Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди мусульман Российской империи
Миссионерская деятельность Русской Православной церкви
среди мусульман Российской империи
С. А. Каримова
Нижневартовский государственный педагогический
институт
С
давних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианской
церкви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительной
прерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организации
не имели права привлекать неофитов.
В
то же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматривать
как чисто церковную инициативу. В значительной степени она направлялась
государством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своей
внутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия
“русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковную
миссию именно с этой точки зрения.
Но,
исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередко
препятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч.
и мусульман.
Миссионерская
деятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи не
была предметом специального исследования в историографии.
Однако
в работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных истории
конфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы,
связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.
Особенностью
дореволюционной историографии было то, что большинство ее представителей
являлись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями
(миссионерами) [1]. С одной стороны, это несомненно повышает источниковую
ценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. С
другой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий не
могли быть вполне объективными.
Вместе
с тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинстве
были далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульман
Российской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачам
и ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционной
историографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успехов
миссии.
В
особую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П.
Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича [2].
Труды
этих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляют
собой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерская
деятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основных
задач христианской церкви.
В
советской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатывалась
крайне незначительно [3]. Характерной чертой подобных исследований становилась
резко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий в
угоду конъюктурным соображениям.
В
историографии современного периода по рассматриваемой проблеме четко
прослеживаются три основных направления.
Представители
первого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются того
мнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказала
пагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества. [4]
Их
оппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православной
церкви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссия
несет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее
“благое” и “богоугодное” [5].
Представители
третьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются дать
объективную картину (основанную на широком круге источников) православной
миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи [6].
Несмотря
на убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульмане
находятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна,
поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления”
[7], возможности православной миссии среди мусульманского населения Российской
империи оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.
К
первым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывало
насущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточность
материальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярность
в российском обществе идеи миссионерского служения.
Многообразие
факторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:
отсутствие
разработанной программы действий миссии;
нехватка
служителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православного
благочестия;
специфика
миссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:
А)
Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так как
распространение православия среди мусульман России находилось в связи с
покорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;
Б)
Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного из
теоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину более
всего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще сам
Мухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лиц
божества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина в
противоположном” [8].
В)
Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманского
населения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроением
магометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политического
вопроса татарско-магометанского”[9].
Систематическая
миссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российской
империи берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В
1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения в
православие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либо
значительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период не
наблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовался
стандартный набор методов: от прямого принуждения до материального
вознаграждения.
Покровительственная
по отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман от
административного и государственного принуждения в духовных делах. С
ликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работа
среди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIX
в. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорее
личным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленной
деятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах,
например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов без
специального разрешения российской колониальной администрации [10]. Кроме
этого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с
60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнюю
веру.
Таким
образом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в период
с последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.
Расцвет
активности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторую
половину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о котором
сообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывало
опасения не только православной церкви, но и правительства империи и таким
образом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.
Огромную
важность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русской
православной церкви дало осознание необходимости специфических приемов и
средств при работе с мусульманами.
Вплоть
до первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили
[11]. Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг.
XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.
Однако
в атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственная
миссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качестве
альтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман,
направленную на ограждение их от влияния ислама.
Во
второй половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовили
миссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанская
духовная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”.
В то же время важно отметить незначительность результатов деятельности
академии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработке
рекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.
Организационное
оформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православного
миссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местах
учреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности общества
комитеты появились в 43 епархиях [12].
Развитию
антиисламской деятельности способствовало появление большого количества
антиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы
“Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник”
и др.)
С
1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных
съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского
населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910
г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати,
порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривался
вопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющим
религиозную пропаганду. В секции противомусульманской прессы обсуждались меры
противодействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русской
печати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение о
необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было
признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где
мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме
того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу
и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман [13].
Важность
противоисламской пропаганды подчеркивалась и в отчетах о деятельности
епархиальных комитетов. Так, существовал особый раздел, посвященный “успехам”
противомусульманской миссионерской деятельности.
В
отчете Оренбургского епархиального комитета за 1898 г. сообщалось, что “дело
миссии против ислама, начавшееся очень недавно… в настоящее время окрепло, стоит
на почве твердой и может без опасения смотреть на будущее” [14].
Наиболее
успешным методом антиисламской пропаганды признавалось школьное образование (в
1898 в миссионерских школах при станах Оренбургской епархии обучалось около 180
детей “не только поселенцев, но и “киргизов и других инородцев” [15].
Для
“укрепления” бывших мусульман в новой вере миссионеры и идеологи миссионерства
предлагали выделять крещеных “инородцев” в особые общества с принадлежащими им
земельными наделами” [16], а также улучшать их экономическое положение, вплоть
до открытия обществ взаимопомощи.
В
связи с тем, что русское руководство в мусульманских районах, в частности в
Туркестане, старалось “как можно менее входить во внутренний распорядок
(местного населения -- С.К.), предоставив им ведаться своими обычаями и своими
властями”[17], характерным было стремление церкви привлечь к делу миссии и
административные ресурсы.
Так,
в начале XX в. священник С. Багин писал: “нужна дружная работа не только
духовенства и специальных миссионеров, и всех вообще деятелей народного
просвещения, но и гражданской власти”[18].
В
реальности миссионеры, работающие с мусульманским населением применяли две
группы методов: методы “непосредственные” и “посредственные”.
