Кундалини
Кундалини
Кундалини
(санскр.– «свернутая в кольцо»), понятие индуистского тантризма, означающее
энергию, которая на уровне микрокосма визуализируется в образе змеи,
свернувшейся в три с половиной кольца вокруг центрального артериального канала
сушумны и «застывшей» в муладхаре – самой из нижней из «нанизанных» на него
чакр (энергетических центров, соотносимых, в порядке восхождения, с участками
человеческого тела, хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий).
Будучи
«запечатана» в человеческом теле, кундалини является на макросомическом уровне
богиней (Махакундали) в состоянии непрерывной активности. Само название
соотносимо с индийскими архаическими змеиными культами эротического характера
(неарийского происхождения) и с более поздними, но основанными на первых,
мифологемами, типа Вишну, почивающего в промежутках между своими
миросозиданиями на свернувшейся мировой змее.
В тантризме
началом миросозидания является уже не мужское божество, которое мыслится
пассивным мировым сознанием, но его хтоническая опора, идентифицируемая как
Шакти – деятельная супруга «статичного» Шивы. Женское божество аккумулирует все
санскары действий всех живых существ и в начале каждой космической манифестации
«развертывает» мир в последовательности эманаций, разработанных в космологии
санкхьи (и других школ); ее деятельность завершается созданием последнего
элемента мира – земли.
Периодически
наступающий покой Махакундалини соотнесен с ее «стартовым положением» в нижней
чакре человеческого организма.
На этой
теологии основывается кундалини-йога – система упражнений, призванная заставить
кундалини подниматься поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей
(сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а заодно и прекращение
индивидуального сознания практиканта.
Среди наиболее
известных пособий по этой йоге можно назвать Прапанчасара-тантру (Тантра о
сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем
Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается
женская «змееобразная энергия», принуждаемая затем к восхождению в высший центр
посредством магических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает
«освобождение». Другие пособия по чакрам и артериальным каналам – Вараха- и
Шандилья-упанишада.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/