беларусь; экологический императив и другие требования устойчивого развития; критические элементы и потенциальные угрозы устойчивому развитию; стратегические и тактические цели устойчивого развития Беларуси. Так, в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000г. в качестве перспективной была принята модель социально ориентированной рыночной экономики.

Важнейшее значение для перехода к устойчивому развитию имеет экологический потенциал, который характеризует возможность страны в сохранении природных ландшафтов и рациональном использовании всех компонентов биосферы в интересах человека.

При переходе к устойчивому развитию общества необходимо учитывать сложившуюся и прогнозируемую демографическую ситуацию в стране. За последние годы в Республике Беларусь определился ряд неблагоприятных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и как следствие — сокращение общей численности населения.

Чернобыльская катастрофа усилила и без того неблагоприятные демографические тенденции, повлияла на здоровье и воспроизводство будущих поколений, внесла серьезные изменения в миграционные процессы. Выезд большого количества населения из зон загрязнения изменил характер расселения на территории страны, деформировал сложившуюся структуру миграционных потоков.

Переход Республики Беларусь к устойчивому развитию предопределяет необходимость обеспечения стабильности и эффективности социально-экономического развития, роста национального богатства страны и повышения благосостояния населения. При этом должны быть гарантированы высокая социальная защищенность населения, сведены к минимуму уровень и масштабы бедности.

Главная цель социальной политики — обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения. Политика доходов населения должна быть направлена на создание условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Для этого необходимо повысить значение зарплаты в составе доходов населения.

Для решения жилищной проблемы потребуется наращивание объемов строительства жилья преимущественно за счет средств населения. Следует ускорить формирование рынка жилья, обеспечить переход жилищно-коммунального хозяйства на безубыточное финансирование.

Последовательно осуществляются меры по государственной поддержке и сохранению систем образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Требуется дальнейшее развитие сети учреждений торговли, общественного питания, сферы платных услуг главным образом за счет увеличения количества мелких и средних предприятий, открытия предприятий с высоким уровнем обслуживания.

В обеспечении устойчивого развития Беларуси важное значение придается региональным и местным инициативам. К числу направлений стратегического характера, прежде всего, относятся: разработка и осуществление мер по достижению рационального природопользования в регионах, преобразование городских и сельских поселений в направлении обеспечения полноценной среды обитания в рамках единой градостроительной политики страны; создание юридических, правовых, экономических и иных условий, регламентирующих развитие в регионах экологически опасных видов деятельности; широкое привлечение населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местной жизни.

Для реализации Национальной стратегии устойчивого развития Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» предусмотрено, что НСУР входит в систему государственных прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу и разрабатывается каждые пять лет на 15-летний период.

На основе НСУР разрабатываются Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет, строится государственная демографическая политика, политика размещения производительных сил и использования природных ресурсов, составляются республиканские и региональные программы.

Управленческая деятельность государства по своей природе направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Поэтому в теории государственного управления конфликтологический подход является объективно обусловленным.

Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных форм общественных противоречий.

Конфликт включает несколько стадий — от зарождения до разрешения. В случае возникновения конфликта нельзя рассчитывать на его саморазрешение — замораживание ситуации создает угрозу нового обострения, взрыва и повышает вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, преодолеть последствия которой всегда намного труднее. Вмешательство на предконфликтной стадии позволяет его предупредить и снизить возможные негативные последствия. Конфликт считается урегулированным, если стороны достигли определенного баланса интересов.

Однако часто, при определенных условиях (например, при ненадлежащем руководстве) конфликтная ситуация обостряется и перерастает в чрезвычайную. Управление чрезвычайными ситуациями — важнейшая функция государства, так как обеспечение безопасности человека, общества и природной среды представляет собой сложную социальную проблему. Решение последней требует высокой мобилизационной способности, которая обеспечивается только на уровне государства.

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация — это «обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Чрезвычайные ситуации можно классифицировать по различным параметрам:

а) по масштабам сферы действия (межгосударственные, общегосударственные, региональные и т.д.);

в) по виду нанесенного ущерба (чрезвычайные ситуации с прямым и косвенным ущербом);

г) по причине возникновения (природные, техногенные, экологические, демографические, экономические, социально-биологические, социально-политические, культурные, этико-моральные и др.).

Чрезвычайные ситуации, основой которых являются общественные противоречия, не только уменьшают ресурсный потенциал общества, но и угрожают существованию государственной системы, экономическому и социальному устройству общества. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций подобного рода государство выявляет наиболее вероятные угрозы национальной безопасности; образует специальные органы управления государственной безопасностью; разрабатывает количественные параметры безопасности; обеспечивает устойчивое функционирование объектов, гарантирующих безопасность.