Методы
непосредственные выражались в “многочисленных и продолжительных разъездах
миссионеров по … аулам со словом проповеди” [19].
К
комплексу методов косвенных или, как они тогда назывались, “посредственных”
относились: “поднятие религиозно-нравственного уровня русского населения”,
“проведение религиозно-нравственных чтений в здании миссионерской школы”,
“учреждение церковно-приходских обществ трезвости”, “разработка проектов,
соответствующих местным условиям, а также организация миссионерских
церковно-приходских братств для борьбы с исламом” [20].
На
содержание миссии расходовались значительные суммы: по нашим подсчетам,
основанным на анализе статистических данных, приведенных в “Обзоре деятельности
ведомства Православного исповедания за время царствования императора Александра
III”, на крещение одного мусульманина в среднем затрачивалось около 267 руб., в
то время как в целом по России этот показатель равнялся 77 руб. [21].
Анализ
отчетов епархиальных комитетов за вторую половину XIX в. позволяет утверждать,
что “организацию широкомасштабного наступления на ислам” православная церковь
считала делом будущего.
Главной
же задачей православной миссии в упомянутое время, как отмечалось в
миссионерской литературе, было “сохранение в стаде инородцев христиан” [22].
Издание
Манифеста 17 Апреля 1905 г. “свело миссионерскую деятельность почти до нуля…”
[23]. Возможность перехода из одного вероисповедания в другое, предоставленная
российским гражданам, была использована многими бывшими мусульманами.
На
сегодняшний день не существует точной информации о численности мусульман,
“отпавших” от православия. По сведениям Н.А. Смирнова, за 1905-1907 гг. из
православия в ислам вернулось около 36 тыс. крещеных татар и башкир [24]. По
данным, представленным Ф. Брайн-Беннингсеном, примерно 50 тыс. татар оставили
православную церковь сразу же после издания Манифеста 1905 г. [25]. Кроме того,
можно предположить, что отпавших от православия было намного больше, т.к.
далеко не все регистрировали изменение веры в полиции.
Помимо
этого, после 1905 г. изменилась сама цель миссии. Если в конце XIX в. она
представляла собой “укрепление в вере” крещеных из мусульман, привлечение
неофитов и противодействие “мусульманской пропаганде”, то после издания
Манифеста она свелась до удержания крещеного населения в лоне православной
церкви и “охраны” новообращенных от влияния исламской пропаганды [26]. Как
признавали сами миссионеры, их деятельность в начале ХХ в. приобрела характер
“оборонительный, а не наступательный” [27].
Список литературы
Спасский
Н. Потребность православной миссии для Букеевской орды. М., 1895; Остроумов Н.
Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность
православной русской церкви. Казань, 1910; Архиепископ Серафим (Соболев)
Русская идеология. СПб., 1992; Багин С. Об отпадении в магометанство крещеных
инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань,
1910; Матвеев С. Два дня среди крещеных и отпавших инородцев (из дневника
миссионера). М., 1902, и др.
Доброклонский
А.П. Руководство по истории Русской церкви. М., 1999; Карташев А.В. Очерки по
истории Русской церкви. М., 1997; Смолич И.К. История Русской церкви: В 8 т.
М., 1997; Тальберг Н. История Русской церкви. М., 1997.
Горохов
В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань,
1941; Климович Л.И. Ислам в царской России. М., 1936.
Брайен-Беннингсен
Ф. Миссионерские организации в Поволжье во второй половине XIX в. //
Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Отв. Ред.
Абдуллин Я.Г. Казань, 1994; Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999;
Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.
См.
журнал “Миссионерское обозрение”, газету “Мирт”
Воробьева
Е. Политика России среди мусульман. СПб., 1999; Ланда Р.Г. Ислам в истории
России. М., 1995; Малашенко А.В. Мусульмане СНГ. М., 1997.
Остроумов
Н. Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством.
СПб., 1888. С. 47.
Там
же. С.46.
Остроумов
Н. Колебания русского правительства… С. 8-11.
Горбунова
С.В. Политика Российской империи в Младшем Казахском жузе. М., 2001. С.
175-185.
См.:
Смолич И.К. История … С. 213.
Обзор
деятельности ведомства Православного исповедания за время царствования
императора Александра III. СПб., 1901. С. 363.
Смирнов
Н.А. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX – 1917 г.) //
Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 450-451.
Отчет
о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного
миссионерского общества за 1898 г. Оренбург, 1899. С. 25.
Там
же.
Современное
движение в среде русских мусульман. Исследование Епископа Алексия, ректора
Казанской Духовной Академии. Казань, 1910. С. 39.
Материалы
по истории политического строя Казахстана (со времени присоединения Казахстана
к России до Великой Октябрьской Социалистической революции). Алма-Ата, 1960. Т.
1. С. 251.
Багин
С. Об отпадении в магометанство … С. 35.
Отчеты
о деятельности … за 1898 – 1905 гг. Оренбург, 1899-1906.
Там
же.
Обзор
деятельности … С. 237-239.
Брайен-Беннингсен
Ф. Миссионерские организации…С. 135.
Багин
С. Об отпадении в магометанство … С. 23.
Смирнов
Н.А. Миссионерская деятельность … С. 397.
Брайен-Беннингсен
Ф. Миссионерские организации … С. 123.
Багин
С. Об отпадении в магометанство … С. 20.
Там
же.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru