Старец Максим Инзенский
Старец Максим Инзенский
Мельник В. И.
Отец
Максим родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии (жил
приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века). Известно о
нем немного. Местные жители считают его праведником, берут землю с его могилки.
Родители
его умерли, а он не женился: "Так и жил как старец". Тияпинцы помнят
место, где находилась его избёнка. Теперь рядом с тем местом стоит магазин.
Отмечают его прозорливость. Помнят также, что "к нему все ходили",
даже издалека, из Мордовии приезжали — за советом, с просьбой помолиться. А то
и за благословением: "Благослови, отец Максим, я в армию". Он
благословит. Другие собирались ягнят везти продавать, к нему заезжали:
"Отец Максим, благослови, как нам Господь велит". — "Ну,
поезжайте, продадите". По благословению старца Максима все управлялось
наилучшим образом.
До
сих пор живы люди, рождение которых он предвидел. В одной семье двенадцать лет
не рождались дети. Пришли за благословением к старцу Максиму. Он помолился и
говорит: "Будут, будут дети!" И вот родилось двое детей: мальчик и
девочка.
Часто
говаривал он о жизни людей в будущем. Предсказывал, что люди будут относиться
друг к другу все хуже и хуже. Когда тияпинцы впервые увидели самолет, люди
сбежались со всех окрестных сел — и вспомнили, как Максимушка говорил, что по
небу будут галки железные летать. Еще предсказывал, что будет голод, настанет
время, когда будет народ собирать по полям колосья. "И было это время. Колосья-то
собирали ведь по полям, в голод". Говорил про паровозы, автобусы,
электричество. Говорил, что жить станет легче, но станет в мире намного хуже.
Сказал прямо про наше постперестроечное время: "Народ, говорил, будет
гибнуть. Вроде, мол, войны не будет, а народ будет умирать". Говорил:
"Доживете, — будете поминать. Доживут девицы, будут бесстыжие лица. Будут
женщины драться и ходить в мужских кальсонах". Предсказал даже, что рядом
с его домом потом станут торговать. Теперь там магазин.
Но
и враг ему мстил: находились в селе люди, которые не только не почитали старца,
но и камнями в него кидали, и палками. И он все терпел.
Сам
он умел видеть духовную суть человека, особо выделяя бедных, но благочестивых.
Бывало, придет к таким в дом и спросит:
—
Анна, блины печешь?
—
Ой, отец Максим, блины пеку.
—
Вот будем есть.
А
потом дня через три:
—
Анна, кисель варишь?
—
Кисель, отец Максим.
—
Вот будем есть.
Известно,
что был он бессребренником: своего у него ничего не было. Благодарные люди ему
из Мордовии избёнку привезли. Кроме этой подаренной избёнки у него не было
никакого имущества. Даже кормили его благодетели. "Он очень был простой.
Что дадут ему, он обратно раздаёт. Что у него есть, придет кто, он накормит.
Подадут ему сахарку, так если придет кто, например, с дороги, он чайник
поставит, напоит и этим сахарком-то и угостит. Скажет: "Завтра будет еще.
Будет день, будет и пища. Беречь не надо, а то испортится".
Обликом
старец Максим был "очень тоненький, сухенький": "Бывало, идет
зимой по снегу в зипуне босиком и без шапки — и ничего не отмораживал".
Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал на
поленья, а ноги — на подушку. При этом говорил: "Голова — дура, нечего ее
любить, а ноги устают".
Дар
предвиденья сочетался в отце Максиме с даром исцеления не только телесных, но и
духовных болезней. Люди помнят случай, когда глубоко верующий Михаил не повез
сына в больницу, а обратился прежде всего к старцу Максиму. "У одного
старичка (он в Бога верующий был) сын сделался как безумный. Семейные ему
говорят: — Поезжай, отец, в больницу — Нет, пойду к отцу Максиму. Как отец
Максим скажет. И вот он пришёл к отцу Максиму: "Отец Максим, у меня с
сыном-то плохо. Он у меня как безумный". Он берёт кружечку, почерпнул воды
в ручье. И говорит: "Вот иди умой его, дай ему испить, и он будет такой,
как был". Вот уж дядя Миша-то целовал руки и ноги ему".
Отмечают
люди и случаи чудотворений. "У него в январе месяце красные ягоды были.
Вот в Чумакине Марья заболела. — Надя, иди к отцу Максиму за ягодами. — Бабушка,
какие сейчас ягоды? Снега, гляди сколько! Окна все замёрзли! А бабушка все одно
— иди. Одна идти не смеет, пошла со старушками. Пришла к отцу Максиму. Кругом
сад у него был. А избёнка-то самановая была, так, плохонькая. А крыша была —
две вязанки соломы. — Отец Максим... А он: — Я знаю, знаю, знаю, знаю. Берёт
лукошечко и идёт рвать красные ягодки. Надя-то говорит: — Господи, что-то долго
его нет.
Дверь-то
отворила. А он, говорит, на снегу-то стоя, на коленках рвёт красные ягоды.
Принесла домой, все поели, чаю напились". Рассказывают и про другой
случай: "Потом время сеять лён, весной. Такая засуха была, дождя не было.
Сеять мужики всё собираются, а начать не могут. В праздник в церкви отец Максим
говорит: — Ничего, мужики, не тужите, сейчас дождик пойдёт. Пришли из церкви —
полил дождик как из ведра, откуда ни возьмись — ни тучки, ни облачка".
Старец
Максим предсказал час своей кончины: "Вот, Марья, скоро обуешь
лапотки". Зашел к знакомой семье и сказал: "Вот я буду умирать, вам
голубь будет в три окна стукать. Догадайтесь, идите ко мне".
Гроб
старца Максима несли люди на руках. Народ пришел из всех окрестных сел. А те,
кто нес гроб, говорили: "Как и ни несли! Вот идем — какая-то
свобода".
Дом
старца Максима, к сожалению, вскоре разобрали и перевезли на ток, где из него
сделали сторожку. Но много людей продолжало приходить и даже приезжать издалека
на то место, где стоял его домик. Особо почитался тот дубок, под которым старец
сидел, когда принимал паломников. Ведь при жизни он говаривал: "К моему
дубу кто подойдёт, исцелён будет". Но и дуб этот злые люди спилили.
Говорят, что сделали это две женщины, которые после этого ослепли.
Похоронили
его в селе Пятине, возле самой церкви. Время от времени сменяются на могиле
кресты. Их складывают возле церковных стен. На кресте часто можно увидеть
полотенца, кусочки хлеба, конфеты, яйца.
Землю
с могилки люди берут, растворяют ее в воде, пьют, прикладывают к больным
местам. Так хранится в народе память о праведнике, так помогает он и после
своей смерти людям по их вере.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/