Диалог церквей в Европе
Диалог церквей в Европе
Хайнц Иоахим Хельд
Вторая
мировая война превратила Европу в груду развалин, повлекла за собой неизмеримые
людские жертвы, нанесла ущерб культурному достоянию, разрушила доверие между людьми,
привела к радикальным политическим изменениям. Ужасающие события имели глубокие
последствия для всех стран Европы. Но два великих народа европейского
континента больше всех пострадали от внутренних и внешних разрушений, вызванных
господством насилия и ужасов. Это были подвергшийся нападению со стороны своего
немецкого соседа и одержавший победу в тяжелой борьбе русский народ и
запятнавший себя виной и позором народ Германии, проигравшей войну. Обе страны
вынуждены были начинать строить свои отношения с самого начала.
И
все же невероятные усилия, потребовавшиеся для восстановления нормальной мирной
жизни, не шли в сравнение с моральными требованиями, предъявлявшимися к обоим
народам для того, чтобы после периода невероятной враждебности попытаться вновь
заложить основы для взаимного примирения. на много лет
отсрочила политическую встречу и разумный диалог между правительствами. И
именно Русская Православная Церковь и Евангелическая Церковь оказались первыми,
решившимися в атмосфере всеобщего недоверия и страха сделать шаг навстречу друг
другу, шаг, на который еще не были способны политики.
Предыстория
Уже
в 1949 году между Церквами был установлен первый контакт с целью выяснения
возможности взаимного посещения. В начале 1952 года в Москву по приглашению
Патриарха Алексия I направился президент Управления внешних церковных сношений
Евангелической Церкви в Германии Мартин Нимёллер. Общественности своей страны,
которая с большой надеждой следила за его визитом, он рассказал, что Церковь в
России жива. А еще через два года Русскую Православную Церковь смогла посетить
целая делегация церковных деятелей из Восточной и Западной Германии под
руководством доктора Густава Хайнемана, бывшего тогда президентом правящего
органа Евангелической Церкви в Германии - Синода ЕЦГ - и ставшего впоследствии
федеральным Президентом ФРГ. Из этого посещения немецкая делегация вынесла
твердое желание и впредь поддерживать прочные церковные контакты.
Первый
визит представителей русского Православия в Германию состоялся в начале апреля
1955 года. По приглашению Евангелической Церкви в Рейнланде в Германию приехала
делегация во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений
Московского Патриархата митрополитом Николаем (Ярушевичем). Состоялось первое
церковное знакомство, были прочитаны богословские лекции. Ответный визит
последовал в начале осени 1955 года. Немецкой делегацией руководил рейнский
презес Генрих Хельд. Сопровождавшие его профессора евангелического богословия
выступили с докладами в духовных школах Русской Православной Церкви. Была
достигнута договоренность об обмене профессорами, первая группа которых прибыла
из России в Западную Германию в июне 1956 года. В ходе этого визита
ленинградский профессор Л. Н. Парийский передал своему боннскому коллеге Хансу
Иоахиму Иванду каталог вопросов, которые, по его мнению, следовало обсудить в
ходе богословского диалога между двумя Церквами.
Желание церковного сближения и проведения богословских
собеседований
Вопреки
царившей в тогдашнее время атмосфере политического недоверия, в ходе этих
посещений и переговоров говорилось о более хорошем межцерковном понимании и о
выяснении спорных богословских вопросов, которые существовали между двумя
Церквами. Несомненно, трудно было не заметить, как актуальные политические события
оказывали влияние на развитие церковных отношений. Мировой политический кризис
вокруг Суэцкого канала и события в Венгрии поздней осенью 1956 года отсрочили
ответный визит в Россию немецких профессоров. Только к Пасхе 1958 года удалось
организовать поездку в СССР евангелических богословов во главе с вестфальским
презесом Эрнстом Вильмом. Встречаясь с верующими во время богослужений,
немецкие гости были потрясены готовностью к прощению со стороны тех людей,
которым Германия причинила столько зла во время войны.
Когда
в октябре 1959 года в Германию вновь смогла приехать русская православная
делегация, в Евангелической академии в Арнольдсхайне на Таунусе было положено
начало официальному диалогу между двумя Церквами. Он получил название
. Это был первый и до сих пор самый
продолжительный богословский диалог, проводившийся в наши дни между
Православной Церковью и Церковью лютеранской Реформации. Со стороны Русской
Православной Церкви собеседования, как правило, проходили под руководством
председателей Отдела внешних церковных сношений - митрополитов Никодима
(Ротова), Ювеналия (Пояркова) и Филарета (Вахромеева).
С
1959 по 1992 год, поочередно в обеих странах, было проведено двадцать
богословских встреч. Эти двадцать диалогов включают в себя также семь встреч
между Русской Православной Церковью и образованным в 1968 году в Германской
Демократической Республике Союзом Евангелических Церквей ГДР. Начало встречам с
богословами из ГДР было положено в 1974 году в Троице-Сергиевой Лавре в
Загорске (ныне - Сергиев Посад). Они оказались чрезвычайно плодотворными,
продемонстрировав искреннюю человеческую близость между участниками, несшими
церковное свидетельство в условиях социалистического общества ().
Знакомство друг с другом во время богослужений
Для
налаживания взаимопонимания в ходе всех собеседований большое значение имело
взаимное посещение делегациями православных и евангелических богослужений. Ведь
по-настоящему приблизиться к пониманию Церкви и ее богословия можно лишь
познакомившись с ее молитвенной жизнью, ибо молитва служит источником любого
богословского знания. Так православным наблюдателям, присутствовавшим на
евангелическом лютеранском евхаристическом богослужении во время богословских
собеседований в Киеве, с особой силой открылась близость обеих Церквей. Причем
дело не только в одной и той же Библии, которой питается вера. Скорее всего,
это одна и та же традиция совершения молитв и вознесения хвалы Богу,
сохранившаяся в наших богослужениях со времен древней неразделенной Церкви.
Именно
поэтому при подведении итогов диалога в 1995 году представители обеих Церквей
могли констатировать, что им удалось достичь действительного согласия как в
вопросе о своей нерушимой связи со Священным Писанием, призванным служить
мерилом учения и жизни Церкви, так и в признании большого значения церковного
Предания.
Вера и добрые дела
В
ходе собеседований выяснилось, что наши Церкви пользуются разным богословским
языком. Если мы хотим понять друг друга, мы должны узнать содержание терминов,
используемых нашими партнерами по собеседованию, и сравнить его с тем, что
вкладываем в эти же слова мы сами. Самое сложное, но вместе с тем и самое
необходимое в диалоге - это умение поставить себя на место другого и
постараться проникнуться его мыслями.
Процесс
познания друг друга начинается уже со слова , играющего главную
роль в евангелическом богословии и благочестии. Под
подразумевается не просто понимание и доверие. для евангелического
христианина служит воплощением живых, примиренных отношений с Триединым Богом,
Который дарует нам силу Своего Духа, призывает нас и наделяет нас способностью
быть Его соработниками в делании добра. Такой подход может объяснить
православным действительный смысл учения Реформации об оправдании только верой.
В любом случае, две Церкви достигли действительного согласия в том, что вера во
Христа проявляется посредством жизни во Христе. Вера постоянно действует через
любовь.
Поэтому
в ходе собеседований оказалось несложным найти общий язык в вопросе о большом
значении добрых дел в жизни христианина. Это вытекает уже из широкой
благотворительной деятельности, осуществляемой в Русской Православной Церкви и
Евангелической Церкви в Германии как отдельными лицами, так и церковными группами
и организациями. Делегации смогли воочию убедиться в этом в ходе своих визитов.
Святость и святые
Не
возникло расхождения во мнениях также и в том, что мы, христиане, благодаря
Таинству Святого Крещения получаем дар новой жизни в Боге и становимся на путь
деятельного следования Христу. Полученное нами с Крещением призвание к святости
направляет нас на каждодневную, непрерывную борьбу с грехом. И хотя греховность
остается присущей нам до конца наших дней, путем действия Духа Святого в
верующих происходит непрерывное обновление в смысле обретения образа Христа.
При этом мы смогли констатировать, что это обновление основывается не на наших
человеческих усилиях, а имеет свое основание в благодати Божией, получаемой без
сверхдолжных заслуг.
В
Евангелических Церквах не принято богослужебное почитание святых в том виде,
как это имеет место в Православных. Для евангелических христиан святые
принадлежат к , как об этом сказано в Послании к
Евреям (Евр. 12.1). Евангелические христиане вспоминают о святых для укрепления
своей веры. Вместе мы воздаем славу Триединому Богу за то, что вплоть до наших
дней Он благодетельствует Церквам, посылая отдельных мужей и жен, в которых
особым образом возгорается дарованная Христом святость. В наших обеих Церквах они
служат помощниками в деле сохранения твердости в вере и указателями пути к
святости. На их примере Бог показывает нам, какие у Него есть возможности для
нашего преобразования в этой жизни силой Духа Святого по образу Христа.
Невыясненным остался вопрос, следует ли нам, евангелическим христианам, - и
если да, то в каком смысле, - призывать святых и испрашивать их предстательства
перед Господом. Во всяком случае, несмотря на столь высокую оценку святых, и
прежде всего Богоматери, это не принято в Церквах Реформации.
Таинства и проповедь
Обе
наши Церкви единодушно признают Таинства Святого Крещения и Святой Евхаристии,
установленные Христом. Посредством этих Таинств Бог Сам, через нас, людей,
движет Церковью действием Духа Святого. Обе стороны достигли действительного
согласия в понимании Крещения как акта нового рождения. Крещение совершается
единожды и не может быть повторено. В обеих наших Церквах Крещение совершается
- по библейской и апостольской традиции - водой во имя Триединого Бога, Отца и
Сына и Святого Духа. Крещаемый становится членом таинственного Тела Христова -
Церкви.
Далее
богословские собеседования выявили действительное согласие в вероучительном
вопросе о том, что, совершая Евхаристию и вкушая Дары под видом Хлеба и Вина,
мы вкушаем Самого Господа Иисуса Христа с Его Телом и Кровью. Он Сам приходит к
нам в Таинстве и благодатно соединяет нас с Собой и друг с другом. Его
единократная и неповторимая жертва на Кресте во имя примирения за наши грехи
каждый раз воспроизводится для нас в Евхаристии. При этом Он Сам таинственным
образом есть . Это убеждение разделяет с
Православием и Евангелическая Церковь. Обе наши Церкви также разделяют веру в
то, что Церковь и христиане, силой Жертвы Христовой за нас, призваны к жизни в жертвенности
и самоотдаче.
В
богослужениях обеих наших Церквей совершение святых Таинств занимает такое же
прочное место, как и толкование Слова Божия в проповеди. При этом в центре
Божественной литургии Православной Церкви стоит тайнодействие, в то время как в
Евангелической Церкви существенное значение придается проповеди. В ходе диалога
обе делегации констатировали, что все богослужение, в каждой своей части,
пронизано действием Духа Святого во имя нашего спасения. Проповедь Слова Божия
участвует в таинственном характере богослужения. Проповедь - это не только
поучение о путях спасения. Это скорее акт, в котором Бог Сам говорит с нами
через проповедника, пробуждает в нас веру и воздействует на нас ради нашего
спасения.
Церковь и духовное служение - священство
Обе
Церкви достигли действительного согласия в том, что Церковь - это
народ Божий в мире, который Господь избрал для
богослужения и служения человеку. Это , или всеобщее,
священство всех крещеных ни в коей мере не вступает в противоречие с
иерархическим священством (1 Пет. 2. 9). Ибо оба эти священства следует
понимать исходя из Таинства Крещения: оба они берут свое начало в Том же Духе
Святом. Они служат решению таких общих задач, как пробуждение и передача веры,
молитва и дела милосердия.
Однако
священство не может быть выведено непосредственно из
, ибо иерархическое служение установлено Самим Христом,
Который дает особое поручение и полномочия отдельным людям управлять Церковью
как преемникам апостолов. Поэтому духовное священство передается в обеих
Церквах лишь путем особого рукоположения. Согласие было достигнуто также в
вопросе о необходимости епископского служения для управления Церковью. Правда,
это осуществляется в обеих Церквах различным образом и под разными названиями.
К числу по-прежнему сохранившихся расхождений в понимании священства
принадлежит вопрос о допустимости женского священства.
Продолжение диалога
Подытоживая,
следует отметить, что в ходе собеседований наши Церкви добились значительного
богословского сближения. Это вселило в нас надежду на широкое взаимопонимание.
И хотя мы еще не дошли до цели, приобретенное умение открыто говорить друг с
другом является большим достижением. Прежде всего, как я считаю, мы смогли
полюбить друг друга как Церкви, которые Бог призвал к единству, поэтому
руководство Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии
приняло решение о продолжении диалога.
Все
еще открытыми - как уже было сказано выше - остались такие вопросы, как
значение апостольского преемства и таинственный характер рукоположения (без
разрешения этого вопроса не может быть почвы для взаимного признания Таинств и
церковного священства); понимание единства и святости Церкви; критерии для
истинного толкования Священного Писания и авторитета Вселенских Соборов. Кроме
того, наши Церкви должны поделиться друг с другом опытом, накопленным ими в
ходе истории вплоть до наших дней. Лишь таким образом они смогут лучше понять
причины ощущаемой ими отчужденности в богословии и благочестии. Нашим Церквам
еще есть чему поучиться друг у друга. Не в последнюю очередь будущий диалог
должен быть посвящен вопросу, как Церкви могут помочь друг другу справиться с
нынешним духовным и культурным кризисом, как они могут свидетельствовать свою
веру в Триединого Бога и оказывать помощь людям в удовлетворении их личных и
социальных нужд.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.baznica.info