Гитлер и Церковь
Гитлер и Церковь
Иван Петров
Разрушенная
экономика, безработица, инфляция, общенациональный комплекс неполноценности…
Нет, я не об Украине, а о Германии 1933 года. В этих условиях многие, вероятно,
как и у нас, мечтали о порядке, «сильной руке», национальном возрождении. Можно
понять, почему Гитлер, до своего избрания канцлером руководивший не слишком
популярной партией со скандальной репутацией, всего за полгода сумел оказать
такое влияние на умы и души своих сограждан. Ведь даже в современном мире идеи
фашизма порой становятся популярными, причем не только на Западе, но и в
восточно-европейских странах.
Это-то
и удивительно, потому что именно эти страны понесли на себе основные
человеческие потери в годы Второй Мировой войны, исчисляемые десятками
миллионов человеческих жизней.
Как-то
один знакомый рассказал мне, как этакий прыщавый юнец с банкой пива в руках,
тщась показаться окружающим умным, утверждал, что лучше было бы для нас, то
есть славян, проиграть в войне с Гитлером. Тогда фашисты принесли бы нам
высокую немецкую культуру, благополучие и процветание. Очевидно, этот молодой
человек забыл, что если бы фашисты все-таки одолели СССР и союзников, то ему,
как недочеловеку (к которым относились славяне, евреи, французы и т.д.)
пришлось бы сейчас гнить где-нибудь на урановых рудниках. Что же касается
высокой немецкой культуры, то в то время она скорее не создавалась, а
уничтожалась вместе с миллионами немцев, которые по тем или иным причинам
отказались поддерживать гитлеровский режим.
Через
немыслимо короткий промежуток времени после прихода к власти Гитлер сумел
нейтрализовать или попросту уничтожить всех, кто мог ему сопротивляться -
другие политические партии, профсоюзы, университеты, журналистов. По замыслу
Гитлера, церкви Германии тоже должны были служить новой идеологии. Однако здесь
он столкнулся с неожиданным сопротивлением. Да, многие священники и миряне с
восторгом последовали за фюрером, поверив, что немцы - богоизбранный народ, а
Гитлер - новый мессия. Но далеко не все клюнули на эту удочку. Это вызвало
бешенство у фюрера, ведь он был убежден, что «…они (то есть пасторы и
священники) предадут что угодно, лишь бы не лишиться своих убогих приходов и
зарплат». Примерно половина священнослужителей образовала церковную оппозицию.
Они отказались закрывать глаза на геноцид евреев и на попытку создать новую
религию, в которой первую скрипку играл бы фюрер, заменяя собой Мессию-еврея.
Да и вполне лояльные к Гитлеру епископы высказывали недовольство тем, как
нацисты правят Церковью. В ответ Гитлер не стал церемониться: «Христианство
исчезнет в Германии так же, как это произошло в России! Германская раса
существовала за тысячелетия до Христа, и в будущем мы прекрасно обойдемся без
христианства. Церковь должна опираться на теорию чистоты крови и расовых
признаков». Потрясенные епископы заявили, что в этом случае им ничего не
остается, как тоже перейти в оппозицию...
29
марта 1934 года в Бармене съезд пасторов и мирян, представляющих 18 деноминаций
Германии, принял декларацию, осуждавшую нацистскую идеологию как
антихристианскую. Результатом этого съезда стало создание так называемой
«Исповеднической церкви», состоящей из людей, отрицательно относившихся к
политике Гитлера, считая фашизм неоязычеством, творящим кумиров из Германии,
расовой чистоты и самого фюрера. Впоследствии многие из них за это лишились
средств к существованию, оказались в заключении или в изгнании и даже отдали
жизнь. Ярким примером служит судьба Мартина Нимеллера - немецкого пастора,
который не побоялся высказать свою христианскую позицию прямо в глаза Гитлеру,
за что фюрер назвал его своим личным врагом. По его распоряжению пастор был
арестован и 7 лет, до 1945 года, провел в концлагере.
Отношения
Гитлера с христианством не случайны, как не случайно желание всякого тирана не
только неограниченно властвовать, но и ставить себя на место Бога и требовать
поклонения. Именно так действует описанный в Библии «дух антихриста», уже не
раз проявлявший себя в прошлом в разных обличьях. «Это не должно повториться»,
-- решили народы мира после победы над фашизмом. Однако нет никакой гарантии,
что в будущем какая-нибудь новая идеология, столь же обманчивая и
многообещающая, не подчинит себе другую великую страну, а то и весь мир. Но
опыт немецких (и не только) христиан показывают, что людей, для которых ценнее
всего - вера во Христа и подчинение своей жизни Его воле, а не воле толпы или
какого-либо политического лидера, не так-то легко обмануть новыми идеями, пусть
самыми привлекательными. Даже если все вокруг сходят с ума, те, кто знает
истину, смогут распознать ложь под красивой маской.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.baznica.info/