Первостепенное значение уделяется экономической и военной безопасности. Так, Министерство экономики ежегодно доводит до всех органов исполнительной власти прогнозы социально-экономического развития страны и критерии пороговых показателей экономической безопасности (способность экономически функционировать в режиме расширенного воспроизводства, состояние импорта, уровень внешнего и внутреннего долга, возможность его погашения и т.д.).

Меры по выходу из чрезвычайной ситуации принимаются в зависимости от ее сложности, продолжительности, территориального охвата. Наиболее радикальным способом выхода из чрезвычайной ситуации является введение чрезвычайного положения в качестве временной меры. На территории, где введено чрезвычайное положение, могут применяться особые формы управления с наделением органов чрезвычайными полномочиями, формироваться специальные временные органы и т.д. При мобилизационной экономике главное — сформировать инвестиционный механизм, внутренний рынок, обеспечить приоритет общенациональных интересов над частными, корпоративными, увеличить государственное потребление.

Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяющая характер деятельности государственных органов, утверждается законами, в частности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и в самом общем случае включает:

1) политику по ликвидации чрезвычайной ситуации, включающую разработку планов аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайной ситуации и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

2) политику по предупреждению чрезвычайных ситуаций, включающую разработку различных комплексов мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций объединяет республиканские и местные исполнительные и распорядительные органы, а также предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственное управление и координация деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Республиканские органы государственного управления организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Инфраструктуры государства координируются головным ведомством — Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь, основной задачей которого является формирование и осуществление государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является Гражданская оборона (ГО) Республики Беларусь. В соответствии с Законом «О гражданской обороне», ее составляют органы государственного управления всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагированием на них. ГО организуется на всей территории республики по территориально-производственному принципу.

Государственное регулирование в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций предусматривает осуществление деятельности также и на международном уровне. Будучи членом мирового сообщества, Республика Беларусь выполняет международные обязательства в области предотвращения глобальных и национальных катастроф, ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения и окружающей среды, долговременного и устойчивого развития цивилизации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций  осуществляется  силами  и средствами организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, защита населения от угроз чрезвычайных ситуаций мирного времени и военных угроз осуществляется в рамках взаимосвязанных комплексов мероприятий и реализуется построением системы правовых, организационных, технических, экономических и информационных отношений субъектов.

Система управления чрезвычайными ситуациями имеет ряд особенностей по сравнению с действием традиционных систем управления (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной системы управления

и системы управления в чрезвычайных условиях

Традиционные

системы управления

в чрезвычайных ситуациях

Постоянный режим функционирования

Разные режимы функционирования

Жесткая структура и четкое распределение функций на длительный период

Отсутствие жесткой структуры и четкого распределения функций на длительный период

Узкая функциональная направленность

Широкая и частично непредсказуемая область действия

Регламентированные информационные потоки

Зависимость информационных потоков от складывающейся ситуации

Избыток информации

Недостаток информации

Предсказуемость ситуации, возможность использования прошлого опыта в аналогичной ситуации

Непредсказуемость ситуации, ограниченная возможность использования прошлого опыта

Принцип единства полномочий и ответственности

Сочетание принципов единоначалия, распределенных полномочий и ответственности

Функциональный потенциал

Организационный потенциал

Преобладание в основном социально-экономических целей и критериев функционирования

Цель — результативность в ликвидации причин чрезвычайных ситуаций и их последствий. Критерии — минимум времени, минимум потерь (жертв) при ликвидации чрезвычайной ситуации


Система управления в чрезвычайных условиях обычно функционирует в режиме повышенной готовности и обладает высокой степенью мобильности, вследствие чего необходима постоянная поддержка высокого профессионализма и ответственности исполнителей.

До недавнего времени политика СССР в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций была ориентирована главным образом на развитие и совершенствование политики ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера. Фундаментальными целями такой политики являлись создание инженерных систем безопасности и принятие соответствующих организационных мер, позволяющих исключить в процессе хозяйственной деятельности любую, сколь угодно малую опасность для здоровья человека и качества окружающей среды. Соответственно возникновение любой чрезвычайной ситуации рассматривалось как отклонение от «нормальной жизни». Органы государственной власти, ответственные за планирование социально-экономического развития страны, не принимали во внимание в разрабатываемых ими программах причинно-следственную связь между чрезвычайной ситуацией и социально-экономическим развитием с точки зрения возможных последствий. В рамках политики абсолютной безопасности отсутствуют стимулы для проведения научных исследований по коммерческой оценке риска для населения и окружающей среды от тех или иных видов опасностей и принятия заблаговременных мер для снижения их последствий.

Изучение уроков ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с которыми столкнулись наша страна и другие страны мира за последние два десятилетия, и научные исследования с все большей очевидностью свидетельствуют, что, несмотря на совершенствование технических и организационных мер, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, дальнейшие усилия в этом направлении становятся менее эффективными. Интенсификация хозяйственной деятельности, технологических процессов, рост мощностей промышленных предприятий, их концентрация на сравнительно небольших территориях и соответственно рост плотности населения, проживающего в этих районах, приводят к резкому возрастанию ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. С другой стороны, всегда имеется элемент случайности, который может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В силу вышесказанного в 80-е годы в высокоразвитых странах была осознана необходимость направить акцент государственной политики в сторону решения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на оценку и возможное уменьшение риска их возникновения, а также на снижение размеров возможного ущерба, т.е. был сделан переход от концепции абсолютной безопасности к концепции приемлемого риска. Последняя требует рассматривать чрезвычайную ситуацию не как отклонение от «нормальной жизни», а как ее отражение.

Концепция приемлемого риска основана на оценке рисков чрезвычайных ситуаций и управлении ими. Она позволяет учесть причинно-следственную связь между чрезвычайной ситуацией и тенденциями социально-экономического развития региона и рассматривать ЧС как часть долгосрочной программы развития данного региона. Однако при этом принимается во внимание, что ЧС — не повседневное событие, поэтому требует специального реагирования.

Для практической реализации политика приемлемого риска требует также разработки методов определения баланса между опасностями и выгодами от той или иной деятельности; переориентации системы контроля за состоянием безопасности — от контроля, сконцентрированного на факторах опасности, к контролю за воздействием этих факторов на человека и окружающую среду, сохраняя при этом контроль за факторами опасности. В странах СНГ сложилась едва ли не самая сложная в мире экологическая обстановка. В том числе кризисное состояние экономики явилось причиной и следствием несовершенства системы защиты от чрезвычайных ситуаций.

Гармоничное и безопасное развитие общества становится нереальным без резкого повышения уровня и эффективности предупредительных мер, уменьшающих опасность, масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций. Значительные шаги в направлении перестройки системы безопасности уже сделаны в России. В настоящее время завершается первый этап создания МЧС РФ, на котором решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий, ориентированные на оперативное реагирование и ликвидацию ЧС. Главная задача второго этапа — снижение рисков и смягчение последствий ЧС, осуществление заблаговременных мероприятий. Принятие законов по защите населения, утверждение на законодательном уровне статуса спасателя — все это не просто забота о благополучии населения, но прежде всего проявление повышения общечеловеческого уровня внутренней культуры государства.

Построение эффективной системы безопасности актуально и для Республики Беларусь: ежегодный размер ущерба только от промышленных аварий составляет 1,2–1,5% ВНП, а при наиболее тяжких катастрофах, таких как Чернобыльская — почти на порядок превышает данные цифры. Экологическая ситуация в Беларуси осложнена широким развитием химической и нефтехимической промышленности, крупных машиностроительных предприятий, а также наличием большого количества животноводческих комплексов, которые не обеспечены техническими возможностями для утилизации отходов. Многие промышленные предприятия (химической, машиностроительной и других отраслей), базирующиеся на устаревших технологиях, представляют большую опасность для окружающей среды.

Территория республики подвержена воздействию широкого спектра опасных природных факторов, из которых наибольшую опасность представляют наводнения, лесные пожары, шквалы и смерчи, заморозки в поздние (июнь) и ранние (август) сроки. Кроме того, требуется создание адекватной программы и четкого механизма ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Не претерпевшая изменений со времен СССР существующая система вряд ли отвечает современным требованиям защиты. Необходимо принятие неотложных мер (в течение ближайших 5-10 и в последующие годы) во избежание потери условий для устойчивого развития страны и способности экономики к расширенному воспроизводству. От решения многих из этих проблем зависит будущее нашего общества.

Литература

1. Закон Республики “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” № 141-3 от 5.05.1998.

2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. В 2 ч. – Мн.: АУприПРБ, 2007.

3. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. – М.: РГГУ, 2008. – 316 с.

4. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функцио­нальные вопросы): Учебное пособие. – Мн.: Экономика, 2007. – 302 с.

Похожие работы на - Государственное управление конфликтными ситуациями в республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!