Возникновение христианства и первые христианские общины
Возникновение
христианства и первые христианские общины
Главные идеи
Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие
Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так
что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе
которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился,
получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как
человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего
человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для
христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса
было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте. Христиане верят в то, что мир
создан единым предвечным Богом, и создан без зла.
В основе
догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт
пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в
Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не
история человечества. Библия- это рассказ о том, как Бог искал человека.
Не маловажную
роль в распространении христианского вероучения в Римской империи сыграла
иудейская диаспора (рассеяния). На протяжении почти всей древней истории,
Палестина была зависимой территорией. Она переходила от одного завоевателя к
другому. Притеснения со стороны иноземных завоевателей, внутренняя борьба между
различными классами и политическими группировками, бедность палестинской
экономики приводила к постоянному оттоку населения; многие переселялись
расположенные сравнительно недалеко более богатые города переднеазиатских
стран, вошедшие затем в состав Римской империи. Поэтому христианские
проповедники, пришедшие из Палестины первоначально, обращались к иудеям, а
люди, ощущавшие свою связь с Палестиной, жадно прислушивались к проповедникам.
Постоянное общение с населением тех мест, в котором они жили, не могло не
наложить отпечатка на их мировоззрение и психологию. Многие иудеи стали
говорить только по-гречески. Анализ новозаветных и ранних апокрифических
произведений позволяет судить об этническом и социальном составе христианских
общин второй половины I века, они показывают, что в первых христианских общинах
преобладали греки и эллинизированные иудеи. Однако судить об этническом составе
первых христианских групп только по именам, упомянутым в Деяниях апостолов или
посланиях Павла, конечно, нельзя. Там упомянуты главным образом люди, связанные
с окружением Павла, которые в основном ориентировались на проповедь среди не
иудеев. По-видимому, первые христианские проповедники ограничивались в своей
деятельности городом и его окрестностями, так как жители полисов были более
образованны и первоначально чаще всего, христианами становились люди являющееся
не уроженцами, так сказать люди «пришедшие», что служило одной из причин
отрицательного отношения к ним. Большинство христианских общин, возникших в
городах восточных провинций, были бедны. Правда, не следует думать, что среди
христиан I века совсем не было более или менее зажиточных людей. Бедность
первых христианских общин обуславливалась еще тем фактором, что их ряды в
первую очередь состояли из социальных низов. Их двери были открыты для всех
«страждущих» независимо от причин, вызвавших страдание: и рабов и презираемых
сборщиков налогов, и блудниц и больных и калек. Одним из элементов античной
культуры являлось восхищение красотой человеческого тела, а физическое уродство
в античном обществе вызывало брезгливость и презрение. Идея же равенства в
христианстве уравнивало их всех перед богом. И вероятно, первыми христианами из
высших слоев общества были женщины, поскольку они острее, чем их отцы и мужья,
должны были чувствовать неприемлемость прежней системы духовных и этических
ценностей. Однако с конца I – начало II века приток к христианам людей из
средних и даже высших слоев общества постепенно увеличивается. Приход к
христианству таких людей был следствием углубляющегося духовного кризиса,
ощущение, что и эта привилегия в условиях уже, по существу, сложившиеся ко II
веку централизованной бюрократической империи мало что значило …
Распространению христианства в разных группах населения способствовала и самый
характер этого религиозного учения, и формы организации христиан. Если не
считать Палестины и Сирии, наиболее внушительных успехов новая религия добилась
в городах Малой Азии, Балтийского полуострова и Италии — там возникли
самостоятельные общины последователей Иисуса Христа, уже отделившиеся от
местных синагог. Почти все население некоторых малоазиатских провинций
обратилось в христианство.
Предание,
подтверждаемое новейшими исследованиями, сообщает об успешной проповеди
апостола Петра в Малой Азии, а позже- в Египте и Риме. Его ближайшими
сподвижником и продолжателем миссии в Египте был святой апостол и евангелист
Марк. Дело своих собратьев-апостолов в Малой Азии продолжил св. Иоанн Богослов.
Центром его проповеди стал город Эфес, откуда он также руководил жизнью
христианских общин в малоазиатских городах Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе,
Филадельфии и Лаодикии. Предание сообщает и о проповеднических трудах других
апостолов. Так, Матфей после проповеди в Иудее, Сирии и Персии мученически
окончил свою жизнь в Эфиопии. Мученическую кончину приняли после проповеди в
Армении апостолы Варфоломей и Иуда Фаддей. В землях к северу от Малой Азии
проповедовал апостол Андрей, который, по преданию, дошел до Днепра до места,
где позже вырос Киев. Согласно преданию, апостол Филипп проповедовал во Фригии,
Фома – в Индии, Иаков Алфеев – в Сирии и Египте, св. апостол Симон Зилот – на
Кавказе, на территории нынешней Абхазии. Распространение христианства
продолжили ближайшие ученики и преемники апостолов, которые еще при жизни своих
учителей сопровождали их в миссионерских путешествиях.
Несмотря на
преследования, христианство быстро распространялось. Ведь Римская империя,
жестокая гонительница христиан, объединяла множество народов в одно сообщество,
что значительно облегчало проповедь Евангелие в пределах греко-римского мира.
Средиземноморье также благоприятствовало распространению христианства. Уже во 2
в. оно было принесено в Галлию учениками Поликарпа Смирнского.
Учение Христово
распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой
речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые полтораста лет в
Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки
принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и
образованнее. Христианское учение не делало различия между людьми по их
происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни
раба, а все — одно во Христе.
Христиане
составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились
на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери
Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом
стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.
Трапезы
составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу
бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою.
Бедных называли «драгоценными сокровищами церкви». Святым делом считалось у
христиан и освобождение раба. «Раба выкупить — значит душу спасти».
Христианский епископ Киприан учил: «В плененных братьях вы должны видеть Христа
и выкупать, Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров
Того, кто нас вырвал у диавола». Христиане праздновали три дня в неделе: среду,
пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и
воскресении. В праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили
хороводов, и это бросалось в глаза окружающим.
К середине I в.
в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые
вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами.
Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства.
Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств,
икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, — это вера в
добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех
людей посредником между Богом и человеком.
По мере роста
христианского космополитизма и формирования основных догматических
представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I —
началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и
обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.
Изменение
социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности.
Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все
настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.
Императорская
власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю
мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в
частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем
народам империи. Между христианами были люди строгого обычая, которые считали
невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили,
что надо избегать театра и игр, потому что это — дело дьявола, пышность
идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется
изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о
богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми
обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы
совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т. д.
Когда
христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением
императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под
впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на
христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья в «безбожии»
христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли гнев на всех.
Былые гонения
христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой
этой новой религии. Император Константин (ок. 285—337) своим эдиктом от 324 г.
положил начало превращению христианства в государственную религию Римской
империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее
первый вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в
утверждении христианского вероучения.
Уже во 2 в.
великий христианский писатель св. мученик Иустин Философ мог отметить, что «нет
уже более народа в мире, среди которого не возносили бы хвалы Отцу и Создателю
всяческих благ во имя Иисуса Христа».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru/